Ольга Ивата, педагог-хореограф школы №799, в 2001 году с отличием окончила Российскую академию театрального искусства. Ее научная работа посвящена хореографическому образованию в Японии, а кандидатская диссертация – «Организационно-педагогические условия преподавания классического балета в хореографических студиях Японии».
В 1957 году, через год после подписания совместной декларации СССР и Японии, предполагающей мирное сотрудничество, в Японию впервые приехала балетная труппа Большого театра.За месяц пребывания в Японии (балетная группа выступала в крупнейших городах – Токио и Осака) русские артисты показали шесть разных программ, одна из которых – «Вечер балета» – была посвящена творчеству народной артистки СССР О.Лепешинской и заслуженного артиста РСФСР и УССР В.Преображенского.Гастроли артистов Большого театра имели такой большой успех в Стране восходящего солнца, что японские хореографы захотели у себя на родине поднять искусство классического балета на более высокий профессиональный уровень.Японцы искренне считали, что балет – это Россия, а лучшая школа классического балета – русская.В 1960 году в Токио была создана Балетная школа имени П.И.Чайковского. В качестве педагогов туда были приглашены С.Мессерер, которая преподавала в детских и женских классах, и А.Варламов, который вел мужские классы и уроки дуэтного танца. Известие об открытии новой балетной школы с русскими педагогами быстро облетело Японию, куда устремился большой поток желающих заниматься балетом. Вскоре количество учеников достигло трехсот пятидесяти человек. Идея создания балетной школы принадлежала Т.Хаяши, на базе этой школы в 1964 году была создана труппа «Токио-балет». Широкую известность получил балет японского композитора Кан Исии «Маримо», поставленный А.Варламовым и С.Мессерер в 1962 году. Это был первый национальный трехактный балет, созданный по мотивам легенды народности айну.Интересны воспоминания очевидца и участника событий тех лет Коуичи Ивата. Он пришел в школу имени Чайковского с первого дня открытия и попал в класс А.Варламова. Занятия у русского педагога очень много дали японскому артисту. Благодаря своему таланту и трудолюбию он сделал большие успехи. Поэтому, когда на второй год после начала занятий А.Варламов начал ставить балет «Маримо», он поручил исполнение главной партии К.Ивата. К сожалению, спустя несколько дней после начала репетиций Коуичи серьезно заболел и был вынужден лечь в больницу. После выздоровления он прекратил работу в качестве артиста балета. Но несмотря на слабое здоровье, Ивата не смог расстаться с искусством балета, он стал ассистентом А.Варламова и помогал ему репетировать сцены из спектакля. В настоящее время К.Ивата руководит одной из самых больших балетных школ Йокогамы, а своим студентам с гордостью сообщает, что он ученик Варламова, а на своих занятиях придерживается русского стиля.Ровно через 15 лет руководство театра «Токио-балет» снова обратилось к А.Варламову с просьбой создать новый балет на японском национальном материале. В ответ на это по своему либретто А.Варламов поставил балет «Принцесса Кагуя» («Кагуяхимэ»), в основу которого положены мотивы японских народных сказаний.В разные годы А.Варламова и С.Мессерер не раз приглашали для постановки балетов ведущие балетные труппы Японии (Тани Момоко-балет, Хоумура Томои-балет, Токио-балет). Своей деятельностью они оставили большой след в развитии японского балета.Ежегодно во время летних каникул в разных уголках Японии проводятся балетные семинары с участием иностранных педагогов-хореографов. На один из семинаров в 1985 году пригласили приехать и дать показательный урок классического танца ректора Московского государственного хореографического училища С.Головкину. В это время она находилась на гастролях в Японии с группой учеников Московского хореографического училища. Это были первые гастроли МАХУ в Японии, к этому времени там уже знали о русском методе преподавания классического балета, но не было педагога, который им владеет. Все японские студенты и хореографы, участвовавшие в том семинаре, где давала мастер-классы С.Головкина, выразили желание ознакомиться с русской системой более подробно. В октябре 1988 года состоялось открытие Института советского балета в Токио.Дети, желающие учиться в институте, прибывали из разных городов Японии. Сначала они должны были сдать вступительные экзамены, после чего их разделили на три класса: профессиональный, младший и старший. Сначала Московское хореографическое училище смогло направить туда только одного педагога, который должен был вести занятия во всех классах, – Ирину Сырову.Условия занятий в Японии, конечно, отличались от занятий в Московском хореографическом училище. Дети посещали уроки по специальности не каждый день, а только три раза в неделю, поэтому московским педагогам самим приходилось систематизировать учебный процесс, чтобы успеть пройти необходимую программу.В младшем и среднем классах института выстроить программу обучения было легче, так как дети в течение года практически не менялись. Профессиональный класс был открыт для всех желающих, поэтому в нем получились большие возрастные интервалы. И кроме того, посещение было нерегулярным.Преподавателям, приезжавшим из московского училища, приходилось очень быстро ориентироваться в ситуации, то есть работать мобильно.Учащиеся, которые занимались систематически в течение года и более, показали очень хорошие результаты. Бесполезной работы не было, так как все ученики старались учитывать сделанные педагогом замечания. У них поменялась координация движений, улучшилась техника исполнения, появилась одухотворенность, все это было результатом кропотливой работы русских преподавателей.В январе 1990 года произошло этапное событие для института – впервые учащийся старшего класса института Морихиро Ивата был отправлен на стажировку в Московское хореографическое училище. (После выпуска из училища с 1991 года Морихиро начал работать в Москве в театре «Русский балет», вместе с этим театром побывал на гастролях в Англии, Германии, Австрии, Мексике, Австралии и других странах. На конкурсе «Арабеск-92» в Перми он был удостоен Гран-при и премии Михаила Барышникова «Лучшему танцовщику конкурса». В 1993 году на VII Международном конкурсе артистов балета в Москве Морихиро завоевал первое место и золотую медаль, в 1996 году стал солистом Большого театра России. За годы работы Морихиро исполнил множество партий классического, характерного и современного репертуара. Среди них Принц («Щелкунчик»), Базиль («Дон Кихот»), Джеймс («Сильфида»), Альберт («Жизель»), Франц («Коппелия»), Чиполлино, («Чиполлино»), Конек-Горбунок, («Конек-Горбунок»), Золотой бог («Баядерка»), Шут («Лебединое озеро»), Пэк («Сон в летнюю ночь»), Перуанец («Парижское веселье») и многие другие.В 2000 году Морихиро Ивата окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в этом же году принял участие в фестивале «Баланчин-Чабукиани» в Тбилиси, где получил Гран-при и премию лучшему хореографу. В 2006 году в Большом театре России в рамках проекта «Мастерская молодых хореографов» с большим успехом был показан его балет «Тамаши», премьера которого состоялась в 2005 году на сцене Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского в рамках Музыкального фестиваля под руководством народного артиста России Сергея Стадлера.) В марте этого же года была организована первая поездка для обучения в Московском хореографическом училище группы из 12 учеников института. 6 октября 1991 года состоялся первый торжественный концерт учащихся института в театре «Гиндза Сэзон». Программу концерта составил директор института Кендзи Усуи совместно с педагогами московского училища Игорем Уксусниковым и Людмилой Коленченко. Перед ними стояла сложная задача: так как все учащиеся института горели желанием принять участие в концерте, необходимо было придумать для них номера с учетом их возможностей. В первом отделении концерта был показан «Класс-концерт», поставленный Коленченко специально для этого случая, ранее подобного спектакля не было ни на одном концерте японских балетных студий. В этом номере в сценической форме запечатлен урок классического танца по русской системе, начиная с экзерсиса у станка. В последующие годы «Класс-концерт» традиционно стал открывать концерты учеников, так как наиболее полно показывал направление работы института и наглядно иллюстрировал значение основ классического танца. В первом концерте участвовали 50 учеников. Кроме «Класса-концерта» были показаны еще два отделения, состоящие из классических и современных номеров. Зрители бурно аплодировали юным талантам за красивое исполнение и высокий артистизм. В качестве почетных гостей в этом концерте приняли участие Сигэру Саэки и Саюри Иками.