search
main
0

Ямщик, не гони лошадей! Коллективный образовательный проект во 2-м классе

Существуют три составляющих образовательного процесса: развитие, воспитание, обучение. Для современного человека действительно важно развитие его способностей, которые впоследствии помогут реализовать возможности и желания. Воспитание личностных качеств, чувств, нравственных норм поможет в будущем целостно воспринимать картину окружающего пространства. Процесс обучения занимает долгий период времени в жизни каждого, но объем полученных знаний, умений, навыков зависит от уровня развития и воспитания человека. Самое главное, что все три составляющих образования нельзя рассматривать как отдельно взятые. Связующим звеном должно стать общение. На мой взгляд, умение общаться помогает человеку быть гармонично развитой личностью. Конкурс «Лучший урок письма» побудил меня обратиться к работе над разными формами общения. Именно в начальной школе необходимо развивать умение слушать и слышать, видеть и смотреть…

Цели данной работы – возрождение эпистолярного жанра, анализ художественных произведений, в которых использованы эпистолярные формы, использование данного жанра в собственной практике, обогащение опыта детей и родителей средствами и формами общения.

В процессе работы были поставлены следующие задачи: подобрать информацию исторического характера по вопросам развития жанра; выбрать художественную литературу; посетить выставки, музеи по тематике конкурса; организовать домашнюю работу, направленную на расширение круга общения.

Научно-методическая поддержка проекта

В работе были использованы перечисленные ниже методы:

метод вживания – используя чувственно-образные и мыслительные представления, ученик «переселяется» в изучаемый объект. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя прием «очеловечивание»;

метод вопросов – по методике Д.Толлингеровой «Психология проектирования формирования умственного развития детей». Используются вопросы, связанные с памятью, с развитием простых мыслительных операций, сложных мыслительных операций, с практическим применением, и вопросы, требующие сообщения данных;

метод наблюдения – наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов, этот метод позволяет научить детей добывать и конструировать знания;

метод исследования – самостоятельное исследование по плану: факты об объекте, вопросы, проблемы, гипотезы, рассуждения, выводы;

метод гипотез – нужен при решении прогностических задач типа «что будет, если»;

метод ошибок – ошибка в работе рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются как противопоставление общепринятым;

метод придумывания – создание неизвестного ранее продукта (замещение качеств одного объекта качествами другого, отыскивание свойств в новом объекте, изменение элементов объекта);

метод «мозговой штурм» – сбор как можно большего числа идей в результате освобождения от стереотипов и инерции мышления;

метод планирования – планирование своей деятельности на любой промежуток времени. План по ходу работы может меняться, дополняться или заменяться;

метод взаимообучения нужен при работе в парах, группах или в коллективе, важно принять правила работы в группе;

метод рецензий – умение критически взглянуть на свой образовательный продукт и продукт товарища, на материал учебника, на фильм, проанализировать содержание и суметь выделить главные моменты;

метод проектов – задача проекта – получить новый продукт, решить новую практическую, исследовательскую задачу. Для работы по теме акцент был сделан на метод образовательного проекта. Требования к организации работы по проекту:

Проект разрабатывается по инициативе учеников. Тема для всего класса может быть одна, а пути реализации у каждого свои.

Проект значим для ближайшего окружения (родителей, знакомых, одноклассников).

Работа по проекту является исследовательской, имитирует работу в научной лаборатории.

Проект педагогически значим, ведь дети приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускаются коррективы в ходе выполнения.

Проект всегда ориентирован на решение конкретной проблемы. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

Проект реалистичен.

Этапы коллективного образовательного проекта

1. Урок-экскурсия в музее «Почтовое подворье»

Знакомство с экспозицией музея. Важный момент этого урока – активное участие детей. Дети активизировались, когда им предложили групповую работу по вопросам «плюсы и минусы почтовых отправлений». Каждый из своих ответов детям было предложено обосновать. Некоторые ответы детей: плюсы – «приятно получать письмо, в письме можно многое написать, недорогое сообщение, в письме можно отправить рисунок»; минусы – «письмо может потеряться, письмо могут вскрыть, нужно долго сидеть писать». Самое замечательное, что дети умеют принимать позиции одноклассников, задавать вопросы, вести диалог.

Знакомство с экспозицией почтовых ящиков. В ходе беседы детям было предложено изобрести свой почтовый ящик, придумать почтовые символы для одежды почтальона и ящиков.

Игры на улице. «Письмо другу» – с помощью пантомимы надо рассказать о том, как прошел день. «Почта» – игра на зрительное внимание.

Знакомство с ямщицкой, где в прошлом веке останавливались приезжие ямщики с почтовыми повозками. У детей была возможность представить себя ямщиками, посидеть на месте почтальона, посетить конюшню, где отдыхали лошади.

Какое же почтовое подворье без большого медного самовара, ароматного, душистого чая? Бараночки, сахарок, тающий на блюдце, а потом душевные разговоры, застольные песни. Ребятам рассказали, кто и как должен был сидеть за столом: куда могли сесть хозяйка с хозяином, а куда – гости.

Все дети после этой экскурсии сразу захотели быть почтальонами и ямщиками, но пока только в прошлом веке.

2. Дизайн-мастерская. Урок «История почтовой открытки» (встреча с директором Музея этикетки)

Организация данного урока была продумана до мелочей. Сначала директор музея А.И.Кузнецова рассказала детям об истории почтовой открытки, какие технологии применяли при изготовлении открыток (шелкография, накладной рисунок, фотооткрытки).

Самым важным моментом беседы было исследование символов. Чтобы дети смогли нарисовать свою открытку, им было предложено запомнить символы и знаки.

После наблюдения и исследования детям было предложено нарисовать свою авторскую открытку. Были нарисованы открытки к таким праздникам, как День Победы, Пасха, 8 Марта. Были изобретены и новые праздники, а значит, и новые символы: День друга, День семьи (на мой взгляд, выбор таких праздников говорит о высоком нравственном воспитании в семье и школе).

Самыми ответственными моментами были: объяснение своих собственных символов, защита выбранных знаков, знакомство с формами обращения в прошлом веке, запись текста-обращения к адресату.

Организация выставки открыток. Оценка работы. Несколько открыток отправились в музей для пополнения экспозиции современных открыток.

3. Урок-игра «Как люди общаются?» (Когда впервые у людей появилась необходимость писать друг другу письма? Создание своего языка)

Урок был построен в форме игры. Для того чтобы привлечь внимание к проблеме, детям был задан вопрос: зачем люди общаются? Ответы ребят были самыми разными: чтобы не было скучно, чтобы было интересно жить, чтобы появились новые друзья, чтобы помочь людям передать что-то важное.

Общение начинается со знакомства. А как можно приветствовать друг друга? Дети предложили много слов-приветствий: «добрый день», «привет», «здорово», еще можно приподнять шляпу, обнять друг друга, отдать честь. А как приветствуют люди друг друга в разных странах мира? Детям было предложено поприветствовать своего друга по-русски – пожимая руку; по-китайски – пожимая руки самому себе; по-лапландски – потереться носами; по-латиноамерикански – обнимая за плечи; по-саомамски – обнюхивая друг друга.

Когда человек написал первое письмо? На чем писались письма? Как выглядели почтальоны? На все эти вопросы ребята отвечали с удовольствием. В ходе игры ребятам было предложено расшифровать египетское письмо, а точнее, имена из него. Само письмо было написано на папирусе (к уроку один из учеников подготовил историческую справку о появлении папируса и его использовании).

Позже детям были предложены разные виды писем: ракушечное, узелковое, пояс вампум (письмо индейцев), письмо на глиняных дощечках, иероглифы, письмо на бересте. Знакомство с разными письмами побудило детей к написанию своего письма, но для этого пришлось изобретать свой язык, что вызвало большой восторг. Ребята писали письмо другу. Главная задача, которая была поставлена перед ними, – чтобы друг смог прочитать письмо.

4. Урок – мозговой штурм «Как правильно написать письмо?» (Правила написания и оформления письма. Выбор содержательной информации для письменной передачи. Оформление письма для отправки школьникам в Германию)

Метод «мозговой штурм» применим тогда, когда необходимо избавиться от неких стереотипов мышления. Дети предлагали массу идей – как, кому, куда отправить письма. В процессе работы было принято решение:

1. Писать письмо на тему «Пишу тебе о своем родном крае».

2. Выделить подтемы письма, чтобы раскрыть тему глубже.

3. Нарисовать рисунок к письму.

4. Письмо пишем сверстникам из Германии, поэтому информация должна быть доступная и интересная.

5. Доверить перевод писем старшеклассникам, изучающим немецкий язык.

Письма писали и оформляли прямо в классе. В ходе работы над проектом ребята усвоили формы приветствия, обращения, структуру письма, поэтому проблем практически не возникало.

Итогом нашей работы стало оформление книги писем.

5. Организация выставки книг по эпистолярному жанру

1. В.Каверин. «Два капитана».

2. В.Сутеев. «Снеговик-почтовик».

3. Э.Фарджон. «Маленькая портниха».

4. А.Чехов. «Ванька».

5. С.Маршак. «Почта».

6. Э.Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

7. Д.Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень».

8. Я.Аким. «Письмо Неумейке».

9. А.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

10. И.Пивоварова. «Однажды Катя с Манечкой».

11. А.Гайдар. «Чук и Гек».

12. М.Зощенко. «Показательный ребенок».

13. Р.Киплинг. «Как было написано первое письмо».

14. Н.Носов. «Дружок».

15. Д.Емец. «Таня Гроттер и трон Древнира».

В этих художественных произведениях ребятам удалось найти образ почтальона или примеры использования эпистолярных форм (переписка, ведение дневника). Ученики делали презентацию каждой книги, что позволило заинтересовать ребят и вызвать читательский интерес.

Выводы

1. Работа по теме «Эпистолярные жанры в литературе» позволила расширить представление детей о жанровом разнообразии.

2. За время работы произошла активизация речевой деятельности (устной и письменной).

3. Работа по методу образовательного проекта побудила детей, родителей, учителей к сотрудничеству и сотворчеству.

4. Уроки в музее или с приглашением музейных работников помогли воссоздать атмосферу прошлого и настоящего.

5. У детей появилось желание писать друг другу письма. Ребята обменялись адресами и решили написать летом письма своим друзьям.

Перспективы развития

1. Поддерживать переписку с немецкой начальной школой Хирсау города Кальве.

2. Продолжать посещать музеи и выставки, где освещается работа почтовой службы.

3. Провести презентацию по истории почтовой открытки, марки, почтового конверта.

4. Организовать деловую ролевую игру «Почтальон» (распределение ролей между детьми и взрослыми).

Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, учитель начальных классов гимназии №9, финалист конкурса «Учитель года России-2008», Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте