Преподавание языка – вещь консервативная, и здесь трудно изобрести нечто новое и неожиданное. Никуда не денешься, надо повторять слова вслух, хором, надо учиться самостоятельно выражать мысли, писать и читать. Но элементы психологического тренинга, которые раньше нечасто применялись на уроках, сегодня привлекают внимание все большего числа учителей. Это обусловлено распространением личностно-ориентированных технологий, индивидуальных подходов в обучении.
Урок Татьяны Шмуренко из Санкт-Петербурга сразу начался с психологической “зарядки”. “Посмотрите на ладонь правой руки, – попросила Татьяна Николаевна. – Теперь представьте себя на этой ладони. Представьте, что вы – победитель”… Потом ребята вообразили, что стоят на левой ладони, в роли побежденных. “Какими вы себе больше нравитесь?” Об ответе догадаться было несложно. Психологический тренинг создал рабочее настроение. Можно начинать урок.
Татьяна Николаевна придумала оригинальный способ проверки и закрепления орфографии сложных слов. Она не проводит словарных диктантов. Вместо этого она со своим классом разгадывает кроссворды, которые сама же составляет. Слова со сложной орфографией нужно вписать в клетки.
Тенденции в методике преподавания русского языка зависят от цели. Если говорить о русском как родном языке, то сегодня наметилось определенное движение за чистоту языка. Учителя обращают немалое внимание на культуру речи: как мы говорим и что говорим. Соответственным образом перестраивается и урок. Культура речи входит сегодня во все стандарты, школьные и вузовские. Характерной чертой преподавания филологических наук стал интерес к риторике.
Преподавание русского языка как неродного преследует другие цели. Здесь он должен обеспечить возможность общения. Не зная менталитет, психологию, культуру, нельзя изучать язык. И надо учитывать все те возможности, которыми обладает язык как воспитательное, образовательное и культурное явление.
В этом году иностранный и русский языки были объединены на конкурсе в одну номинацию под названием “Филология”. Нельзя не отметить, что в конкурсе впервые приняли участие преподаватели национальных языков народов России. Михаил Доржиев ведет бурятский язык и литературу, в московской школе N812 он дал свой первый урок на русском языке. Феня Леханова – учительница эвенкийского. Московские пятиклашки, которым дала она урок, мало чем отличаются от эвенкийских, поскольку из тридцати тысяч эвенков чуть более десяти процентов говорят на родном языке. Обучение приходится начинать с нуля.
Урок Фени Лехановой был одним из тех, где оказались наиболее ярко выражены новые подходы в преподавании языков: культуроведческий и социокультурный. Нужно знать не только культуру своего и чужого народа, но уметь сопоставлять и ставить проблемы, показать назначение и место человека в культуре той страны, язык которой ты преподаешь.
– Ребята, что значит, по-вашему, “жить хорошо”? – спросила Феня Матвеевна московских детей. Каждый понимает это по-своему:
– Жить без проблем.
– Не болеть.
– Иметь компьютер.
У эвенков свои ценности. Хорошо жить – значит иметь оленя. Когда рождается ребенок, ему дарят игрушку – маленького олененка, вырезанного из дерева или кости. Феня Матвеевна раздала пятиклассникам игрушечных оленят. Начинается не просто урок языка, а знакомство с суровой жизнью северного народа… Ребенок получает имя. “Как тебя зовут?” – это выражение запомнить очень легко, по-эвенкийски оно звучит “Ни горбис” – так похоже на русское “Не горбись”. Детям-эвенкам дают имена по тому же принципу, что американским индейцам. Однажды ночью, когда ярко светила луна, в чуме родилась девочка. Родители решили, что она будет красива, как лунный свет, – так и переводится на русский ее имя.
Идет урок, и шаг за шагом ребенок, который вырос в мегаполисе, открывает таинственный мир северных преданий, поверий и обычаев.
Другой подход в преподавании филологических дисциплин связан с общим развитием личности. Изучение языка не проходит бесследно, даже если забылись многие слова и выражения. Получение знаний – не единственная цель изучения языка. Ребенок перестает быть, выражаясь по-научному, “объектом научения”. Изучая язык, он совершенствует себя. На первый план выступает уровень развития ребенка. А оно невозможно без личностно-ориентированного обучения.
Еще один важный аспект – интегрирование с другими предметами. Филология носит междисциплинарный характер. Можно коснуться любых тем. Например, на уроке Марины Яшиной из города Вилючинска Камчатской области семиклассники знакомились не только с географией Камчатки, но и с экологией вообще. Урок был поставлен так, чтобы каждый из ребят задумался, что может он лично сделать для охраны природы.
И все-таки иногда на язык смотрят чисто прагматически, упуская образовательную сторону. И, быть может, поэтому мало обращается внимания на иностранный язык в начальной школе, где он не входит в число обязательных предметов. Специалисты говорят, что в начальной школе количество часов на язык не столь важно. Важнее сама встреча детей с учителем: его появление – это уже определенный ситуативный вызов. Отсюда вывод: малышам лучше преподавать язык не два раза в неделю по сорок минут, а, например, четыре раза по двадцать. Но пока преподавание языка малышам не получило широкого практического применения, оно остается полем для экспериментов и научного изучения.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии