Загадка Бориса ПЛОТНИКОВА
Удивительный актер: какую бы роль ни играл, к какому бы жанру ни прикасался – везде не просто удача, а открытие. Началось это тогда, когда никому не знакомый тюзовец из Свердловска с оглушительной, пронзительной силой сыграл партизана, в прошлом школьного учителя Сотникова в фильме Л.Шепитько “Восхождение”. А потом и началось неустанное восхождение актера (ныне народного артиста России) к вершинам мастерства, поражающего изо дня в день, из роли в роль каждого, кто соприкасается с его талантом.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский не был близко знаком с Плотниковым. Просто в одно время в студии звукозаписи они записывали пластинки: Смоктуновский – “Библию для самых маленьких”, Борис – “Евангелие от Иоанна”. Смоктуновский, послушав Плотникова, стал с ему одному присущим уважительным придыханием с ним здороваться, а потом однажды признался мне, что почему-то побаивается этого “уникально одаренного исполнителя”. Именно так сказал он, “исполнителя”, ибо творческая манера Бориса поражает своей пластикой и музыкальностью, что одним из первых по-настоящему ощутил наш идеальный исполнитель роли князя Мышкина. Плотников тоже мечтал о князе Мышкине, и мечта его сбылась, когда он, оставив подмостки Московского театра сатиры, куда был приглашен из Свердловска, стал работать в Театре армии. Роль Мышкина за десять лет он сыграл уже 170 раз. И каждый раз – полный зал, единое дыхание зрителей. Жаль, что Иннокентий Михайлович не видел этой работы!..
Я не случайно сравниваю их. Что-то роднит их обоих. Талант ли? Или особая интеллигентность, изысканная “всеядность”? Ведь смотрите, какие роли только в самое последнее время сыграл Плотников: Барон в горьковском “На дне” и Гольдони у Табакова в “Прощайте и рукоплещите”, Дон Педро принц Арагонский во “Много шума из ничего” и Бруно Кречмар в набоковской “Камере обскура”. Причем служебная по сути роль дона Педро в его исполнении осветила весь спектакль, став центральной, – озорной, веселый забияка, принц-мальчишка, желающий шутить во имя того, чтобы делать другим добро!.. Замечательная работа. Да все, что я назвала, каждая по-своему – на высшем актерском пилотаже…Правда, жаль, что в последние годы Борис отказался от кинематографа. Мы не видим его на экране уже лет семь, довольствуясь, впрочем, его прекрасными работами, что были раньше, а их показывают по телевизору постоянно. Тут и “Собачье сердце”, по которому его радостно узнают в метро и на улице. И романтический триллер “Дикая охота короля Стаха”. И трагические “Физики” Дюрренматта. И, конечно же, популярный мюзикл “Дульсинея Тобосская”, где Плотников, кстати, впервые запел на экране. Всех киноролей не перечислишь – их вместе с телевидением сорок семь. А тех, что сыграны в театре, – пятьдесят две. То есть без малого сто. И каждая, да-да, каждая – откровение. Даже если это просто эпизод, как в “Холодном лете 53-го”…
А мюзикл оказался совсем не случайным. Очень музыкальный от природы Плотников, закончивший при этом еще и музыкальную школу по классу скрипки, стал петь. Но это не актерское привычное нам пение, а пение академическое. Его красивый баритон был так хорош в программе “Из пушкинских альбомов”, которую он совсем недавно показал в Музее имени Пушкина! Стихи и шесть романсов, написанных на стихи великого поэта еще при его жизни, – эту программу актер готовил четыре года.
– Мне часто везло, – говорит Борис. Когда-то уже сравнительно давно он впервые пришел на столичное радио, где вместе с Олегом Борисовым записал радиоспектакль по чеховской “Дуэли”. Потом счастливая судьба свела его с Олегом Ивановичем в одном сильном спектакле – “Павел I”… А радио осталось и по сей день. Причем его ждут с нетерпением – как около десяти лет назад, когда он участвовал в ежемесячных передачах “Времена года” Чайковского и в очень интересных программах Елены Дуловой “Корни и ветви” и сейчас – особенно! – просто превосходных “Пушкинских хрониках” в цикле “Река времен”…
Он умеет читать стихи. Не давя, не выпячивая себя, а глубоко чувствуя поэта, его дыхание, мысли, чувства, стиль. Сегодня это особенно видно в его обращении к Пушкину. Хотите проверить? Каждую вторую и четвертую субботу месяца в 14.10 по радио России можно услышать новые главы “Пушкинских хроник”, вплоть до юбилея.
Когда-то уже давно Ролан Быков выступал на обсуждении “Дульсинеи Тобосской” в Доме кино. И тогда он произнес знаменательные слова о том, что актерское дарование Плотникова настолько оригинально и богато, что он поразительным образом вписывается в пластический и цветовой (даже!) стиль любого произведения, к которому обращает его судьба. Действительно, достаточно посмотреть, как Борис танцует в “Камере обскура” или в роли Гольдони, чтобы поразиться, почему наши авторы мюзиклов не кинулись на него с предложениями немедленно сниматься или выступать в этом дефицитном жанре, требующем от актера подлинной универсальности. Борис говорит, что ему просто везло с ролями и с литературой, но, думается, именно эти роли и блестящая литература ставили и ставят его перед постоянным экзаменом, который он всегда выдерживает тоже с блеском.
Загадка Бориса Плотникова и в том, что ему – такому ослепительно молодому – сейчас исполняется пятьдесят лет. А может быть, насчет юбилея – это просто шутка? Все может быть… Настоящий талант не знает возраста…
Наталья ЛАГИНА
Комментарии