В общей сложности учащиеся приняли участие в шести концертах, организованных руководством института.В 1992 году Институт советского балета был переименован в Институт русского балета.Японские педагоги-хореографы имели возможность ознакомиться с русской методикой, с ее последовательным изложением материала от простого – к сложному, с программой, принятой в русских хореографических училищах для каждого года обучения по восьмилетней системе. Лекции для педагогов по методике преподавания классического танца проводили Г.Кузнецова, Л.Коленченко и И.Ю.Сырова, по методике народно-сценического – Е.Фарманянц. Обычно в группах занимались 10-15 японских педагогов, что для Японии очень много, они с большим интересом посещали занятия, задавали много вопросов и, несомненно, смогли использовать полученные знания в своей дальнейшей работе. Людмила Коленченко вспоминала, что на таких занятиях они учили японских преподавателей русской балетной системе, грамотному исполнению движений классического танца, объясняли, как правильно составлять комбинации, подбирать сочетания движений, учитывать возможности учеников, чтобы вовремя переходить к изучению более сложных элементов.Самой упорной ученицей на педагогических курсах оказалась преподаватель балетной школы Токио Читосэ Сасаки, проучившаяся около семи лет! Впоследствии она заняла пост директора в школе «Россия Балет-Академия Токио». В настоящее время она преподает и старается приглашать в свою школу лучших педагогов из Москвы.Естественно, в работе с японскими студентами были свои сложности. Главная из них – незнание языка. Работа с переводчиком замедляла педагогический процесс и создавала ненужные остановки, поэтому наши педагоги очень широко использовали метод показа.Последний концерт, посвященный десятилетнему юбилею Института русского балета, был организован 28 августа 1998 года. Он состоял из трех отделений и показал замечательные результаты работы русских педагогов. В заключительном концерте были показаны такие шедевры классического наследия, как «Пахита», 3-й акт балета «Коппелия», «Шахеразада» и различные классические па-де-де.Уже через пять лет после начала деятельности института его воспитанники стали завоевывать награды на национальных и международных балетных конкурсах, некоторые выпускники были зачислены в зарубежные балетные театры. В сентябре 1993 года на одном из самых престижных международных конкурсов артистов балета – Седьмом международном конкурсе в Москве – Юкико Ивата завоевала серебряную медаль, а ее брат Морихиро Ивата – золотую.В августе 1995 года одна из наиболее способных учениц, Мики Хаманака, завоевала первую премию в младшей возрастной группе на Пятом Международном балетном конкурсе Азиа-Посифик, в феврале 1996-го она получила серебряную медаль в младшей возрастной группе на Втором международном конкурсе классического балета и балета «Модерн» в Японии. В мае 1996 года учащаяся старшего класса Мики Ватанабэ завоевала вторую премию в старшей возрастной группе и приз лучшей зарубежной танцовщице на Первом Международном конкурсе артистов балета им. Алисии Алонсо на Кубе.Сегодня многие ведущие хореографы в Европе и США проявляют большой интерес к традиционной культуре Японии, изучают различия между восточными и западными музыкально-хореографическими традициями, тем самым приобщаясь к культуре иного типа. Свои балеты на музыку японских композиторов с национальными японскими сюжетами поставили такие балетмейстеры, как Дж.Баланчин, М.Бежар, Р.Пети, А.Ратманский.Японцам, наверное, как никакой другой нации, нравится открывать неизвестное, совершенствовать себя духовно и физически. Они обладают способностью впитывать и даже иногда адаптировать элементы других культур. Одним из видов заимствованных западных направлений стало искусство классического балета. Оно как нельзя лучше соответствует внутреннему миру японцев, которые привыкли всю жизнь строить по определенному порядку, следовать четким правилам, но в душе оставаться романтиками. Искусство классического балета оказалось близко и понятно поэтической душе японца.
Комментарии