Абитуриенты и старшеклассники, желающие продолжить учебу в зарубежных университетах, прежде всего должны объективно оценить свои интеллектуальные и материальные возможности. Если с этим все в порядке, можно приступить к изучению формальностей, без которых невозможно обойтись при поступлении в заграничный вуз…
Центр международных контактов “Парта” под руководством Ирины Мочаловой давно и успешно работает на рынке образовательных услуг. Сотрудники центра любезно согласились рассказать о некоторых “испытаниях”, с которыми предстоит справиться российским абитуриентам, поступающим в учебные заведения за границей.
Для начала несколько общих положений, которые актуальны вне зависимости от того, какую страну, какой университет и какую специальность выберет российский абитуриент. Во-первых, практически во всех зарубежных высших учебных заведениях, как, наверное, многим известно, нет системы вступительных экзаменов. Поэтому там, где зачисление проводится лишь на основании анализа личности и документов кандидата, очень важно, какие оценки стоят в его аттестате. Чем больше отличных оценок в аттестате о среднем образовании, тем больше шансов попасть в число студентов выбранного университета.
Во-вторых, по той же самой причине огромное значение приобретают дополнительные бумаги: рекомендательные письма от педагогов, грамоты, заработанные на конкурсах и олимпиадах, сертификаты об окончании курсов (например, языковых или профильных), отзывы об общественной деятельности. Даже документы о наличии спортивных разрядов или об окончании музыкальной школы могут пригодиться и оказаться решающим аргументом в вашу пользу.
Но самое главное требование, предъявляемое к иностранным абитуриентам, – свободное владение английским, французским или немецким языками, в зависимости от выбранной страны. Причем отличной оценки в аттестате недостаточно: все равно придется сдавать языковой экзамен.
И, наконец, в самых престижных университетах мира вроде Гарварда или Оксфорда, а также на медицинских факультетах любого профиля, в том числе и при поступлении на факультет ветеринарии, к претендентам предъявляются особые требования. Эта тема требует отдельного разговора.
Наибольшей популярностью у абитуриентов из России пользуются учебные заведения англоязычных стран. Видимо, потому, что английский был и остается в России самым распространенным “вторым” языком.
В свою очередь, англоязычные страны делятся на две группы. К первой относятся страны, университеты которых безоговорочно принимают наши аттестаты и считают их достаточным основанием для поступления. Российским аттестатам доверяют в Ирландии, США и в Шотландии.
В некоторых университетах Америки от абитуриента могут дополнительно потребовать представить результаты экзамена SAT-Scholastic Aptitute Test. Этот экзамен – нечто вроде проверки IQ будущего студента: немножко математики, немножко философии, немножко истории…
Есть университеты, где вместо SAT могут предложить кандидату сдать другой экзамен – ACT (American College Testing Programm). Есть и такие, в которых следует сдавать оба экзамена: и SAT, и ACT. Что касается языкового экзамена, то учебные заведения США признают только TOEFL, а вот в Ирландии и Шотландии университеты готовы рассматривать результаты как TOEFL, так и IELTS. И еще одно немаловажное обстоятельство. В большинстве университетов США студентам дается право приступать к занятиям либо осенью, либо зимой. Это несколько облегчает задачу поступления тем, кто пока не слишком хорошо знает иностранный язык. Ирландская и шотландская система ближе к нашей: там занятия, как правило, начинаются в сентябре. К англоязычным странам, в которых наш школьный аттестат – вещь необходимая, но не достаточная для поступления в университет, относятся Австралия, Новая Зеландия, Канада, Англия. В ряде случаев руководство университетов предпочитает иметь дело с кандидатами, уже закончившими 1-2 курса вуза в своей стране.
Впрочем, многие страны сами предлагают “обходные пути”, которыми при желании могут воспользоваться абитуриенты из России. Например, главный камень преткновения при поступлении российских студентов в университеты Новой Зеландии – 13-летняя школьная программа, существующая в этой стране. Россияне со своими одиннадцатью классами могут либо доучиться 2 года в одной из новозеландских школ, либо пойти на так называемую сертификатную программу, по окончании которой перед ними открываются двери в любой университет Новой Зеландии. Также есть возможность поступить на одну из лингвистических программ: подтянуть язык, а затем уже начать обучение в университете.
В Австралии школьная программа рассчитана на 12 лет. Поэтому и в этой стране россиянам придется поступать либо через дипломные программы, которые существуют в колледжах, либо через университетские fast-trask-программы, введенные в стране в 1998 году и завоевавшие огромную популярность у иностранцев. Смысл таких программ состоит в том, что во время учебы абитуриенты “заканчивают” австралийскую школу и одновременно готовятся к поступлению в выбранный университет. Стандартный fast-trask-курс длится год, ускоренный – полгода. Правда, стоит учесть, что fast-trask-программы работают не во всех университетах и далеко не по всем специальностям. Смысл их появления австралийские власти видели прежде всего в привлечении как можно большего числа зарубежных студентов. Поэтому fast-trask-программы, как правило, осуществляются по четырем самым “ходовым” у иностранцев направлениям: средства связи, прикладная наука и инженерное дело, компьютерные технологии и бизнес. Особое внимание стоит обратить на языковые экзамены. Для поступления в учебные заведения Австралии и особенно Новой Зеландии лучше иметь на руках результаты IELTS. До сих пор руководство местных университетов готово было рассматривать как IELTS, так и TOEFL, но сейчас в этих странах (и прежде всего в Новой Зеландии) обсуждается вопрос о полном переходе на IELTS. Так что лучше сразу подстраховаться, дабы потом не тратить время на пересдачу экзамена.
Все большей популярностью в России начинает пользоваться обучение в Германии. На то есть причины. Во-первых, в Германии можно получить качественное образование. Во-вторых, в государственных университетах ФРГ денег за обучение не берут ни со своих соотечественников, ни с иностранцев. Но и здесь главным условием поступления, помимо аттестата, является успешная сдача языкового экзамена DSH-Prufunf. Если вы владеете немецким в совершенстве, для поступления достаточно сдать тест. Но если имеющихся лингвистических знаний недостаточно, нужно будет пройти специальный курс в подготовительном колледже при университете Studienkolleg.
Более половины учебного времени в колледже отводится на изучение языка, а остальное – профильным дисциплинам. Так, слушателям T-курса предстоит изучать математику, информатику, физику или химию. На W-курсе слушатели будут изучать математику, экономику и общественные науки. M-курс для тех, кто собирается изучать медицину и биологию, химию, физику и математику. G-курс – гуманитарный, студентам будут преподавать историю, немецкую литературу, английский язык и географию. На S-курсе изучаются иностранные языки, история и немецкая литература. Продолжительность обучения в Studienkollege обычно составляет 2 семестра. По окончании колледжа слушатели сдают экзамены по немецкому языку и профильным дисциплинам, и все успешно сдавшие автоматически зачисляются в университет.
Для поступления в университеты Франции российские студенты могут воспользоваться двумя способами. Первый: проучиться во французской школе минимум 3 года и сдать экзамен на степень бакалавра (в отличие от многих стран, во Франции школьники получают бакалаврскую степень именно после успешной сдачи школьных экзаменов). Путь второй. Чтобы быть зачисленным в один из университетов Франции, российский абитуриент, помимо аттестата, должен представить результаты двух сданных экзаменов – DELF и DALF. DELF – это экзамен на углубленное знание французского языка, DALF – экзамен, включающий профильные дисциплины.
Приемные экзамены по DELF и DALF проводятся под руководством министерства образования Франции в строго определенные сроки. Подготовиться к экзаменам можно как в университете, так и в лингвистических школах Франции. В среднем на подготовку к каждому экзамену уходит по 6 месяцев, но можно уложиться и в более сжатые сроки. Кроме того, сейчас некоторые французские университеты ввели у себя практику самостоятельного экзаменационного отбора. В том случае, если иностранный абитуриент не сдавал DELF и DALF, администрация учебного заведения может предложить ему сдать собственно университетский экзамен и зачислить в студенты по его результатам.
Несмотря на то, что французы довольно придирчиво изучают документы каждого иностранного кандидата в студенты, граждане России почти никогда не сталкиваются с отказами.
Gazeta.ru
Комментарии