search
main
0

Ямал для детей

Как развивать таланты в регионе по модели «Сириуса»

В 2014 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства был создан образовательный фонд «Талант и успех», который с 2015 года начал реализацию образовательных программ под брендом образовательного центра «Сириус». В 2018 году принято решение в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в регионах создать центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, которые будут создавать и реализовывать образовательные программы с учетом опыта фонда «Талант и успех». В одном из таких региональных центров я работаю с 14 апреля 2020 года.

Как все начиналось

На работу я был принят в качестве методиста, а спустя непродолжительное время остался единственным сотрудником регионального центра в Ямало-Ненецком автономном округе.

Начало 2020 года проходило в режиме самоизоляции, и всю работу надо было начинать в этом режиме.

Будучи до этого школьным учителем информатики, я предложил ученикам, интересующимся информационными технологиями, сделать свои первые шаги в программировании. Наилучшим решением в скудных рамках дистанционного обучения было воспользоваться образовательной платформой «Степик», на которой различные организации, увлеченные преподаватели создали много замечательных курсов, в том числе и по программированию.

Свой выбор я остановил на курсе, который в то время назывался «Python для начинающих», а сейчас известен как «Поколение Python: курс для начинающих». Автор курса Тимур Ахсарбекович Гуев со своей командой школы BeeGeek и при поддержке благотворительного фонда развития IT-образования «Айкью Опшн» создали один лучших курсов для начинающих изучать программирование. Благодаря этому курсу ученики могут начинать изучать программирование как самостоятельно, так и под руководством школьного учителя на внеурочных или дополнительных занятиях.

Так получилось, что для массовых школ этот курс, на мой взгляд, превзошел знаменитый курс Дениса Павловича Кириенко «Программирование на языке Python», который создавался для учеников 179‑й школы города Москвы, известной своими сильными математическими классами, которая является скорее профильной школой, а не школой для всех учеников своего района (что важно учитывать при работе над региональной системой развития талантов, поскольку таланты в регионе могут и не собираться в специальных школах, как это происходит в Москве, Петербурге, Татарстане и других регионах).

Именно курс Д.П.Кириенко «Программирование на языке Python» лег в основу курсов, представленных сегодня школьникам на платформах «Сириус.Курсы: Введение в программирование на языке Python» и «Введение в программирование на языке С++». Курсы эти периодически открываются, потом закрываются на доработку, а курсы «Поколение Python» на платформе «Степик» всегда открыты, комментарии помогают справиться с задачами, которые вызывают затруднения, и, пока существует поддержка, тоже дорабатываются авторами и доступны всем пользователям бесплатно.

Итак, если в школах региона есть классы с хорошей математической культурой, то курсы «Сириуса», Яндекс.Лицея, школы «Летово» предпочтительны, а в школах, где нет отбора, на внеурочных и дополнительных занятиях учитель самостоятельно выберет для себя тот инструмент, при помощи которого он сможет лучше научить своих учеников. И, конечно, именно благодаря таким учителям, как Денис Павлович Кириенко, Тимур Ахсарбекович Гуев, Антон Витальевич Деникин (автор сайта по обучению информатики https://silvertests.ru/), Константин Юрьевич Поляков (автор пособий по обучению программированию и учебников информатики https://kpolyakov.spb.ru/), Елена Владимировна Андреева и… Список этот каждый ученик продолжит сам, потому что именно благодаря таким учителям и происходит развитие детских талантов, способностей к алгоритмическому мышлению и программированию.

Легкий старт из Иннополиса

Итак, первыми шагами нашего центра стали программы «Легкий старт». Почти 400 школьников и более 100 учителей округа интересовались этими программами. «Легкий старт» для школьников, начинающих изучать программирование, позволил выявить около 40 учеников, самостоятельно в летние каникулы освоивших большую часть курса, что свидетельствует и об увлеченности предметом, и о способностях, и о трудолюбии. Лучшим из них была предложена дистанционная (единственно возможная в тот год форма обучения) образовательная программа по программированию в Университете Иннополис.

В сентябре центр возглавила Алла Николаевна Головенькина, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014. Началась работа над концепцией центра. В ней отмечалась необходимость выстраивания системной работы – от выявления детей при помощи олимпиад, турниров, конкурсов и подобных мероприятий, которые утверждаются перечнем Министерства науки и высшего образования РФ (именно эти мероприятия способствуют поступлению в высшие учебные заведения и тем самым дальнейшему развитию талантов наших школьников), через развитие на интенсивных образовательных программах по математике, физике, информатике (выбор этих предметов был обусловлен региональной концепцией развития физико-математического и IT-образования) до поддержки в проектах, которые дети создают в рамках Всероссийского конкурса «Большие вызовы», в региональном детском бизнес-инкубаторе (идея которого зародилась во время формирования концепции и еще ждет своего воплощения) и т. п.

