Итак, заказчиками на деятельность созданной системы становится, с одной стороны, государство, в лице соответствующих управленческих структур, а с другой стороны – учащиеся и их родители. Вследствие указанной особенности качество образовательных услуг, оказываемых системой дистанционного обучения, должно контролироваться государственными органами. Но следует отметить, что пока существующие системы дистанционного обучения ориентированы на организации дополнительного образования и качество их деятельности не контролируется государством.
Образовательные особенности подразделяются на организационные и содержательные.
Организация учебного процесса в системе дистанционного обучения предполагает формирование у учащихся способностей к самостоятельной познавательной деятельности. Для этого в учебном процессе предусмотрен этап обучения учеников самостоятельной работе с новым УМК, включающим в себя учебник по основному курсу, электронное пособие и методические рекомендации для ученика. Кстати, ныне существующие системы дистанционного образования не занимаются формированием деятельностных способностей учащихся, что негативно отражается на качестве обучения.
Остановимся на отличительных особенностях. Учебное содержание, используемое в системе дистанционного обучения, имеет отличительные особенности. При организации учебного процесса в системе дистанционного обучения наряду с основным курсом по изучаемой дисциплине используется электронное пособие (или электронные пособия), которое позволяет существенно расширить информационные рамки учебного содержания. Это обстоятельство особенно важно для учащихся сельских школ. В силу объективных причин эта категория учеников не может посещать музеи, театры, выставки и крупные библиотеки. Использование современных электронных пособий создает условия для преодоления объективных затруднений в возможности получения информации сельскими школьниками.
В отличие от существующих систем дистанционного образования, которые используют при организации учебного процесса, – в основном обмен заданиями и образцами их выполнения или информацию из интернета – в созданной системе используется информация, содержание которой и средства передачи отработаны опытными методистами и педагогами. Это обстоятельство позитивно влияет на восприятие учениками предлагаемой им информации.
Экономический и технический аспекты использования предложенной методики
Использование Net Школы и интегрированных в нее мультимедийных пособий для дистанционного обучения предполагает пересылку по интернету минимальных объемов информации, так как текстовая учебная информация, видеофрагменты, изображения, модели и другие элементы мультимедийных пособий не передаются по сети, а хранятся на дисках или на сервере в месте занятий учеников. Через интернет передается только кодированная информация для Net Школы с указанием заданий для ученика, информация о выполнении заданий, а также текстовые сообщения учеников и консультантов-предметников. Это обстоятельство позволяет свести к минимуму время работы и трафик в интернете. Используемые технологии позволяют также существенно повысить надежность работы и снизить зависимость от стабильности связи с интернетом, т.к. при сбоях или обрыве связи информация «запоминается» и пересылается при восстановлении связи.
Эти особенности определяют приоритетность использования данной системы в условиях сельских школ Московской области, в которых вопрос экономии финансовых ресурсов в настоящее время имеет существенное значение.
Кроме того, предложенная методика хоть и предполагает использование интернета, но позволяет в случае возникновения «нештатной ситуации» и долговременного отказа от доступа в интернет перейти на использование «кейс-технологии». Таким образом, разработанная система дистанционного обучения позволяет повысить качество образовательных услуг при минимальных капиталовложениях.
Олег ИСАЙКИН, заместитель директора компании РООС, Самара, Татьяна КУДРЯШОВА, консультант-методолог компании «Просвещение МЕДИА», Москва
Комментарии