Сорок за сорок, или Болдин – это глубина…
Когда-то мальчишку-восьмиклассника Леню Болдина не без ехидства перед экзаменами спросила его подружка Рая (а ныне жена Раиса Ивановна): “А как у тебя дела с “Цыганами”? Прочел? Знаешь?.. Вдруг билет с ними вытащишь?..”
Леня вытащил именно этот билет, с “Цыганами”. А потом те же “Цыгане” оказались у него на экзамене в десятом классе. Оба раза получил четверки. А много лет спустя, выйдя на сцену в партии Старого цыгана и часто исполняя в концертах арию Алеко, он получил настоящую, полновесную пятерку за прекрасное прочтение поэзии Пушкина в музыке…
Почему я сейчас об этом говорю? Не только потому, что только что коллеги народного артиста СССР Леонида Ивановича Болдина отметили славное сорокалетие его работы на сцене Московского музыкального академического театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Но и потому, что юбилей этот пришелся в пушкинский сезон. А еще более потому, что по пушкинским партиям Болдина можно и должно увидеть его масштабный творческий диапазон и проследить биографию.
Вот смотрите. Окончив школу в Воронеже, будущий премьер столичного театра поступил в…Саратовский юридический институт, вышел из него юристом и четыре года проработал старшим юрисконсультом Лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги. Лиски – это городок в 180 километрах от Воронежа. Но вместе с институтом за спиной молодого юриста был уже и один год учебы в Саратовской консерватории, и постоянное успешное участие во всех видах самодеятельности. В концертном репертуаре Леонида Болдина тогда почетное место занимала ария Мельника из “Русалки” Даргомыжского… Участником декады литературы и искусства Воронежской области будущий певец попал в Москву; после очень яркого выступления на концертах декады был приглашен на прослушивание в консерваторию, где его мгновенно зачислили на вокальный факультет. А после двух месяцев учебы он уже пел на конкурсе в том театре, где работает сорок лет, и на этом показе опять была ария Мельника.
Сколько партий он спел за сорок лет? Если говорить обо всех, включая эпизодические, то около шестидесяти. Если называть только большие, то около сорока. Трудно назвать оперную премьеру, в которой не был бы занят Болдин, – тут и “Порги и Бесс”, и изумительный “Кола Брюньон”, и “Катерина Измайлова” (Борис Тимофеевич был дипломной работой певца), и романтический “Пират”, и героическая фреска “Москва за нами”… Да всего и не перечислишь. Как говорили и говорят в театре: Болдин – это глубина.
…И удивительно обаятельный человек, книжник, умница, с широкой детской улыбкой.
Наталья ЛАГИНА
Комментарии