Воспитание патриота и гражданина – одно из приоритетных направлений современного образования. Значительную роль в его реализации играют музеи образовательных организаций. В процессе образования и воспитания происходит трансляция знаний и ценностей культуры от поколения к поколению. Важно, чтобы школьные музеи были интегрированы в учебно-воспитательный процесс и активно включены в жизнь местного сообщества.
Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. За последние годы начались внедрение в работу музеев мультимедийных технологий и расширение представительства музеев в сети Интернет. Изменения в этом направлении стали особенно активными в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
5 марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин ввел на территории города режим повышенной готовности, предусмотренный Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В Москве были введены временные ограничения, призванные сократить количество социальных контактов. На определенный период времени было приостановлено проведение культурных, развлекательных, физкультурно-спортивных, зрелищных, просветительских, выставочных и иных досуговых мероприятий. Временно закрыли городские библиотеки, учреждения образования и культурно-досугового типа. Учащихся перевели на дистанционное обучение.
К такой ситуации большинство музеев были не готовы. Пришлось осваивать и придумывать новые технологии работы.
Интернет-пространство позволяет расширить круг участников образовательных музейных программ, делает музейное пространство более доступным (преодолевается географическая удаленность, привлекаются заинтересованные люди самого разного возраста). Использование социальных сетей дает новый виток развития общения музеев с посетителями, способствует выстраиванию диалога с ними и исследованию целевой аудитории музея.
До периода самоизоляции весной 2020 года наш школьный музей боевой славы 2‑й дивизии народного ополчения города Москвы в интернет-пространстве был представлен на отдельном сайте, страничке сайта школы, поисково-историческом форуме SmolBattle и в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Дистанционная работа подтолкнула нас к развитию этих и освоению новых ресурсов в сети Интернет.
Были отредактированы и модернизированы страницы на школьном сайте, а также в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Оказалось, что если покопаться в настройках группы, то там можно найти много интересного. Стали регулярно размещать посты, количество подписчиков увеличилось. Параллельно продолжили осваивать Instagram, страничка в котором у нашего музея появилась незадолго до начала самоизоляции.
В нашем музее собрана большая электронная база данных: документы, фотографии, исторические и биографические справки, публикации в книгах и СМИ, аудио- и видеозаписи. Современные информационные технологии позволяют открыть удаленным пользователям доступ к музейным коллекциям. На странице музея на сайте школы мы разместили ссылки на электронную базу «Фонды музея боевой славы 2‑й дивизии народного ополчения города Москвы», базу данных с фотографиями «Ополченцы 2‑й ДНО» и мультимедийную презентацию про командира 2‑й дивизии народного ополчения (в этом году в марте было 120 лет со дня рождения Владимира Романовича Вашкевича, а 10 июня – 50 лет со дня его смерти).
Завели свой канал на YouTube, на котором сделали тематические подборки в виде плейлистов и стали загружать имеющиеся в фондах музея видеозаписи.
Кроме того, мы начали осваивать TikTok и Яндекс.Дзен.
Во время дистанционного обучения уроки, мероприятия и внеурочная образовательная деятельность перешли в онлайн-формат. Учителя активно использовали ресурсы библиотеки Московской электронной школы (в том числе уроки, классные часы и задания, разработанные сотрудниками нашей школы). Для общешкольных активностей наш музей освоил систему дистанционного обучения и тестирования Online Test Pad для создания тестов и кроссвордов. Все желающие могли изучать славную историю России с помощью виртуальных туров и 3D-панорам, ссылки на которые мы периодически размещали в новостях на сайте нашего образовательного учреждения.
Школа организовывала флешмоб «Я помню! Я горжусь!», приуроченный к празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Учащимся предлагалось выбрать одно или несколько направлений («История героя», «Мой День Победы», «С песней к Победе», «История Победы в стихах») и разместить материалы в социальной сети Instagram с указанием хештегов #Школа1362, #ЯпомнюЯгоржусь, #ДеньПобеды. 9 Мая работы были представлены в сторис школьного аккаунта.
6 мая 2020 года состоялся онлайн-слет потомков московских ополченцев 1941 года «Невоенные военные». В четырехчасовом марафоне Памяти приняли участие дети, внуки и правнуки бойцов и командиров нескольких московских дивизий народного ополчения, исследователи, общественники, музейщики из Москвы, Вязьмы, Холм-Жирковского, Тюмени и города Реклингхаузен. Руководитель музея боевой славы 2‑й дивизии народного ополчения провел для участников слета дистанционную экскурсию по нему.
В рамках Международного образовательного проекта ГенЭкспо на онлайн-фестивале «Все грани памяти» я выступил с докладом «Как школьные музеи сохраняют и восстанавливают историческую память: опыт работы музея боевой славы 2‑й дивизии народного ополчения».
7 июля состоялись исторический онлайн-лекторий «Битва за Москву через призму истории московского народного ополчения» и онлайн-встреча потомков «Ополченец, отзовись!».
Очный формат обучения, с которого начался 2020-2021 учебный год, отличается от предыдущих лет усиленными мерами по дезинфекции, введением масочного и перчаточного режимов, разведением потоков и т. д. Ограничена посещаемость школьных музеев, многие мероприятия продолжают проводиться дистанционно. Наша школа часто приглашает на встречи с учащимися разных интересных людей. Формат этих встреч тоже пришлось изменить. В сентябре к нам в школу приходил военный историк Константин Стрельбицкий. Он показал ребятам историческую реликвию – знамя Генического военкомата, захваченное на Ораниенбаумском плацдарме и хранившееся все эти годы в семье немецкого артиллериста. Эту встречу мы организовали в прямой интернет-трансляции Instagram на официальном школьном аккаунте. В 12.00 более 50 классов из разных зданий нашего образовательного учреждения подключились к этой трансляции и смотрели ее в прямом эфире. Позднее видеозапись была размещена на сайте школы.
Активистам школьного музея удалось принять участие в акселераторе онлайн-школы «Новый цифровой музей» в рамках Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена».
В ноябре 2020 года несколько команд нашей школы стали участниками дистанционного этапа городской патриотической олимпиады в рамках проекта «Мой район в годы войны» – решали квиз, тематикой которого была жизнь нашего и близлежащих районов во время Великой Отечественной войны. Основой для вопросов стали исследовательские материалы, заранее опубликованные образовательными учреждениями Москвы на официальном сайте проекта moiraion.moscow. Школьникам очень понравился квиз, в котором они участвовали, а наставники учащихся отметили важность этого проекта в рамках учебно-воспитательного процесса.
Философ и педагог Джон Дьюи сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Новые информационные технологии оказывают все более сильное влияние на облик современного музея образовательного учреждения. Виртуальный музей не заменяет реальный, является дополнением к нему. Он становится экспериментальной площадкой для отработки новых форм и методов музейно-педагогической деятельности. Это сложная, но очень интересная и творческая работа, интегрирующая работу педагогов и учащихся.
Евгений БЛИНКОВ, руководитель музея боевой славы 2‑й дивизии народного ополчения Сталинского района города Москвы
Комментарии