search
main
0

Яркое эмоциональное чудо

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Сухомлинский

 

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и активизируют мышление, воображение, способствуют речевому развитию детей разного возраста.

 

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ героя, у них развиваются фантазия, ассоциативное мышление, умение видеть новое в привычном.

Театрализованная игра – яркое эмоциональное средство, формирующее художественный вкус у детей. Совместная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие основных психических процессов, способствует самопознанию и самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников посредством театрализованных игр способствует ознакомлению с выразительным языком, закладывающим основу для развития навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека, развитию навыков общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.

Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с характерами, настроениями персонажей, изучают способы их внешнего проявления, осознают причины того или иного настроя.

Большое значение театрализованная деятельность имеет и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Наконец, театрализованная игра – это доступное средство самовыражения и самореализации ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дошкольники знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры одновременно активизируется словарь ребенка, улучшаются звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики обяжут ребенка ясно, четко и понятно изъясняться. У него совершенствуются диалогическая речь, ее грамматический строй.

Коллективная театрально-игровая деятельность – это уникальный вид сотрудничества, в котором все равны – ребенок, воспитатель, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети приобретают ценные навыки общения.

Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся внутри нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, иные пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.

В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать и воспитывать многие положительные качества личности. Данный вид деятельности скрывает в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Елена ЦВИГУН, воспитатель школы №727

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте