Это только на первый взгляд может показаться – языковые страсти имеют локальный характер и касаются лишь школьников, их родителей и, разумеется, учителей. На самом деле все далеко не так, и от того, на каком языке говорить и какой язык изучать, зависят не только благополучие и мир в государстве, но и вообще сам факт его существования. Пожалуй, самый яркий пример здесь Украина, именно нерешенный языковой вопрос стал одной из основных причин непрекращающейся войны на Донбассе…
От Ельцина до наших дней…Если уж говорить начистоту, то языковая война в России идет уже давно, то вспыхивая, то затухая. Начало ей было положено еще в далеком 1992 году, когда Борис Ельцин предложил всем национальным и автономным республикам «брать суверенитета столько, сколько смогут проглотить». Они и взяли, причем суверенитет этот начался в первую очередь с… обязательного изучения национального языка всеми, кто проживает в республике. Так, именно при Ельцине в Республике Татарстан был принят закон «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», где было прописано, что в республике создаются условия для сохранения и всестороннего развития родного языка и, во-вторых, что «государственными языками в РТ являются равноправные татарский и русский языки». В результате татарский язык, как, впрочем, и башкирский, и еще ряд национальных языков являются обязательными для изучения всеми детьми, проживающими на территории республик. То есть все дети независимо от национальности должны изучать национальный язык, а если обстоятельства жизни изменились и семье придется, к примеру, из Татарстана переехать в Якутию, то теперь уже нужно будет взяться за якутский, потом, кто знает, – за язык коми и так далее по списку. Конечно, скажут некоторые читатели, чем больше языков знаешь, тем лучше. Но согласитесь, это должно быть делом добровольным, а не из-под палки. Может, вместо якутского ребенок хочет изучать французский или японский, но в сутках всего-то 24 часа. У русскоязычных жителей Татарстана возмущение копилось долго, пока они наконец-то не решились обратиться к Президенту РФ Владимиру Путину с видеообращением:- Уважаемый Владимир Владимирович, до каких пор русскоязычные в национальных республиках будут угнетаться? Сейчас Россия представляет собой то же, что представлял СССР накануне распада. И маркером здесь является языковой вопрос. Вы год назад подняли его, затем подписали свои поручения. Сейчас они не выполняются в национальных республиках. Пожалуйста, довершите это дело, обеспечьте законодательное поле, обеспечьте добровольность изучения национальных языков в республиках.Надо сказать, Путин сразу же отреагировал на это обращение. Выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям, президент указал, что недопустимо «заставлять человека учить язык, который для него не является родным, и снижать уровень и время преподавания русского».Напомним, что в марте этого года в Башкортостане была создана Республиканская комиссия родителей при исполнительном комитете «Всемирный курултай (конгресс) башкир», пропагандирующая и популяризирующая башкирский язык в республике. Члены комиссии ездят по районам и городам Башкортостана и объясняют родителям, насколько важно оставить обязательное изучение родных языков в школе. Кстати, именно эта комиссия объявила сбор подписей против законопроекта о добровольном изучении национальных языков.Депутаты нашли золотую середину10 апреля в Госдуму РФ поступил законопроект от группы депутатов. Из-за прописанной в нем нормы добровольности изучения родных языков он вызвал бурю негодования в национальных республиках. Там посчитали, что национальные языки станут «факультативом». «Право на добровольное изучение окончательно подорвет социальные позиции родных языков, – заявил профессор Северо-Осетинского пединститута Тамерлан Камболов. – Мы убеждены в том, что реализация принципа выбора родного языка или введение права на добровольный выбор изучения родного языка приведет языки и культуры нерусских народов к катастрофе. Это связано с тем, что в условиях обязательной сдачи ЕГЭ по русскому языку, а других предметов только на русском языке многие родители нерусских национальностей предпочтут заявить родным языком своих детей именно русский или просто отказаться от изучения родного языка». С профессором Камболовым солидарны большинство представителей науки и образования национальных республик.В результате Госдуме пришлось срочно заниматься доработкой законопроекта. Депутатам таки удалось найти компромиссное решение: председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что «школьники республик и народов РФ будут изучать национальные (родные) языки в обязательном порядке, но только те, которые выберут». У родителей учеников будет возможность выбирать язык обучения в первом и пятом классах, при этом изучение национальных языков останется в обязательной программе. Так что в республиках обязательными будут и государственный, и родной языки. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, есть три основных пункта новых усовершенствованных поправок в Закон «Об образовании в РФ»:- изучение родных государственных языков сохранится в обязательной части образовательной программы;- статус родного языка обретут не только языки народов России, но и русский язык тоже;- родители имеют право выбрать родной язык для своего ребенка на стадии начального и основного общего образования. Для разных республик родной язык может отличаться: татары, к примеру, могут выбрать в качестве родного татарский, а русские – русский. И тогда несогласие представителей республик развеется, уйдет принудиловка, к тому же все будут изучать государственный язык и каждый свой родной. Все изменения необходимо внести в стандарты, и, разумеется, кроме всего прочего, решить и проблему с учебниками. Так, оказалось, что образовательные программы в России есть только по 13 национальным языкам из 36 существующих в 22 регионах Федерации. Утвержденных учебников и того меньше – только на пяти национальных языках – татарском, башкирском, алтайском, хакасском и чеченском.Примечательно, что депутаты Госдумы предложили создать специальный Фонд поддержки родных языков, ведь на сегодня, к сожалению, предоставить каждому школьнику возможность изучать родной язык нереально.
