Акция “УГ”
Пока в России Пушкин длится…
Это эпиграф анкеты, предложенной читателям “Учительской газеты” совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Особенностью этого приглашения к разговору стало обращение к семье.
Может, и найдено слово, определяющее то, что пришло в адрес оргкомитета из многих городов и сел России, – искренность, а может быть, доброжелательность, готовность к общению, справедливость в отношениях поэта и народа. Практически во всех ответах поражают свобода мышления, чувство собственного достоинства, внутренняя уверенность в сиюминутности сегодняшних бед и проблем, вера в сохранение вечных человеческих ценностей – дружбы, любви, богатства родного языка, спасительную силу искусства.
И еще – боязнь всяческой помпезности, сюсюканья, заклинаний по поводу гениальности поэта есть разговор на равных, размышления, сопереживания, попытка понять смысл собственной жизни, взаимоотношений с близкими людьми, вернуться к истокам и заглянуть в будущее.
Для кого-то участие в конкурсе стало личным, семейным выбором, а вот в школе-гимназии ? 23 г. Озерска Челябинской области с анкетой ознакомили учащихся всех классов и на родительских собраниях – их родителей, создали классные и общешкольную комиссии по рецензированию работ, лучшие из них были сданы на кафедру учителей гуманитарного цикла школы, а пять направлены в адрес Всероссийского оргкомитета.
Еще в 1997-1998 учебном году начала подготовку к празднованию 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина средняя образовательная школа ? 96 г. Железногорска Красноярского края. “Мы задумались о том, как сделать, чтобы Пушкин вошел в жизнь каждого нашего ученика, стал ему более близок и понятен”, – пишет директор школы, литератор, заслуженный учитель России Лидия Александровна Голубинская. Эта школа работает над концепцией “Коммуникация и понимание”. За названием скрыта та самая кропотливая работа, которая направлена на то, чтобы дети с пониманием относились к изучаемому материалу. Готовясь к юбилею, педагоги решили расширить рамки 40-минутного урочного времени и провели эксперимент в одном из 7-х классов. От страниц учебника учащиеся шагнули в читальные залы городских библиотек, перерыли всю литературу на домашних полках. Работа велась по группам: изучались научная, исследовательская литература, искусство, иллюстрации, репетировались выступления перед домочадцами. В течение двух недель во многих семьях 7-го “В” каждый вечер был пушкинским. Как много нового оказалось за страницами учебника! С недоумением и сопереживанием восприняли дети сообщение о том, что Пушкин был нелюбимым ребенком в семье, пережил предательство, гибель друзей. За хрестоматийным и канонизированным именем возникал живой человек. В течение года каждый ученик прикоснулся к Пушкиниане.
Совершенно уникальное учреждение дополнительного образования создано в канун юбилея в г. Новомосковске Московской области – Пушкинская школа. Теперь в городе есть место, где можно любому ребенку получить навыки исследовательской, краеведческой работы, основ музееведения, проконсультироваться по проблемам пушкиноведения.
Ответы на вопросы анкеты подтверждают, что общая работа действительно стала семейной, позволила детям и родителям задать друг другу вопросы, радует, что во многих анкетах с благодарностью называются имена учителей литературы, библиотекарей, вспоминают тех, кто в далеком детстве приобщил их к пушкинскому слову. Не может быть общения на пустом месте, а когда в его основе – литература, мемуаристика, все участники процесса обречены на свершения открытий в себе и вокруг себя, радость сотворчества.
Определился самый младший из участников – Неунывахина Дарья – 5 лет (г. Мыски Кемеровской области), а самой старшей – бабушке из семьи Федосеевых – 74 года (г. Нижний Новгород).
Интересен профессиональный состав участников, конечно, преобладают учителя и совсем не обязательно русского языка и литературы, есть историки, химики, географы и математики, но рядом с ними – инженеры, строители, аптекари, экономисты и многие, многие другие, в общем, мамы и папы, дедушки и бабушки.
Помните, как у М. Цветаевой: “Пишите письма, в наш жестокий век им нет цены!”
По мнению английского автора А.Г.Бриггса “в русской среде… Пушкин внедрен в самую сердцевину множества жизней…” – письма участников конкурса подтверждают это.
“Мы выбираем свободную тему общения. В разговор вступают на равных “отцы и дети”. Беседу вел в основном дедушка, глава семьи. Музыкальное сопровождение (фортепьяно, гитара) – мама. Техническое (грамзапись, фонограммы, свечи, диафильмы и видеокассеты) – папа. Как это все было, попробовала записать бабушка.
На вопросы анкеты отвечали все и не один день. Дома после ужина, на даче у камина, в библиотеках города, школы, в детском саду. Говорит Геннадий Максимович Неунывахин (дедушка): “Давным-давно Цицерон произнес чеканную фразу: “Дом без книги подобен телу, лишенному души”. В нашем доме солидная библиотека, но сердцем ее, конечно же, является наша семейная Пушкиниана, она насчитывает 536 книг (по каталогу) плюс журнальные и газетные статьи, собранные в папки по тематике: “Родословная поэта”, “Гения живая ветвь”, “Пушкин и музыка”, “Пушкин и живопись”, “По Пушкинским местам” (несколько папок), “Венок поэту”, “Пушкин и Романовы”, “Пушкин-историк”, “Вокруг поэта” и т.д.”.
Действительно, читая Пушкина, мы меняемся сами, а значит, меняется окружающий нас мир в лучшую сторону. Порадуемся за внуков – Дарью и Тимофея Неунывахиных или за троих детей учителя истории из г. Белгорода Киященко Татьяны Владимировны – Галину, Михаила, Алешу и многих других, с которыми мы имели честь познакомиться на страницах присланных в адрес оргкомитета материалов, а вам, читателям, еще предстоит эта радость общения на страницах газеты.
Учитесь Пушкина читать
вольнолюбивые страницы,
И в час борьбы на ваши лица
не ляжет кротости печать.
Учитесь Пушкина читать
без торопливости и лени,
И связь веков и поколений
вас не устанет удивлять.
С. Захаров
Письма участников конкурса рассказывают о том, как томик Пушкина тайком проносят в родильный дом, путешествуют с ним по России, дарят друзьям, передают по наследству…
“В школьной библиотеке недавно был создан своеобразный уголок Пушкина с особой атмосферой вдохновения – камин, кресло, свеча, портреты Пушкина и людей, связанных с ним, альбом “Род Пушкиных в Туле”, родословная семьи поэта (СШ ? 6, г. Тула, Разоренова Майя, 10-й кл.).
Пушкин всегда тайна, недосказанность, особая глубина чувств и, конечно, игра – в рыцарей и разбойников, в добрые и злые силы, очевидно, и привычное для каждого россиянина сочетание – сказки Пушкина повлияли на рассказы читателей о том, что хранит ваша детская память о поэте. Многие сравнивают свое восприятие Пушкина с рассказами М. Цветаевой, А. Твардовского, Чингиза Айтматова: “Сколько ни пытаюсь, не могу припомнить, когда впервые услышал имя Пушкин. Поэт и Солнце стали жить рядом, на равных”.
Веками складывался обычай паломничества, шли к святым местам, прикасались сердцем к ценностям духовным и материальным, обретали что-то в собственной душе от причастности к таинству рождения гениального человека. Невозможно понять поэта, не побывав у него на родине.
Ответы читателей непредсказуемы – это и подробнейшее описание пушкинских памятных мест в Москве и Санкт-Петербурге, Болдине и Оренбурге, Михайловском и Полотняном Заводе. Вдруг наталкиваешься на живое слово, когда после посещения Мойки, 12 человек роняет: “Казалось, будто сегодня, сейчас хоронили мы поэта”.
Судя по ответам, во многих семьях хранятся любительские фотографии, самодельные программки, и на всю жизнь остаются незабываемыми впечатления от первых актерских опытов. В заданиях конкурса была предложена маленькая игра – выбрать для себя роль одного из пушкинских персонажей.
Конечно, здесь и Царевна-Лебедь, и Золотая рыбка, Маша Троекурова и Дуня Вырина, Татьяна Ларина, Евгений Онегин…
Вопрос о переводах произведений А.С.Пушкина неожиданно вышел за рамки обсуждения их литературных достоинств и недостатков. Россияне все еще ощущают себя в едином культурном пространстве по отношению к жителям стран ближнего зарубежья.
Сколько людей, столько мнений в понимании слов Расула Гамзатова “Пушкина мы будем любить больше всего, потому что у него есть вдох и выдох”.
Еще одна просьба к читателям – поделиться теми пушкинскими афоризмами, которые стали близки вам лично. Попытка создать общую копилку мудрости. Как разнообразен выбор стихов и прозы! “Что отдал – то твое” – эти слова Шота Руставели могли бы стать достойным эпиграфом к этому кладезю мудрости.
Семейная анкета – для кого она? Для “Учительской газеты”? Для Министерства образования? Для себя? Для своих детей? Наверное, для всех понемногу, а может быть, в наш трудный век это еще одна форма общения, которого нам всем так не хватает.
Разговор только начинается…
Наталья КУЧЕР,
заслуженный работник культуры России
От Сахалина – до Мурманска
Челябинск и Липецк, Чита и Петрозаводск, Мурманск и Тюмень, Баку и Дивногорск Красноярского края, Хабаровск и Кострома, Сахалин и Воронеж – вот далеко не полный перечень адресов, где живут участники IV Международного детского конкурса “Рисунок-поздравление”, посвященного 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
Его учредители – издательство “Изоиздат”, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Министерство общего и профессионального образования, Московский комитет образования, Союз женщин России и “Учительская газета”.
Тысячи волнующих рисунков просмотрели специалисты. Оргкомитет под председательством директора “Изоиздата” А. Дегена предложил кандидатов на лауреатские звания, которые будут утверждены специальным компетентным жюри. И по завершении учебного года по традиции в Москве состоится подведение итогов и чествование лауреатов.
А пока мы знакомим наших читателей с некоторыми работами школьников, чьи рисунки вынесены на суд жюри.
Юрий КОВЕШНИКОВ, член оргкомитета конкурса
Комментарии