Как известно, недавно глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил о том, что обязательного ЕГЭ по иностранному языку не будет. А давайте вспомним, какие экзамены обязательны в разных странах мира.
Мы этот вопрос изучали в начале нулевых, когда готовились к введению ЕГЭ в России. И оказалось, что в подавляющем большинстве случаев сдают в обязательном порядке математику и родной язык. Во многих странах мира третьим обязательным является экзамен по истории, причем не только своей страны, но и мира. Что неудивительно, ибо история напрямую связана с воспитанием гражданственности, к тому же это обязательный элемент культуры (и рычаг идеологии). Историю тогда мы не решились вводить только по той причине, что на тот момент у историков не было единого представления о том, что и как преподавать. Сейчас, как известно, у нас есть историко-культурный стандарт, поэтому и снова вспомнили про обязательный ЕГЭ.
Напомню также, что в разное время предлагали ввести точно такой же экзамен по экологии (ибо все должны заботиться об охране природы), биологии (все должны заботиться о своем здоровье), ОБЖ (ибо слишком много детей гибнет в ДТП, в водоемах, в огне и т. п.), физкультуре (все должны быть сильными и ловкими), примеров можно привести множество.
Так вот, в других странах обязательного экзамена по другим языкам (французского в Англии или немецкого в Италии), насколько мне известно, нет. Есть языки, обязательные для изучения. Так, в Швеции помимо шведского все учат финский, в Индии помимо хинди все учат английский и язык своего штата. Но, повторяю, общенационального экзамена по чужому языку нет.
Когда вводится какой-либо обязательный экзамен, сначала довольно долго изучают, что в нем может быть такого, что должен знать каждый школьник во всех регионах. Так вот, если с математикой и русским языком все понятно – все должны уметь писать и считать, то с иностранным проблемы: действительно ли оленеводы Крайнего Севера и горные чабаны должны знать одни и те же темы в одном и том же объеме? Не факт. Да, безусловно, каждый гражданин имеет полное право поехать, например, в туристическую поездку за рубеж и должен уметь там объясниться, чтобы не потеряться. Но это уже затрагивает проблемы иного рода. Способны ли мы обеспечить всем школьникам России условия для овладения языком в объеме, необходимом для общения за рубежом? Хватает ли у нас учителей, способных обучить детей навыкам живого общения? И соответствуют ли наши программы и учебники по иностранным языкам именно таким вот запросам (напомню, что наши дети на выходе из школы могут знать все про неправильные глаголы, но совершенно не понимать вопросов и не уметь выразить мысль на чужом языке)? Что-то мне подсказывает, что по всем этим моментам у нас множество проблем.
Да, споры о необходимости введения такого экзамена были, есть и будут, что совершенно нормально. Но препятствий пока слишком много. К тому же речь ведь идет не только об одном английском, есть и другие иностранные языки, а там свои проблемы. Только представьте себе, что будет, если мы поступим, как советуют некоторые чиновники, по-наполеоновски, то есть сначала ввяжемся в драку, а там видно будет. Кто от этого пострадает? Правильно, дети, которые не смогут хорошо сдать этот экзамен, но не потому что плохо учились, а потому что у них не было учителя или был педагог, который не смог их подготовить к этому испытанию. А обязательный ЕГЭ – это ведь баллы, которые потом должны где-то обязательно учитываться…
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии