Егора Алексеевича Киреева, заместителя директора школы №619 Калининского района Санкт-Петербурга, я перехватываю в привокзальном кафе. В ноябре он стал председателем регионального отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых». А теперь вместе с делегацией петербургских подростков побывал на первом съезде в Москве. Новое движение стало поворотным этапом в жизни российских школьников и в его собственной общественной деятельности. Ведь наш герой не только учитель истории и финалист конкурса «Учитель года России», но еще и ученый-исследователь.
«Бесшовный» переход
– Красочные знамена, звучное и не лишенное пафоса название, «планов громадье» (по Маяковскому) – кажется, все это мы когда-то уже проходили. Простите за скепсис, но нужна ли современным детям организация, напоминающая старую добрую пионерию? Будут ли прогрессивные школьники маршировать под бой барабанов?
– Российское детское движение кардинально отличается от советской пионерии, – отвечает Егор Киреев. – Оно призвано обеспечить ребятам до 18 лет «бесшовный» переход от детства к взрослости и на другую ступень образования. Детских движений у нас было много, но когда подросток оканчивал школу и уходил в колледж или университет, то он чаще всего выпадал из прежних объединений, да и школьные темы ему становились неинтересными. Он оставался как бы выброшенным за борт активной общественной жизни и занимался только учебой. Никакой работы взрослые с ним не вели, да и юридически он оставался ребенком. А РДДМ работает и с колледжами, и с вузами. Это и есть один из элементов «бесшовного» перехода. Теперь, будучи студентом, подросток все равно остается среди сверстников, только уже в другом статусе.
На первом съезде РДДМ собрались дети из всех регионов России со своими взрослыми наставниками – педагогами. На протяжении трех дней шла активная работа, утверждали цели и задачи. Также действовали просветительские площадки – территории свободного общения, где разгорались пламенные дискуссии. Были определены около десятка треков – направлений, по которым работает новое движение: патриотизм и историческая память, культура и креативная индустрия, наука, добровольчество, внутренний туризм и другие.
Важно, что ребята общались не в кругу своей делегации, а в кругу трека, в мощной команде из 90 человек, представляющей все регионы нашей страны.
– Не случайно за слово «пионерия» проголосовало немного делегатов, – отмечает Егор Киреев. – Все же это слово несет набор смыслов, связанных с прошедшим этапом развития страны, с этапом индустриального советского общества. А оно вызывает неоднозначные чувства у многих людей. Например, у тех, кто пережил пик своего становления в 80-90‑е годы, когда негативный взгляд на советское прошлое был доминирующим. В названии «Движение первых» ключевое слово именно «движение», ведь оно уже проникло в лексическое поле детей. Это означает и активность, и соревновательность, и отторжение тотального контроля. Дети всегда говорят на языке независимости, поэтому их объединение не может быть монолитным. Но все-таки они понимают, что поддержка взрослых необходима, а РДДМ обладает большим ресурсом. Наше движение сумело объединить под своим крылом 29 разрозненных детских организаций по типу Российского движения школьников, Юнармии, «Вымпела» и других, которые не растворятся в движении, а останутся в нем на правах участников. За борт, я вас уверяю, никого не выбросят.
Наука убеждать
Но давайте не будем забывать, что Егор Алексеевич не только председатель регионального отделения РДДМ, но еще и заместитель директора школы. А школа, в которой учатся 2,5 тысячи детей, значится одной из первых в рейтинге по управлению в Санкт-Петербурге. Какими сверхспособностями должен обладать руководитель, чтобы безупречно управлять таким огромным школьным кораблем?
– По своему опыту знаю, что дети охотно ходят на те предметы и занятия, которые для них актуальны и интересны, – говорит Киреев. – Я работаю в одном из корпусов, иногда и в двух. Кроме уроков истории в 7‑х и 9‑х и обществознания в 10‑х классах веду профориентационный модуль по программе воспитания школы и еще ряд инновационных проектов. Сейчас у нас реализуется модуль, который называется «Профи». Мы проводим большой блок профориентационной работы. Кроме тестирования детей все недели четверти у нас разделены по типам профессий. Например, «Человек и человек», то есть то, как люди взаимодействуют с людьми. Или «Человек и знаковая система», «Человек и природа», «Человек и художественный образ», «Человек и техника». Все учителя в соответствии со своими предметами вели профориентационные занятия. Мы приглашали разных специалистов городского и федерального уровней из разных отраслей, чтобы они выступили перед ребятами. А в прошлом году звали представителей университетов. Все они проводят встречи в классах, показывая самые привлекательные грани своих профессий.
Кроме профориентации Егор Киреев ведет с учениками интеллектуальные дебаты. Ребята учатся дискутировать на самые горячие темы, например о современных проблемах рынка труда, об индивидуальном образовательном маршруте для каждого ученика, о том, отвечает ли профилизация школьного образования задаче построения этого маршрута… Особенно жаркими выдались дебаты об онлайн-образовании.
Конечно, внимание детей тяжело переключить на внеклассную деятельность, особенно в сильных школах, где большая загруженность и высокое качество обучения. Тем более в эпоху стремительных перемен в повседневности, когда нас буквально затапливают огромные потоки информации, засоряющие сознание. Но Киреев считает, что элемент состязательности, азарт и желание не только победить, но и научиться аргументированно доказывать свою правоту могут побудить ребят на время отложить учебники и подумать о болевых точках социума, в котором придется жить. И какие же бывают драмы в финалах дебатов, когда победа уплывает в чужие руки…
Недавно Егор Киреев дошел до финала конкурса «Учитель года» и победил в специальной номинации «За содействие гражданскому воспитанию и формированию культуры мира среди обучающихся». Он признается, что конкурс стал частью его профессионального и жизненного пути.
– «Учитель года» – это действительно праздник! – рассказывает педагог. – Две с половиной недели круговорота, информационного вакуума, интереснейших людей, конструктивной критики и, конечно же, ценностного обогащения. Ведь ценности предопределяют наши поступки, наш зачастую исторический выбор, а значит, и наше существование. Отдельную благодарность хочу адресовать моей школе №619. Она была рядом на протяжении всего пути: возле меня, по ту сторону телефонного звонка, на последней парте прямо за спинами учеников, в лобби гостиницы, в чате корпоративного мессенджера. Это больше, чем коллектив. И я завидую самому себе, потому что являюсь его частью.
Когда осядет пыль истории
– Егор Алексеевич, ваш предмет наверняка сильно зависит от глобальных общественных процессов, отличающихся сегодня повышенной турбулентностью. Интересно, что вы будете рассказывать ученикам о нашем времени лет через пять – десять? – задаю я осторожный вопрос.
– Я в первую очередь историк, хоть и много занимаюсь наукой, учусь в аспирантуре на кафедре социальной философии, – рассказывает Егор Алексеевич. – Поэтому как начинающий ученый могу сказать, что актуальность предмета раскрывается в кабинете, а не на телеканалах. По мнению французского историка Фернана Броделя, чтобы мы смогли проанализировать современность в соответствии с принципами научного познания, сначала должна «осесть пыль истории». А это произойдет примерно через 50 лет, когда сменится поколение. Уляжется пыль, и картина прояснится. Многие давние события не вызывают у нас живого сопереживания, нет полноценной причастности. Когда биолог изучает, допустим, инфузорию-туфельку, он четко понимает, что он не инфузория. А историк осознает, что он часть прошлого. И чтобы изучить прошлое, нужно хоть немного себя от него отделить.
Тема научных исследований Егора Киреева – это исследования исторической памяти. Мы можем, говорит он, разделить понимание прошлого на две категории: историческое знание и историческая память. Если первое формируется чаще всего наукой и мало влияет на реальную жизнь людей, то второе всегда напитано живыми эмоциями. Историческая память предопределяет наши решения, ценности, моральный выбор. Поступки деятелей прошлого иногда вынуждают нас руководствоваться их же опытом. И объектом для подражания могут быть не только Александр Невский или Георгий Жуков, но и наши предки.
Егор Алексеевич изучает историю наших дней по современным текстам – нарративам. Документом времени может быть любой текст в учебниках, официальных документах, медиа и соцсетях. Киреев далек от того, чтобы ставить эксперименты на своих учениках, но они тоже являются авторами нарратива, усваивая знания из учебников, со слов учителя, книг и Интернета. Разумеется, не все станут историками, зато носителем исторической памяти суждено стать каждому. А учитель как раз и формирует эту память.
– Самое интересное – наблюдать за тем, что сохраняется в памяти учеников спустя полгода, – делится педагог. – Мы ведь проматываем, как кинопленку, большие потоки информации и запоминаем самое яркое. Например, я много времени уделяю общественной мысли XIX века, так как она повлияла на формирование современного мира. Были заложены основы политической и социальной философии, научного сознания. И детям часто очень близки такие деятели прошлого, как Михаил Бакунин, Петр Кропоткин, Сергей Уваров. По моим наблюдениям, ребята любят и запоминают исторические казусы, яркие поступки и решения. Подростками же еще движет максимализм, им кажется, что до них ничего не происходило, весь мир начинается с них. Поэтому учить их сложно, но и чрезвычайно увлекательно.
На счету Егора Киреева, несмотря на возраст (ему всего 27 лет), кроме звания победителя конкурса «Лучший учитель Санкт-Петербурга» и участия в финале конкурса «Учитель года России»-2022 также победы в конкурсе управленцев «Лидеры России» и на Всероссийском конкурсе «Флагманы образования». Но к наградам он относится философски… Реальная работа, считает он, идет «в полях», то есть в классах. Огромное количество выдающихся учителей не участвуют в конкурсах и не имеют никаких званий, а просто делают свое дело.
В этом году Егор Киреев собирается посвятить много времени работе в РДДМ. Ему хотелось бы в нынешнем атомизирующемся на глазах обществе научить детей держаться вместе, сотрудничать друг с другом, попытаться собрать из бесчисленных кусочков коммуникаций «чудесный сплав» полноценного общения и товарищества.
Людмила ПОЛОНСКАЯ, Арслан ХАСАВОВ, Санкт-Петербург
Комментарии