…Точки над i вроде бы расставлены, однако нерешенных проблем пока море, начиная от учебников, учебных пособий и учителей родных языков и заканчивая некоторыми политиками в национальных республиках, которых вряд ли устроит такой поворот событий. Наверняка в возможности выбирать родной язык они усмотрят угрозу для «титульного» языка республики. Кстати, даже глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на заседании рабочей группы по обсуждению поправок к Закону «Об образовании в РФ» подтвердил наличие правового вакуума в вопросе изучения родного и русского языков в школах России…
Может, вместо якутского ребенок хочет изучать французский или японский, но в сутках всего-то 24 часа. У русскоязычных жителей Татарстана возмущение копилось долго, пока они наконец-то не решились обратиться к президенту с видеообращением:- Уважаемый Владимир Владимирович, до каких пор русскоязычные в национальных республиках будут угнетаться?
10 апреля в Госдуму РФ поступил законопроект от группы депутатов. Из-за прописанной в нем нормы добровольности изучения родных языков он вызвал бурю негодования в национальных республиках. Там посчитали, что национальные языки станут «факультативом». «Право на добровольное изучение окончательно подорвет социальные позиции родных языков», – заявил профессор Северо-Осетинского пединститута Тамерлан Камболов.
Только факты
ИнгушетияСогласно закону «О государственных языках Республики Ингушетия» ингушский и русский языки как государственные изучают во всех образовательных учреждениях республики. Кабардино-БалкарияВ Кабардино-Балкарии дискуссия вокруг языковых вопросов разгорелась в связи с принятием поправок в Закон «Об образовании в РФ». В соответствии с ними национальные языки, кабардинский и балкарский, будут изучаться с первого класса в обязательном порядке детьми, для которых тот или другой язык является родным. КалмыкияСогласно закону «О языках народов Республики Калмыкия» в общеобразовательных школах, где обучение ведется на русском языке, калмыцкий язык вводится с первого класса в качестве обязательного учебного предмета как один из государственных языков республики. Карачаево-ЧеркесияВ республике являются государственными абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский языки. Обязательное изучение в школах родных языков их носителями прописано в Конституции КЧР. Кроме того, согласно Закону «Об образовании в РФ» родной язык должен изучаться в качестве обязательного предмета в образовательных учреждениях, где обучение ведется на русском языке. КарелияКарелия является единственной национальной республикой РФ, в которой только один государственный язык – русский. КомиМинистерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми ввело обязательное изучения коми языка с первого класса в 2011 году.В сентябре 2011 года Конституционный суд Коми вынес решение об обязательности изучения коми языка в школах республики – как для коми, так и для некоми учеников. Сейчас в республике школы могут выбирать программу преподавания коми языка – «как родной» (до 5 часов в неделю) и «как государственный» (2 часа в неделю в начальных классах). КрымВ конституции нового российского региона закреплены три государственных языка – русский, украинский и крымско-татарский. Обучение в школах ведется на этих трех языках. Марий ЭлВ Республике Марий Эл, где государственными языками являются русский и марийский (луговой и горный), обязательное изучение последних ввели в 2013 году. МордовияРеспублика ввела обязательное изучение эрзянского и мокшанского языков во всех школах республики в 2006 году. Изначально обязательным изучение этих языков было только в национальных школах в районах и населенных пунктах с компактным проживанием эрзян и мокшан. С 2004 года в русскоязычных школах эти предметы стали преподавать факультативно. ЯкутияСогласно закону Республики Саха «О языках в Республике Саха (Якутия)» языками обучения в общеобразовательных средних национальных школах являются саха, эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский и чукотский, а в русскоязычных школах – русский язык. В национальных школах русский язык изучается как предмет. Местные официальные языки также изучают как предмет в русскоязычных школах в местах компактного проживания малочисленных народов Севера. Северная ОсетияСогласно региональному закону о языках родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения с одним из двух государственных языков воспитания и обучения – русским или осетинским, который включает в себя иронский и дигорский диалекты. Изучение родного языка в школах республики является обязательным для всех – русских, армян, украинцев, азербайджанцев и всех остальных национальностей. ТатарстанВ Татарстане, где лишь половину населения составляет титульный этнос, татарский язык обязателен для изучения всеми. Родители русских детей в Татарстане регулярно проводят акции протеста и даже обращались в прокуратуру по поводу дискриминации русскоязычных школьников, однако проверка нарушений не выявила. ТуваВ Туве в 2008 году было зафиксировано катастрофическое состояние русского языка. Жители республики между собой говорят в основном по-тувински, хотя на улицах преобладают вывески на русском языке. ХакасияКак и во многих республиках, в Хакасии национальная языковая среда сохраняется в основном в сельской местности, где компактно проживает коренное население. В обязательном порядке хакасский язык изучают только в национальных школах республики. ЧечняВ Чечне национальный язык преподается во всех школах республики как отдельный предмет. Поскольку 95% населения республики составляет титульный этнос, никаких протестов по поводу изучения неродного языка не зафиксировано. ЧувашияЧувашский язык изучается как обязательный предмет в школах республики и в ряде вузов Чувашии в течение одного-двух семестров.
Комментарии