search
main
0

yтро. Поднимаюсь. Поднимаю дочь. Завтрак: чай, хлеб. Дочке предлагаю вареные картофелины да помидорину, кстати, из своей теплицы. Такой же “набор” собираю ей в школу. Выдюжит ли моя малышка семь уроков при такой еде? Она у меня сообразительная: когда зубную пасту из тюбика уже невозможно было выдавить, разрезала тюбик ножницами, и вот уже третий день мы щетками выковыриваем из этой штуки остатки пасты. А завтра попробуем золу. Говорят, зубы после нее – как после “Бленда мед комплит меню” или как там ее… “Мам, в чем мне на физкультуру идти? Прошлогодние спортивки мне малы. Новые когда купишь?” – “Куплю, куплю…”

Надо настроиться на работу. У меня сегодня шесть уроков. Вчера вечером готовилась к урокам и проверяла тетради до половины двенадцатого. В седьмом классе трудная тема. Вчера осенило: надо карточки разного уровня подготовить, от простого к сложному. Вот и подбирала, выписывала задания, 23 карточки – не шутка! Был бы ксерокс в школе – мечта!

За размышлениями не заметила, как забежала в школу. Что-то не видно ребят, у которых я классный руководитель. Неужто опять учитель заболел? Многие уже “сдали”. У кого-то грипп, у кого-то ангина, у кого-то упало давление, у кого-то “подскочило”. Врачи говорят, что все болезни от нервов. А уж как нервно моим коллегам! У Татьяны Борисовны хлеба не на что купить: муж безработный, и ей зарплаты не платят. В семье Моховых муж и жена – учителя. А пяти моим коллегам еще и отпускные до сих пор не выплатили. И в классе среди двадцати пар глаз добрая половина голодных. Вчера на уроке в 5-м классе Таня пол-урока кусочек хлеба тайком жевала. Я уж ее и не спрашивала, пока не доест.

Все! Урок. Пробираемся с ребятами через “густой лес” темы урока – “расчищаем” тропинки. Кто-то сориентировался очень быстро, кому-то нужен “компас”, а кого-то придется все время “вести за руку”…

Урок. Еще урок… Хорошо, что мы додумались после третьего сделать большой перерыв. Многие ребята успевают за это время домой сбегать поесть. Иду и я в столовую, может, покормят в долг да под запись хлеба домой дадут. Пока ем, думаю, у кого денег занять. В школе – не у кого, и родственников поблизости нет, а к тетке, что в Петрозаводске, не доехать: туда-обратно – 20 тысяч. И не позвонить ей, и письма не написать: ни на телефонный звонок, ни на конверт денег нет. Да что тетка? Сын в ПТУ, в городе, уже третью неделю не появляется. Отправила его, последние 30 тысяч отдала, картошки, капусты, помидоров нагрузила, а теперь ему, наверно, и есть нечего, и доехать домой не на что… Но не буду думать о плохом. Может, подработал где-нибудь, может, стипендию – 36 тысяч – получил… Так у кого же занять? И сколько можно занимать? С августа уже 500 тысяч долга.

Звонок. Еще три урока. Три таких маленьких и таких емких кусочка жизни. Думаю: что, если ничего не изменится? Что будет со мной? С моими детьми? С учениками? Может, мне придется учить основам наук только тех, кто может заплатить? Учить за чечевичную похлебку, за стол, за крышу над головой, как учили в прошлом веке детей избранных домашние учителя и гувернеры. Может, тогда я пойму, что положение нищей, в котором я нахожусь сейчас, еще не самое унизительное?..

Но как сохранить себя?! Вчера предложили книгу. Очень нужную для работы с детьми. 25 тысяч. Я расплакалась. И подписку мне не осилить – опять я останусь без методических журналов, без газет. И школа не выручит: школьной библиотеке отказали в финансировании подписки по всем направлениям.

По дороге домой размышляю о завтрашних уроках, а взгляд неосознанно задерживается на колбасе, торчащей из пакета впереди идущей дамы. Мяса мы уже не ели месяца три…

Дом. Надо печи протопить. Дочка наносила дров. Их и на месяц не хватит, и завезут ли еще? В прошлом году свой сарай распилили на топку, пока дров дождались. Что сварить на ужин? Крупы кончились еще летом. Дочь пообедала той же вареной картошкой. А теперь, наверно, картошку пожарим. Масла пока хватит. И салат капустный. Вкусно! Мое летнее дачное настроение помогло мне вырастить полсотни вилков капусты. Использую ее теперь не только для еды, но и как “валюту”: хожу к знакомой в благоустроенную квартиру помыться в ванной, ношу каждый раз полвилка капусты – это как бы плата, а может, гостинец. В баню-то за капусту не пустят…

Газ кончился недели две назад, на новый баллон денег нет. Готовим на электроплитке, хорошо, пока свет не отключают, а ведь за него не платила аж с июня. Муж возвращается с работы. Ему недавно аж 50 тысяч выплатили. Даже не пришлось гадать, куда их лучше потратить: растительное масло, чай, соль, сахар, спички… – все!

Проверяю уроки у дочки. Потом сажусь за свою подготовку. И контрольную работу у восьмиклассников надо проверить. Размышляю, как работу над ошибками провести: что всем вместе разобрать, а что каждому отдельно растолковать да подобрать задания. А сообразительная дочка тем временем готовится к школе: сшивает из отдельных, вырванных из старых тетрадей листов новую тетрадку. На биологию нужно.

Спать, спать. Глаза слипаются – почти двенадцать. Мысль – не мечтательная, а горькая: до какой еще степени отчаяния и унижения будут доводить учителей?!

Россия. Конец второго тысячелетия нашей эры. Ночь…

Ольга КУЗНЕЦОВА

Карелия

Спешите заполнить этот талон!

Будьте нашим читателем!

Пишите нам! Если ваше послание появится под рубрикой “Письмо номера”, оно обязательно принесет вам бесплатную подписку на “Учительскую газету”!

Представители учительских династий тоже получат бесплатную подписку. Напишите нам о себе.

Автора самого интересного письма под рубрикой “Строку диктует чувство” мы пригласим в Москву.

Давайте вместе будем делать нашу газету!

Наши индексы: 50137 (для индивидуальных подписчиков) и 32168 (для организаций)

Рассмотрено на месте

Обманутые надежды

Студенты Валуйского педучилища Ерохина, Леднева, Голдаева и другие свое письмо в редакцию озаглавили именно так. При поступлении четыре года назад им обещали после четвертого курса продолжение учебы на третьем курсе пединститута. Ввели тогда в учебный план новые предметы – математический анализ, высшую алгебру. Хотя студенты прилежно их осваивали все эти годы, все равно им придется поступать в вуз на общих основаниях.

Начальник управления образования администрации Белгородской области Иван Стефанович Соловецкий внес ясность в эту ситуацию. Действительно, сообщает он, одна группа студентов должна была работать по плану, сопряженному с планом физико-математического факультета Белгородского пединститута. Такое разрешение было дано педучилищу при условии, что администрация заключит договор с вузом о сотрудничестве. Но по вине администрации он не был заключен своевременно. И только 21 марта этого года такой договор оформлен. Время упущено. За это время пединститут стал университетом и сократил прием студентов на педагогические специальности. Сейчас университет не может принять выпускников училища на дневную форму обучения, так как они не освоили курс “Основы информатики и вычислительной техники”. Достигнуто следующее соглашение. На заочную форму обучения на третий курс примут по результатам собеседования 8 человек. Остальных студентов после собеседования зачислят на первый курс заочного обучения. Пройденная программа им будет зачтена.

Что ж, все верно. Словам доверяй, но проверяй. Студентам следовало бы выяснить уже на первом курсе, какими документами подтверждены обещания администрации училища.

Надежда ТУМОВА

Ваш адвокат

Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР

Как должен оплачиваться труд старшего воспитателя, аттестованного по высшей квалификационной категории?

Л.пpокудина

г.Богородицк,

Тульская область

Старшему воспитателю, имеющему высшую квалификационную категорию, оплата полагается по 14-му разряду ЕТС.

Кроме того, при оплате труда старших воспитателей, имеющих высшую квалификационную категорию, могут устанавливаться стимулирующие надбавки.

Это предусмотрено п.1.2.2. и п.6.6. приложения 4 к приказу Министерства образования и Госкомвуза РФ N═622/1646 от 14 декабря 1995 г.

* * *

Мое основное место работы – учитель школы. Кроме того, веду уроки и в другой школе. Директор этой другой школы протарифицировал меня, но бухгалтерия начисляет по второй школе только почасовую оплату.

Правильно ли это? Ведь я учитель, а не работник предприятия или учреждения, привлеченный к работе в школе.

Н.ЮРИНА

Рязань

Вы правы. Действительно, почасовая оплата применяется в отношении специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа сотрудников органов управления образованием, методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения.

Иное дело, если учитель одной школы ведет также и преподавание в другой школе. И по основной и по другой школе ему полагается заработная плата в соответствии с недельной учебной нагрузкой, т.е. по тарификации, а не почасовая оплата.

* * *

Как оплачивается разовый час учителя в период замены уроков?

В.ХУДЯКОВА

п. Линево,

Новосибирская область

За часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни и другим причинам преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, если замещение продолжается не свыше двух месяцев, производится почасовая оплата.

Размер оплаты за один час в этом случае определяется путем деления месячной ставки зарплаты педагогического работника в соответствии с его разрядом по ЕТС на среднемесячное количество рабочих часов.

Согласно постановлению Министерства труда и социального развития РФ N 13 от 10 декабря 1996 г. среднемесячное количество рабочих часов при 36-часовой рабочей неделе составляет в 1997 году 150,6; при 30-часовой рабочей неделе – 125,5; при 24-часовой рабочей неделе – 100,4.

При 18-часовой неделе среднемесячное количество рабочих часов в 1997 году составляет 75,3.

Если же замещение отсутствующего осуществлялось учителем свыше двух месяцев, оплата его труда со дня начала замещения производится за все часы фактической педагогической работы “по тарификации”, т.е. на общих основаниях – с соответствующим увеличением его недельной учебной нагрузки (обьема педагогической работы). Это предусмотрено письмом Министерства образования РФ N 87-М от 29 декабря 1995 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте