search
main
0

Январские дни в Ростове-на-Дону

«Мне думается, я хорошо начал 2019-й год. Я сделал свой шаг на пути к идеальной школе. И вместе с учениками «Зимки» попробовал ее на зубок…»

И сколько существуют школы они всегда одного из двух видов:

или школа старается быть, как все другие, соответствовать норме,

или она стремится к идеалу.

Симон Львович Соловейчик,

\”Идеальная школа\”

Щелкнул ключ в замке. Натянув на голову лыжную шапочку и застегнув молнию на теплой куртке, я забросил на плечо ремень дорожной сумки и, осторожно ступая по скользкому крыльцу, спустился в заснеженный двор. Помахал рукой выбежавшей навстречу дворняжке, радостно завилявшей хвостом. Скользнул взглядом по ореху-великану, отметив на его верхних ветках стайку нахохлившихся горлиц. Глубоко вздохнул и зашагал к калитке, за которой уже нетерпеливо пыхтело поджидавшее меня такси. \”Не сидится дома?\” – дружелюбно улыбнувшись спросил водитель. Я улыбнулся в ответ: \”Слишком долго сидел на одном месте. Почти полвека…\” Водитель понимающе кивнул, и машина тронулась с места. Я уезжал в Ростов-на-Дону. Уезжал для того, чтобы в период с 4-го по 9-е января 2019 г. принять участие в работе ставшей уже легендарной Межрегиональной Зимней школы «Учитель года» Владимира Нодаровича Головнера. Четырнадцатой по счету…

Приглашение в \”Зимку\” я получил 18 декабря 2018 года. В то время в Лицее Южного федерального университета проходила Педагогическая гостиная. Среди приглашенных участников – представителей Ассоциации творческих педагогов Дона – значилась и моя фамилия. Завершив выступления, все шумно пили чай и, перебивая друг друга, весело рассказывали друг другу друг о друге. В этом-то потоке забавных историй и прозвучали адресованные мне слова регионального координатора \”Зимней школы\” Светланы Викторовны Малькевич: \”Приезжай в \”Зимку\” на уроки. И себя покажи…\” На секунду я замолчал. Потом ответил: \”Приеду. Непременно приеду…\” И приехал. А приехав, сразу же попал в какую-то атмосферу всеобщей радости. Радости от умеренно-эклектичной обстановки «студенческого лагеря», живо напомнившей мне годы учебы на физическом факультете Ростовского государственного университета, незабываемую жизнь в \”общаге\” и обеды в столовой, называемой острословами «кормоцех». Радости от встречи старых знакомых. Радости от отсутствия необходимости выкладывать на стол какие-либо рекомендательные письма и вступать в поединок с величием предшественников. Новичок здесь сразу же становился \”своим\”. И автоматически получал полное право на свободное посещение уроков коллег. Оставалось только выбрать. И, будучи новичком, я выбирал. Выбрал творческую мастерскую Татьяны Ивановны Замятиной, учителя русского языка и литературы Нижегородской области, и бок о бок с ее учениками прошел путь \”От сказки к блокбастеру\”. Принял участие в познавательной беседе с Андреем Ивановичем Семке, учителем физики из Краснодарского края, обсудив вместе со школьниками проблему под названием \”Есть ли жизнь…\” На занятии Максима Сергеевича Высоцкого, преподавателя из Санкт-Петербурга, изучил основы издательского дела, рассмотрев \”Елочки и лапки на шахматной доске\”. Владимир Нодарович Головнер, учитель химии из Москвы и руководитель \”Зимней школы\”, в доверительном разговоре \”Как химик химику\” сообщил мне ключевые особенности строения вещества и тонкости процедуры прямых и косвенных измерений. Юлия Викторовна Терещенко, учитель русского языка и литературы Свердловской области, выбрав темой своего урока \””Речные” метафоры на Дону\” не только сумела разъяснить происхождение словообразующих корней \”дон\”, \”дун\” и \”дн\”, но и красочно продемонстрировала необходимость своеобразных \”речных\”  performances в литературно-художественных произведениях. А учитель истории Саратовской области Усова Татьяна Владимировна совершила путешествие по Ростову-на-Дону, проведя своих учеников тропами подпольщиков-\”юговцев\” времен Великой Отечественной войны и подтвердив тем самым, как мне показалось, одно из высказываний писателя Андрея Рубанова: \”Патриотизм начинается с букваря\”…

На общих аудиторных занятиях победитель конкурса \”Учитель года России\” – 2016 Андрей Хугасович Барашев увлекательно рассуждал \”о котиках\” с точки зрения лингвистики, этимологии и биологии, а ростовский учитель МХК и изобразительного искусства Елена Викторовна Калинкина, просто и доступно разъяснив за несколько быстротечных минут основы художественной композиции, побудила добровольцев к созданию настоящих произведений искусства, полных неповторимого очарования и своеобразной красоты…

Я не присутствовал на всех учебных занятиях \”Зимней школы\”. Просто не смог. И, по вполне понятным причинам, не могу написать о них. Пусть это сделают очевидцы. Мне же хочется сказать вот о чем.

Когда-то, в конце ХХ столетия, Симон Львович Соловейчик написал: \”Если спросить детей: какой вы видите идеальную школу? – они, скорее всего, начнут писать про бассейны, просторные классы и широкие коридоры.

Но идеальная школа не про то.

В ней, прежде всего, идеальные отношения

Идеальная школа кроется в нас самих, надо только суметь раскрыться, надо только отучиться от страха, почувствовать в себе смелость, волю к идеальной школе

Сколько людей, столько и идеалов. Точно так же и со школой. Нет единой идеальной школы на всех, иначе она давно была бы изобретена и описана, но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле – к учению детей, может найти свою школу, а еще лучше – сделать ее\”.

И там же: \”Почему бы и нашим российским детям, хоть некоторым из них, не попробовать на зубок, что такое идеальная школа?\”

Мне думается, я хорошо начал 2019-й год. Я сделал свой шаг на пути к идеальной школе. И вместе с учениками \”Зимки\” попробовал ее на зубок…

Об авторе:

Игорь Анатольевич Изюмов – участник республиканского финала конкурса \”Учитель года России-1997\”, член жюри очного тура конкурса \”Учитель года России\”-2018.

Фото группы 14-й Межрегиональной Зимней школы \”Учитель года\” Вконтакте

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте