Знание языков сегодня необходимо как воздух. Особенно молодому поколению, которое живет в мультикультурной среде. Чтобы понимать, о чем говорят сверстники в других странах, школьнику достаточно немногого, но если есть желание влиться в международное образовательное сообщество, нужен, конечно, иной подход. Впрочем, не стоит забывать и о том, что хорошие ученые говорят и на хорошем родном языке. О том, какую роль здесь играет Всероссийская олимпиада школьников, «Учительской газете» рассказали представители центральных предметно-методических комиссий по русскому и английскому языкам ВсОШ.
Родной язык окружает человека с раннего детства. Считалочки, сказки Пушкина, уроки русского в старших классах, обязательный ЕГЭ… У некоторых весь энтузиазм к изучению языка основан на необходимости хорошо сдать экзамен. Однако многие готовы добровольно и с увлечением совершенствовать свои знания в этой области. На вопрос о том, почему ребятам это интересно, ответил председатель центральной предметно-методической комиссии по русскому языку Всероссийской олимпиады школьников Андрей ГРИГОРЬЕВ.- Андрей Владимирович, как изменилась Всероссийская олимпиада по русскому языку за годы своего существования?- Мне кажется, самое главное, что она в чем-то осталась неизменной. Это, например, ее идеология, которую сформулировал еще первый председатель жюри олимпиады профессор Лев Скворцов: «Это не «большая контрольная работа» по русскому языку. Ведь после… предварительных отборов на олимпиаду приедут по-настоящему грамотные, начитанные и талантливые, творческие ребята… Суть не в знании школьной программы по русскому языку «от и до», не в зазубренных механически правилах и исключениях, а в лингвистической одаренности подростка, в его свободном владении родным словом, в умении выразить свою любовь к его смысловым и художественным богатствам».ФактПо итогам ВсОШ 2012-2013 учебного года русский язык оказался одним из самых популярных олимпиадных предметов наряду с биологией и обществознанием.- А каковы ее цели? Они тоже остались неизменными?- Да, как и 18 лет назад, жюри сегодня оценивает не только знания, умения и навыки, полученные учащимися в школьном курсе, но и старается выявить тех, кто одарен лингвистической интуицией. В дальнейшем такие ребята будут способны активно реализовать себя в избранной профессии, в том числе проводя самостоятельные научные исследования. Олимпиада по русскому языку, как и прежде, должна пробуждать интерес к его изучению и развеивать школьный миф о том, что русский язык – это только орфография и пунктуация.- Готовите ли вы какие-то особенно интересные задания к олимпиаде этого года?- Конечно. Например, весной на заключительном этапе олимпиады участникам предлагалось не только решить оригинальные лингвистические задачи и написать сочинение, но также проанализировать языковой материал на основе прочитанной лекции и дать лингвистический комментарий к архаичному тексту. Многие участники и руководители делегаций отмечали, что такие задания развивают старшеклассников, проверяют их умение логически мыслить, активизируют творческие способности. Думаем в этом учебном году повторить этот опыт, однако окончательное решение будет принято в январе.- Андрей Владимирович, олимпиада меняется, а ее участники?- Олимпиада по русскому языку, которая проводилась в этом году в Санкт-Петербурге, в очередной раз показала, что из года в год на заключительный этап приезжают школьники, хорошо подготовленные к решению сложных лингвистических задач, которые требуют от участников осознанного владения нормами русского языка с современной и исторической точек зрения. Можно сказать, что победители и призеры обладают развитым лингвистическим мышлением и чувством языка.В то же время из года в год становится меньше ребят, которые приезжают на олимпиаду не только получить заветный диплом победителя, дающий право поступать без экзаменов на профильные факультеты российских вузов, но и получить удовольствие от самого праздника русского языка, активно участвуя в дополнительных конкурсах («Конкурс знатоков русского языка», «Турнир поэтов» и др.), где победа не дает участникам ничего, кроме морального удовлетворения. Думается, что следует уделить более пристальное внимание отбору на начальных этапах олимпиады, чтобы на финал приезжали не только дети, у которых русский язык просто немного сильнее, чем у одноклассников, но и, как и прежде, школьники с нестандартным мышлением, ярко выраженной познавательной мотивацией.- Каковы основные проблемы в организации олимпиады по русскому языку?- Могу коснуться проблемы отбора заданий для начальных этапов олимпиады. Вопросы соревновательного тура, с одной стороны, не должны быть очень простыми, ведь одной из задач олимпиады является выявление одаренных, талантливых детей, с другой – слишком сложными, так как задания должны согласовываться с реальными возможностями реальных детей, которые хотят расширить свои представления о языке. К сожалению, центральная предметно-методическая комиссия по русскому языку занимается созданием заданий только для регионального и заключительного этапов олимпиады. Задания школьного и муниципального этапов составляют комиссии на местах. Мы рассылаем в регионы рекомендации для составителей, но нередко задания нашим пожеланиям не отвечают. В регионах для учеников среднего звена может, например, промелькнуть непрофессионально подобранный сложный древнерусский текст, в котором надо найти какое-нибудь явление древнерусской морфологии. Но, как известно, участник олимпиады знать древнерусскую грамматику не обязан. Или же задания, наоборот, очень простые. Наша центральная предметно-методическая комиссия не может пока контролировать задания всех регионов страны, хотя справедливости ради стоит отметить, что иногда региональные комиссии по своей инициативе присылают задания на рецензирование, и это всегда благотворно сказывается на результатах выступления школьников этого региона на заключительных этапах.Английский язык сегодня на первых ролях во многих сферах. Даже на олимпиаде по английскому число участников больше, чем на состязаниях по другим языкам. О том, почему это происходит, размышляла заместитель председателя центральной предметно-методической комиссии по английскому языку Всероссийской олимпиады школьников Юлия КУРАСОВСКАЯ.- Юлия Борисовна, расскажите, пожалуйста, отличается ли олимпиада этого года от предыдущей?- Ежегодно мы придумываем что-то новое, потому что хочется увлечь детей, удивить, так что содержательно и по формату задания меняются. Что же касается требований, то, думаю, педагоги, которые готовили ребят в прошлые годы, едва ли увидят что-то кардинально новое. Правда, год от года требования становятся жестче, но это постепенный процесс. И обоснованный, так как те, кто приходит на олимпиаду, все лучше и лучше знают английский. Особенно ярко заметно, как интенсивно растет уровень знания английского в регионах. В этом году Всероссийская олимпиада по нашему предмету проходит уже в 15-й раз, поэтому нам есть с чем сравнить.- Это касается только олимпиад по английскому или характерно для всех языковых состязаний? Что говорят ваши коллеги о немецком и французском?- Они признают, что в целом подготовка по всем из перечисленных языков стала выше. Но школьная статистика говорит и о некоторых других аспектах. В основном дети сегодня изучают именно английский язык. Немецкий и французский идут как вторые языки. Однако современные дети очень мотивированы на получение хорошей лингвистической подготовки. Сегодня каждый убежден, что необходимо знать иностранный язык, а еще лучше не один, независимо от того, какое направление дальнейшей учебы будет выбрано.- Есть ли сегодня какие-то трудности в организации олимпиады?- Если посмотреть, как изменились наши возможности за последние 5 лет, то могу сказать, что в техническом плане мы уже можем все. Раньше не хватало магнитофонов или какой-то другой аппаратуры. Сегодня мы можем позволить себе проведение одного из олимпиадных заданий в формате видеоконкурса, где участникам предлагается озвучить видеоролик. Когда его придумывали, боялись, что что-то может не получиться, а теперь кажется, что и это не предел. А в содержательном плане, конечно, все зависит от нас, организаторов, но, как я уже сказала, мы каждый год стараемся чем-то удивить юных лингвистов.- Какие вершины могут покорять школьники, если добились успехов на Всероссийской олимпиаде? Существуют ли международные состязания по английскому языку?- На самом деле в том, что касается английского языка, заключительный этап Всероссийской олимпиады становится здесь по-настоящему заключительным. Пока еще у нас нет соревнований мирового уровня, как, например, у наших коллег по физике или химии. Но не секрет, что талантливые дети зачастую проявляют себя сразу в нескольких сферах, поэтому многие участники олимпиады по английскому языку участвуют и в других интеллектуальных соревнованиях. Некоторые доходят и до международного уровня, а там хорошее знание английского весьма полезно.- Есть ли в стране регионы, представители которых стабильно занимают на олимпиаде по английскому высокие места? Или это в основном столичные школьники?- Сегодня количество региональных участников на заключительном этапе по английскому языку в целом выше, чем раньше. Прежде оно регулировалось специальной квотой, а сейчас этого нет. Шанс дойти до финальных соревнований теперь есть у каждого, но для этого необходимо очень хорошо знать язык.Тем не менее у нас до сих пор остаются регионы, откуда на заключительном этапе бывает всего по 1-2 человека. Связано это с тем, что результаты соревнований регионального этапа сегодня выстраиваются в рейтинг и на его основе выбираются участники заключительного. Естественно, что туда попадают ребята с высокими баллами. Но в целом это не отражается на том, представители каких регионов оказываются в числе победителей заключительного этапа. И это не всегда только Москва и Санкт-Петербург.- Юлия Борисовна, может быть, это говорит и о том, что в этих регионах есть какие-то проблемы в подготовке школьников? Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы завоевать призовое место?- Я вообще не сторонник идеи специальной подготовки к олимпиадам. Это не ЕГЭ. Здесь нет четкого рецепта и, по сути, нет возможности натаскать на задания. Подготовка к олимпиаде – долгий процесс и большой труд, который включает в себя не только языковые вопросы, но и расширение кругозора. Ведь у нас есть задания, которые предполагают, что ребенок не только знает английский на высоком уровне, но и хорошо знаком с культурой, историей англоязычных стран. Кроме того, полезно просматривать сборники олимпиадных заданий прошлых лет. Это помогает уяснить их формат, требования и в итоге ярче проявить свои способности.
Комментарии