search
main
0

Языковой занавес

Все! The End! Game over! Иностранный язык (де-факто английский) больше не планируется в качестве обязательного ЕГЭ с 2022 года. Известно об этом стало много месяцев назад, но именно в сентябре Совет по ФГОС Минпросвещения РФ принял практически единогласно и без обсуждений (на заседании их не было, но, конечно, они были до) окончательное решение. Довольно буднично. Новый стандарт по специальности «ветеринария» обсуждался гораздо активнее.

No, we can’t!

Не все помнят, но решение о введении третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку было принято в далеком 2012 году. Тогда планировалось, что выпускники будут сдавать его в 2020 году. Затем эту дату перенесли на два года.

Будем откровенны, преподавание английского и других иностранных языков всегда было самой проблемной частью школьного образования.
Еще с советских времен школьный курс немецкого или английского отличался удивительной косностью, переводческим и грамматическим уклоном, в результате чего подавляющее большинство выпускников школ с трудом могли произнести хотя бы несколько фраз на иностранном языке.

Я никогда не забуду, как мы в школе целенаправленно учили спряжения немецких глаголов (ich male, du malst, er/sie/es malt – будь они неладны), с упорством, достойным лучшего применения, переводили занудные тексты, но вообще (!) не занимались обычным разговорным языком. Vielen Dank, конечно, за знание окончаний при спряжении правильных и неправильных глаголов, но сказать друг другу хоть что-нибудь кроме «ихь бин драйцейн йаре альт» и «ихь комме аус Руссланд» мы не могли.

Все эти годы со всех сторон раздавались жалобы, что учителей иностранных языков катастрофически не хватает, что по этому направлению больше всего вакансий, что хорошие педагоги английского тут же бегут из школы в частные центры или погружаются в репетиторство.

Низкий уровень преподавания английского в школах (в целом я прекрасно знаю, что у нас есть огромное количество превосходных школьных педагогов), как и веяния, дух и особенности нашей эпохи, привели к взрывному росту спроса на изучение языков. В любом большом городе есть десятки языковых школ, которые как магнитом (а точнее, высокими зарплатами, отсутствием бумажной нагрузки, хорошими условиями работы, большей свободой) притягивают лучших школьных педагогов.

Особенно остро эта проблема, разумеется, стоит в селах. В результате возникло колоссальное образовательное неравенство: пока в некоторых московских школах детям организуют языковые поездки в Великобританию, во многих сельских школах месяцами вообще нет учителя английского.

Но есть и другая, не менее серьезная проблема. Новый обязательный ЕГЭ стал бы дополнительной нагрузкой для выпускников, которые и без того страдают от огромного давления, напряжения и усталости. Все мы прекрасно понимаем, что для большинства выпускников 11‑й класс превращается в утомительную и тяжелейшую гонку за баллами.

Почти вся их учеба подчинена одной цели – набрать как можно больше баллов на великом и ужасном ЕГЭ. Многие, если не большая часть, с утра до 14‑15 часов в школе, затем после небольшого перерыва отправляются на занятия к репетиторам, а вечером и даже ночью готовятся самостоятельно. И это не преувеличение, поверьте мне, это то, что рассказывает мне по меньшей мере каждый второй одиннадцатиклассник.

Yes, we can!

Однако меня категорически не устраивает логика некоторых общественных деятелей, которые усматривают в ЕГЭ по английскому «угрозу национальной безопасности и суверенитету России». Некоторые пользователи в комментариях к моему посту в Instagram на эту тему написали, что «из-за хорошего знания английского у нас идет утечка мозгов на Запад». Если уж следовать этой логике, то, может, вообще отменить уроки иняза в школе и заменить, например, на дополнительные уроки истории и краеведения?

Этим людям я бы предложил еще более эффективную меру борьбы с утечкой мозгов – железный занавес. Закроем страну, как в СССР! (Вернуться в который мечтают многие из сторонников отмены.) Для того чтобы наша молодежь не стремилась «свалить» из страны, надо повышать уровень жизни, развивать образование и медицину, создавать современную инфраструктуру и пр. Да уж, железный или хотя бы языковой занавес проще.

В решении совета меня больше всего смущает одна вещь. Восемь с лишним лет мы знали, что экзамен по ин­язу будет обязательным. Восемь с лишним лет мы готовились к этому. И что в итоге? Почти десятилетия нам не хватило? А мы вообще к этому готовились? Простите за такой вопрос, но кто виноват в этом?

Нравится нам это или нет, но английский – единственный международный язык, язык политики, массовой культуры, спорта, дипломатии, логистики и, что нынче особенно важно, Интернета. Да, обязательный ЕГЭ стал бы дополнительным стимулом для его изучения. С другой стороны, наверное, этот стимул ему и не нужен. Это напомнило мне бонусную программу некоторых сотовых операторов.

У вас есть бесплатные безлимитные звонки внутри сети, а вам предлагают еще 100 минут бесплатных звонков абонентам этого же оператора.
Зачем?

Вот и для иностранных языков, пожалуй, такой импульс не нужен. Стимулом для их изучения является сам мир, в котором мы живем. И чем дальше, тем выше будет потребность в знании английского или других языков. Так что, наверное, да, прямо сейчас мы можем обойтись без нового обязательного ЕГЭ. Вместо этого давайте просто учить говорить по-английски. Let’s study English!

Алихан ДИНАЕВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018, народный учитель Чеченской Республики, учитель обществознания Математической школы имени Х.Ибрагимова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте