Совет по русскому языку при Правительстве РФ не собирался уже давно. И вот на минувшей неделе его участники – чиновники, ученые, представители бизнеса и общественности – наконец-то встретились в Государственном институте русского языка имени Пушкина, чтобы обсудить, как претворяется в жизнь федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы, какими прорывами можно гордиться, на какие проблемы следует обратить внимание. Возглавила заседание Ольга Голодец, вице-премьер Правительства РФ и председатель совета.
Высокое собрание волновали два главных вопроса: как чувствует себя русский язык на родине, достаточно ли качественно преподается и насколько активно распространяется за рубежом. Выяснилось, что все в полном порядке. Ну, во всяком случае – в относительно полном.Открывая заседание, Ольга Голодец напомнила, что одним из ключевых проектов совета было создание интернет-портала «Образование на русском». Разработанный Институтом русского языка им. А.С.Пушкина совместно с коллективами 10 ведущих вузов России и запущенный 1 сентября 2014 года, он сразу привлек внимание 78000 пользователей всего мира, решивших с его помощью изучать русский язык или повышать свою педагогическую квалификацию. Меньше чем за два года число посетителей выросло до 441 тысячи. «Но это не предел, – заявила Ольга Юрьевна. – Наша задача – выйти на миллион».Дистанционные курсы на портале доступны на 8 языках, поэтому нет ничего удивительного, что ресурсом активно пользуются жители 176 стран мира. Портал «Образование на русском» подходит не только взрослым: его специальные детские курсы освоили уже 23 тысячи подростков. Кроме того, по словам вице-премьера, на портале прошли переподготовку 15 тысяч учителей русского языка. Но если учесть, что только в России работают 125 тысяч учителей-словесников, а еще 100 тысяч преподают русский за границей, очевидно, что возможности проекта отнюдь не исчерпаны.Заместитель министра образования Вениамин Каганов заверил, что, несмотря на кризис, бюджет федеральной целевой программы сокращен всего на 1,5 процента, средства расходуются разумно и в результате экономии появляется резерв, который в случае чего можно будет направить туда, где он необходим больше всего. При этом очевидно, что, например, в вопросах повышения квалификации министерство выбрало своим девизом «Даешь пятилетку за три года!»: переподготовка словесников идет ускоренными темпами, опережая изначально заявленные контрольные цифры. Свой профессиональный уровень до конца года повысят 50 процентов школьных филологов России (вместо сорока изначально заявленных) и 100 процентов учителей, работающих за границей. Такие скорости вполне оправданны: подготовка педагогов, как дипломатично заметила Ольга Голодец, по-прежнему остается «болевой точкой». А ведь исследование компетентности учителей-словесников доказало очевидное: чем выше уровень педагога, тем успешнее сдает государственные экзамены его ученик. Причем экзамены не только по русскому языку, но и по всем предметам, которые содержат задание в форме эссе.К слову об экзаменах. На заседании совета были оглашены цифры вполне радужные: по официальным данным, выросло количество выпускников, сдавших ЕГЭ на высокие – от 81 до 100 – баллы. Если в минувшем году чудеса грамотности продемонстрировали 19,9 процента одиннадцатиклассников, то в этом году их уже 25,5 процента. А вот число тех, кто не смог преодолеть порог в 40 баллов, напротив, уменьшилось: с 6 до 4,2 процента. Всего же не преодолели минимальный порог лишь один процент старшеклассников. Дала свои плоды и программа «Я сдам ЕГЭ», организованная для выпускников национальных республик Северо-Кавказского федерального округа. Всего лишь за год количество ребят, не сумевших справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в одиннадцатом классе, снизилось с 14 до 9 процентов.Настраивают на позитивный лад и результаты итогового сочинения: из 677000 одиннадцатиклассников «незачет» всего у трех процентов. В этом же информационном потоке прозвучала и еще одна немаловажная новость: введение устной части в государственный экзамен по русскому языку начнется в тестовом режиме, но не в 11-м, а в 9-м классе. За основу будут взяты методики, накопленные за годы проведения ЕГЭ по иностранным языкам.Градус общего оптимизма сбавил ректор СПбГУ Николай Кропачев, напомнивший, что русский – это не только школьная дисциплина, но и государственный язык, на котором написаны все законы нашей страны. Согласно исследованиям, которые проводит Санкт-Петербургский университет, не более 20 процентов граждан понимают смысл тех или иных нормативных актов. И это говорит не о безграмотности населения, но о серьезных проблемах с русским языком у тех, кто эти самые акты составляет.Это сообщение, впрочем, не омрачило приподнятого настроения участников совета. Хорошего все равно больше: вопросами продвижения русского языка за рубеж озаботились и предприниматели. «Российский бизнес заинтересован в формировании образа России как интеллектуальной державы, в росте числа людей, признающих ключевую роль России в мировых процессах», – заявил генеральный директор Межгосударственной корпорации развития Иван Поляков, представляя проект МКР-Медиа – портал «Современный русский», созданный во взаимодействии с Государственным институтом русского языка им. Пушкина. Ольга Голодец меценатов-интеллектуалов похвалила, отметив, что «когда представители бизнеса по собственной инициативе начинают заниматься русским языком, его популяризацией в мире, это заслуживает особого внимания и особой благодарности со стороны всех министерств и ведомств».А под занавес заседания сформулировала поручения этим самым министерствам и ведомствам: разобраться с нормами языка в законотворчестве и документообороте, проверить работу курсов русского языка за рубежом и сделать их более живыми и интенсивными, проанализировать системные ошибки, которые школьники допускают при сдаче ЕГЭ, и внести соответствующие коррективы в методику преподавания самых сложных тем, активизировать работу по привлечению талантливой молодежи для получения образования в России, провести ревизию творческих конкурсов и олимпиад по русскому языку, определить объем словарного запаса, которым в обязательном порядке должны владеть дети разных возрастов, и выяснить, насколько избыточна или, напротив, недостаточна информация, предлагаемая им в рамках школьной программы по русскому языку.МнениеГлавное – подготовитьсяГалина СОЛОВЬЕВА, заместитель директора по учебной работе школы №111, Нижний Новгород: – Мы очень довольны результатами ЕГЭ по русскому. У нас нет не перешедших порог и довольно много высокобалльных работ. Я не могу сказать о других школах, но слышала, что результаты лучше прошлогоднего экзамена. В отличие от профильного ЕГЭ по математике. Он оказался сложнее, чем предполагалось, и уж точно сложнее ЕГЭ по русскому. Я думаю, что результаты стали выше, потому что задания тестовой части уже хорошо отработаны за прошедшие годы, учителя отлично освоили технологии подготовки к экзаменам. Так сказать, набили руку. Тесты, на которых тренируются дети, содержательно совпадают с теми, что они видят на экзамене, поэтому паника, которая охватывала выпускников в первые годы, уступила место уверенности. Когда ученик уверен в знаниях, он демонстрирует хорошие результаты. Тексты части С тоже стали адекватнее. Эксперты, привлекаемые к проверке эссе, тоже стали опытнее, поэтому меньше субъективности в оценках. Но есть и второй, не менее важный момент. Сами дети готовятся лучше. Они лучше мотивированы, знают, как надо готовиться, на что следует обращать внимание. Они занимаются не только на уроках, но и сами заходят на многочисленные сайты подготовки, занимаются на онлайн-тренажерах. И, конечно, все это сказывается на повышении уровня. То есть русский язык становится одним из наиболее понятных и адекватных экзаменов. Написать на приличный балл имеет возможность почти каждый человек, у которого русский язык родной. Главное – подготовиться.
Комментарии