search
main
0

Язык – окно бытия

Лингвистическая вертикаль открывает мир

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди.

Владимир Высоцкий

 

Сегодня система образования города Москвы входит в число передовых на глобальном уровне. Это признано ведущими мировыми экспертами в области образования. В сферу приоритетных задач управленческих команд образовательных организаций столицы входит прежде всего удовлетворение высоких запросов населения на получение детьми качественного общего образования.

При этом у московских родителей существует столь же высокая потребность в том, чтобы ребята как можно раньше выбирали конкретный профиль (или предпрофиль) обучения. А поскольку интересы у учеников подчас совершенно разные, естественным образом возникает необходимость формировать и развивать многопрофильную школу и уж тем более создавать многопрофильную образовательную парадигму в рамках межрайонного совета директоров.

Для нас еще на начальном этапе не стала дилеммой ситуация, при которой школа должна в одинаковой мере уделить внимание как общему образованию, так и профилизации того или иного уровня. Дело в том, что школа №1251 имени генерала Шарля де Голля, опираясь на давнюю традицию очень хорошего языкового образования, которую получают ее ученики, сочла возможным и необходимым не просто закрепить эту традицию, но и провести ее серьезную ревизию, или реновацию.

Изменения, происходящие в современной экономике, ориентируют построение образовательного процесса на формирование у ребят новых навыков, таких как работа с людьми, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Такой подход позволяет школе заявить о себе как о школе, полномасштабно реализующей проект «Лингвистическая вертикаль».

Что дает обучающимся построение так называемой лингвистической образовательной вертикали? Наша школа идет с языками по жизни. И это абсолютная правда, потому что мы имеем целостный и непрерывный образовательный процесс с точки зрения изучения языков: детский сад – начальная школа – основное общее образование – среднее общее образование. Ученики школы №1251 получают качественное лингвистическое образование не на стороне, а в стенах образовательной организации через систему постепенного, ступенчатого накопления образовательных результатов.

Однако, кроме всего прочего, нам языки «строить и жить помогают», так как поистине открывают немыслимые ранее образовательные горизонты. Философу Мартину Хайдеггеру принадлежат слова, с некоторого времени ставшие весьма популярными: «Язык есть дом бытия». Но позволим себе немного перефразировать классика, отнеся высказывание к сфере школьного образования: «Язык есть окно бытия». «Дома» в школе как раз бывают разными, то есть ученики могут выбирать разные профильные направления. При этом окном (своеобразной точкой входа) в каждый из «домов» является получаемое лингвистическое образование.

Мы в самом деле не забываем о том, что язык при всей его смысловой наполненности представляет собой в первую очередь именно форму выражения мыслей, чувств, опыта. За содержательную сторону вопроса отвечает тот уникальный набор предметов, который есть в распоряжении школьников.

В частности, мы давно заметили, что при любом образовательном предпочтении более узкой направленности у учеников, которые с раннего возраста овладевали иностранными языками, становится на порядок больше возможностей и шансов в процессе профильного (или предпрофильного) образования, появляются блестящие перспективы на получение в последующем высшего образования. С чем это связано? Не секрет, что освоение языков мощно развивает все интеллектуальные способности человека: память, внимание, мышление, речь, волю. Итак, лингвистическая вертикаль нашей школы, то есть глубокое и разнонаправленное языковое образование, закладывает фундамент дальнейшего профильного (или предпрофильного) образования.

Кроме того, лингвистическая вертикаль продолжает служить и в процессе профильного (или предпрофильного) образования. Речь идет не только о классах гуманитарного профиля (лингвистической направленности). Разумеется, что в этих классах важное место отводится совершенствованию коммуникативной компетенции школьников, а на старшей ступени согласно ФГОС еще и формированию у молодых людей так востребованных в современном мире навыков межкультурной коммуникации.

В большей степени нас интересует лингвистическая компонента при работе, например, в классе технологического профиля (IT-классе). Знание английского языка здесь становится необходимым, поскольку фактически является языком профессии.

Академический класс (предпрофессионального образования) видится нам как начальная подготовка будущей интеллектуальной элиты страны. В силу этого, какой бы из профилей академического класса мы ни взяли, везде знание того или иного иностранного языка помогает ученику открыть мир и раскрыть собственные внутренние резервы.

С 7‑го класса ребята имеют возможность продолжить обучение в кадетском классе «Дипломатическая и государственная служба». Благодаря тесным контактам школы с Дипломатической академией МИД России в кадетских классах в соответствии с желаниями родителей изучаются основы дипломатии и, конечно, активно поддерживается дальнейшее изучение основных европейских языков.

Таким образом, отмечается очень важная тенденция нашей лингвистической вертикали: языковое образование представляет интерес не только в классах гуманитарной направленности. Нам важно было перестроить лингвистическую подготовку в каждом профиле (или предпрофиле), как бы подчинить лингвистическое образование той центральной линии общего образования, которая оказывается наиболее востребованной в конкретном ученическом сообществе.

В таком виде лингвистическая вертикаль нашла живой отклик у обучающихся и их родителей. Подчеркнем, что богатство языков изучения в школе №1251 исходит исключительно из разнообразия запросов населения района. В ситуации, когда каждый житель для своего ребенка выбирает тот язык изучения, который ему по душе, ближе и роднее, образовательная организация обязана предоставить необходимые образовательные услуги в полном объеме. Поэтому мы и создали многопрофильную языковую среду, в которой каждый ученик имеет возможность найти себя, свое место, свой языковой мир.

Татьяна КРАВЕЦ, директор школы №1251 имени генерала Шарля де Голля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте