В этом мае отмечает 25 лет со дня рождения Московская международная киношкола. Она родилась как киностудия Дворца пионеров на Ленинских горах, а сейчас это и школа, и киноколледж, дающий документ о среднем профессиональном образовании в области кино. И здесь занимаются не только образованием, но и воспитанием.
Киношкола знакома читателям «Учительской газеты»: ее преподаватели не раз выступали на газетных страницах с рассказом о возможностях кино для образования и о проектах школы. Но сейчас у школы день рождения.Свое здание на Шаболовке – два корпуса, построенных в эпоху конструктивизма, – школа получила в 2012 году. С этих пор корпуса обжили, а перед школой выпускники высадили несколько вишневых деревьев. Внутри – выставки рисунков школьников, макетов сценического оформления, индивидуальная фотовыставка. Одни дети вежливо спрашивают, чем вам помочь, другие носятся в балетных тапочках и длинных платьицах, третьи куда-то озабоченно тащат кастрюльки с водой. Все кипит. Вежливые старшеклассники останавливают каждого незнакомого взрослого, чтобы спросить, нужна ли ему помощь или программка: в школе праздник. Родители в театральном зале перешептываются: вон, мой побежал, ну хоть здесь на него посмотреть! Школа полного дня – учатся здесь с 9 до 9, выходной один в неделю, на каникулах экспедиции, так что родители скучают. А дети заняты: они не только учатся, но еще снимают кино, ставят спектакли и участвуют в серьезных социальных проектах. – Дети верны кинематографу даже тогда, когда говорится, что он, кинематограф, уже умер. То, что происходит на экране, они воспринимают как самое увлекательное дело на свете, – говорит Алла Степанова, основатель и художественный руководитель школы. – А дети в подростковом возрасте требуют серьезного дела. Кинематограф – большое и сложное дело, и если отнестись к этому процессу всерьез, это свойство кинематографа позволяет заполнить важными и нужными делами отрочество – самое сложное и самое опасное время в жизни человека. В самом деле, когда дети приходят в киношколу, они занимаются не только предметами – математикой, русским или биологией – или даже актерским мастерством, вокалом и сценречью, но прежде всего большим делом: они стараются говорить с людьми языком искусства. Именно на этом основана школьная работа в области арт-волонтерства и арт-терапии. Ученики школы давно помогают нескольким детдомам, ездят в детские больницы и дома престарелых, и везде их задача – разговаривать языком искусства с людьми, которым трудно и больно.Ольга Липман, заместитель директора киноколледжа, руководитель арт-волонтерской практики, говорит:- Наша задача – добиться, чтобы студенты научились чувствовать других людей. В искусстве человеку необходимо сочувствовать, сострадать, сопереживать. Если в человеке что-то надломлено, нам нужно это восстановить, ведь они будут потом окружены другими людьми. Человеческое начало в наших студентах для нас – самое главное. Искусство, кино, театр, музыка очень помогают в развитии этого свойства человека. Внутри киношколы мы уже много лет развиваем направление арт-педагогики и сотрудничаем с профессионалами в области арт-терапии. Мы хотим, чтобы наши ученики, помимо профессиональной квалификации, имели еще диплом или сертификат в области арт-педагогики, чтобы для них это стало опорой в жизни. Киношкола уже несколько лет занимается волонтерской работой в детских домах Кадникова (а в городе их несколько, и дети-сироты составляют почти пятую часть населения этого небольшого местечка под Вологдой). Но это не стандартные наезды шефов с концертами и шоколадками для бедных сироток: в киношколе считают необходимым дать кадниковским детям ощущение, что они сами могут взять свою судьбу в свои руки, сами могут что-то дать другим. Вместе с учениками киношколы дети из детских домов готовят концерты для домов престарелых и детей в интернатах для тяжелобольных, вместе с ними отремонтировали детскую площадку в городском парке, расписывают фасады городских зданий, проводят городские праздники. И постепенно в эту работу включается и городская администрация, и горожане – так что дети-сироты в самом деле становятся творческой силой, преобразующей город. Сергей Шариков, руководитель инновационной площадки «Построение и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях» (это проект, создающий школы в больницах), говорит о своем опыте сотрудничества с киношколой в области арт-волонтерства так: «Ребенок, который оказался в больнице, в атмосфере, отличной от той, к которой он привык, оказывается в замкнутом мире, из которого, кажется, нет выхода. И конечно, мы обращаемся к ресурсу арт-педагогики. Но где взять людей, которые понимают, что такое арт-педагогика? Этот опыт есть у киношколы. Школа помогает детям понять многообразие мира через практику, через экспедиции, через встречи с другими людьми; здесь содружество взрослых с детьми на прочной основе киноискусства создало замечательную атмосферу. И этот педагогический опыт помогает нам сегодня устраивать школы в детских больницах». Еще один важный проект киношколы – это «Скрытая история», посвященный сохранению исторической памяти о трагических событиях российской истории – памяти о репрессированных, о новомучениках и исповедниках. Школьники ездят с экспедициями на Соловки и в Лодейное Поле, где, возможно, был расстрелян второй соловецкий этап. Устанавливают поклонные кресты на местах захоронений, убирают мусор, готовят таблички для туристов. Прошлым летом помогали монахам из Свято-Вознесенского скита сделать водосток на Секирной горе: без него дорогу, ведущую на гору, каждый год размывало, так что ее постоянно приходилось ремонтировать. Это не столько помощь живым, сколько чувство долга перед ушедшими, ощущение личной связи с историей страны, со сложными, трагическими и прекрасными человеческими судьбами. Есть, конечно, в школе и кино: ежегодный двухнедельный киноцикл, когда вся школа снимает кино. Есть и театр – традиционная театральная экспедиция, когда школьники уезжают в подмосковный пансионат, где за две недели ставят несколько спектаклей с нуля – пишут инсценировку классического произведения, распределяют и учат роли, делают декорации, костюмы, свет – и приглашают родителей на премьеру. И как-то так само собой получается, что к выпуску из школы они понимают, чего хотят, знают, куда идти, умеют брать с нуля проект и в короткие сроки доводить его до завершения. Умеют брать на себя ответственность, умеют сочувствовать и поддерживать в беде. А выращиваются эти умения как будто сами собой, ходом вещей, постановкой дела. Атмосферой. Той самой, про которую директор школы Ольга Керзина говорит:- Основа – это человеческие взаимоотношения, без них ничего невозможно. ЕГЭ и прочее – это только надстройка, а базис – это как нам удается стать людьми. И центральный момент здесь – насколько педагогам самим удается двигаться и становиться более похожими на людей, чем это было раньше. Этот процесс происходит на глазах у детей, так что дети всему учатся. В пределе – я все могу доверить своему ученику. Нас еще Алла Ивановна Степанова так учила: вести себя с детьми так, как с самыми близкими друзьями.Все это довольно редкий опыт воспитательной работы, от которой многие школы просто отказываются, считая, что воспитывать должны родители дома. Хотя, как показывает киношкольный опыт, у школы в этом есть потребность и для этого есть возможности – если, конечно, понимать воспитание не как ежедневные проповеди на темы морали, а как общее большое дело, которое взрослые и дети любят, хотят и умеют делать.
Комментарии