По нашему мнению, центр должен был заниматься организацией на своей площадке очных отборочных и заключительных этапов олимпиад, проведением региональных интенсивных образовательных программ, которые собирали бы на три недели до сотни участников, оказывать дистанционную поддержку тем, кто прошел очную образовательную программу, и тем, кто очень хочет на нее попасть, но пока не прошел отбор, способствовать увлеченным школьникам, показавшим результаты на всероссийских мероприятиях, совмещать каникулярный отдых за пределами региона с интенсивной учебой на университетских площадках (осенние, зимние, весенние и летние школы) и во всероссийских центрах, таких как «Сириус», «Смена», «Орленок».

Воплощение этой концепции нуждалось и в материальных ресурсах (помещения для занятий, проживания и отдыха детей, лаборатории, лабораторное оборудование, расходные материалы), и в человеческих ресурсах – необходимо вкладывать в поддержку и развитие педагогов, уже работающих в регионе, и привлекать специалистов, способных развивать детские таланты как в нашем центре, так и в школах нашего региона.

Из-за действующих ограничений на начало учебного года мы стали проводить интенсивные профильные программы по информатике, робототехнике и математике на базе одного образовательного учреждения. Были проведены смены: несколько по информатике (программированию) на площадках восьмой школы в Лабытнанги и Обдорской гимназии в Салехарде, одна по робототехнике в Обдорской гимназии, две по олимпиадной математике на площадках второй школы и Обдорской гимназии в Салехарде. На сменах работали приглашенные тренеры из Университета Иннополис, Дворца детского и юношеского творчества Нижнего Тагила, Кавказского математического центра, эти специалисты либо сами являлись победителями и призерами перечневых олимпиад и могли поделиться опытом, либо готовили команды и доводили их до побед на всероссийских соревнованиях, помогая ребятам нашего региона добиваться побед.

Поддержка талантов

Наш центр «Ямал для детей» (так мы себя называем неофициально) был включен в работу организационно-методического отдела Департамента образования Ноябрьска, который уже много лет эффективно занимался развитием талантов в своем городе. Благодаря ему проведены смены по олимпиадной физике и олимпиадной математике, куда для развития талантов ямальских школьников приглашались преподаватели из Тюменской физико-математической школы, центра поддержки одаренных детей «Стратегия», Института развития образования Липецкой области и Московского физико-технического института.

В это же время шли школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников, но информацию об участниках, их баллах мы могли получить только по специальному запросу, что затрудняло передачу информации внутри региона, в то время как на федеральном уровне уже несколько лет активно работал государственный информационный ресурс об одаренных детях https://талантыроссии.рф/. Подобные ресурсы могут быть созданы на разных уровнях.

На школьном уровне ресурс о победах и достижениях детей дает возможность планировать работу с теми, кто в этом реестре отсутствует, что говорит о нашем незнании интересов этих детей, их склонностей, увлечений, талантов. Он позволяет на школьном уровне отследить активных и очень способных ребят, которые могут и побеждают по целому ряду направлений. Мы убедились в том, что подобный ресурс фиксирует наличие не только выявленных, но и потенциальных талантов в школьной среде, показывает то, что пока в интересах и увлечениях ребенка не сформировано, не найдено, чему стоило бы отдавать наибольшую долю свободного времени и усилий.

Подобный ресурс на муниципальном уровне позволяет формировать команды ребят, интересующихся различными школьными предметами, выстраивать для них дополнительное образование: интенсивные школы, творческие мастерские, спортивные клубы. Детей, которые уже проявили себя, можно и нужно приглашать в муниципальную систему дополнительного образования, создавая им необходимое пространство и организуя для них необходимую деятельность. С детьми, которые отсутствуют в реестре школьников, но таланты которых уже выявлены, необходимо выстраивать работу по уточнению их интересов. То есть реестр выявленных талантов детей в регионе позволяет планировать и проводить работу с различными детьми: и с теми, чьи интересы очевидно выявлены, и с теми, чьи интересы еще предстоит обнаружить.

В прошлом году такого регионального реестра не существовало, поэтому первые мероприятия по поддержке детей мы устраивали для тех из них, кто стал участником регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Для них была организована дистанционная подготовка различных видов: для победителей и призеров муниципальных этапов по математике, физике, химии, биологии были организованы курсы по подготовке к соответствующему региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников с помощью платформы от группы компаний «ТалантТех»; для участников регионального этапа по физике дистанционные учебно-тренировочные сборы проводили преподаватели МФТИ; для участников регионального этапа по математике дистанционные учебно-тренировочные сборы – преподаватели Республиканской естественно-математической школы Республики Адыгея. Очные учебно-тренировочные сборы по информатике состоялись на площадке Центра духовно-нравственного воспитания в Ноябрьске с приглашенными преподавателями из Республики Татарстан. Сразу после подведения итогов регионального этапа команда по ОБЖ прошла подготовку на базе Олимпиадного центра в Республике Татарстан.

Работа ямальских учителей помогла детям округа успешно выступить на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, обществознанию и литературе. Мы благодарны и детям, и их наставникам за победы, которые помогли Ямалу в неофициальном рейтинге регионов в уходящем году подняться на 39 позиций – с 60‑го на 21‑е место (https://olimpiada.ru/article/968).

Арктический форум

Ярким событием в жизни центра стал Арктический форум, на площадке которого дети впервые занимались олимпиадной математикой, создавали бизнес-проекты и снимали кино. Форум еще раз продемонстрировал нам, что очень важно собирать детей не по общему месту жительства и не по возрасту, как это происходит в подавляющем большинстве школ, а по общему интересу, увлечению, способностям и талантам.

Все знают, что есть разные этапы Всероссийской олимпиады школьников. Самый массовый, школьный, этап доступен ученикам начиная с начальной школы. Однако на региональном уровне выявляются только старшеклассники, которые становятся участниками, призерами и победителями этого этапа. Для учеников чуть младше есть олимпиады Келдыша – по информатике, Максвелла – по физике, Эйлера – по математике. Однако региональному центру необходимо выявлять и поддерживать не только призеров и победителей региональных туров, которые участвуют во всероссийских этапах, но и тех, кто хочет и способен учиться.

Именно поэтому мы организовали и провели первую Арктическую олимпиаду по математике для учеников 4-7‑х классов. Она позволила посоревноваться ученикам, выпускающимся из начальной школы, и ученикам, только вступившим в основную школу. Победителям же из 6‑х и 7‑х классов была дана возможность учиться в летней олимпиадной школе по математике Университета Иннополис. Задачи, составленные для Арктического региона специалистами Кавказского математического центра, до сих пор находятся в открытом доступе, чтобы можно было решать их на досуге или на одном из занятий математического кружка (https://stepik.org/course/96276/info).

Итак, дистанционные курсы, очные интенсивные школы, олимпиады, учебно-тренировочные сборы, первые региональные события для детей, увлеченных математикой: секция на Арктическом форуме, первая Арктическая олимпиада и многое другое. Ничего не было сказано мной о других проектах, которые были реализованы сотрудниками центра (а к началу нового учебного года наш штат вырос с одного до шести человек). Среди них – «Образовательный сертификат для старшеклассников», помощь первым участникам «Большой перемены», организация и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса «Большие вызовы», поддержка региональных соревнований по робототехнике, сопровождение партнерской программы в Лицее «Сириуса» для 98 ее участников. Все это тоже является опытом нашей совместной работы, но пришло время сделать из этого опыта некоторые выводы и обобщения.

Как создать северный «Сириус»?

При создании таких центров развития детских талантов важно помнить, что инициатива их рождения на федеральном уровне принадлежит руководителю Российской Федерации, на региональном – руководителю субъекта. Он как раз может создать рабочую группу из тех, кто составляет региональное правительство, и тех, кто способен организовать попечительский совет будущего регионального центра развития талантов детей и молодежи.

В Ямало-Ненецком автономном округе попечительский совет мог бы состоять из директоров Департамента культуры, Департамента по физической культуре и спорту, Департамента образования, поскольку региональные центры по модели «Сириуса» работают над развитием талантов именно в этих сферах, которые для детей в нашем регионе в первую очередь связаны с образованием. Попечительский совет мог бы включить директора Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера, учитывая специфику нашего округа, в котором надо выявлять, поддерживать и развивать особенные таланты детей коренных малочисленных народов Севера.

В попечительский совет мог бы войти и директор Департамента молодежной политики и туризма: многие образовательные проекты могут быть связаны с программами отдыха и оздоровления наших ямальских детей, большую часть года проживающих в неблагоприятных условиях Крайнего Севера. Все это хотелось бы совместить с выездными, туристическими программами, поэтому взаимодействие и координация работы регионального Центра по развитию талантов детей и Департамента молодежной политики и туризма крайне важны. Также целесообразно в попечительский совет пригласить директоров департаментов информационных технологий и связи, природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса, одним словом, тех людей, которые знают, какие специалисты нужны в промышленности региона.

Здесь, разумеется, важная роль должна быть отведена взаимодействию с компаниями, работающими на нашей территории и реализующими собственные образовательные проекты. Очень важно привлечь в попечительский совет и представителей законодательной власти, например председателя Комитета Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по социальной политике, поскольку одним из аспектов этой политики и является работа регионального Центра развития детских талантов.

Не менее важно привлечь в попечительский совет индустриальных партнеров: руководителей компаний, осуществляющих свою деятельность в регионе. В настоящий момент в рамках действующих соглашений на Ямале многие талантливые дети учатся в классах, которые курируют компании «Газпром», «Новатэк», «Роснефть», «Лукойл», «Сибур». Компания «Газпром-Нефть» реализует в том числе и на территории округа конкурс «Умножая таланты», финал которого традиционно проходит на базе образовательного центра «Сириус». Учащиеся Роснефть-классов имеют возможность попасть в образовательный центр «Сириус» благодаря партнерской программе компании «Роснефть». Опыт этих компаний, как в индустрии, так и в образовании, будет очень ценен в попечительском совете регионального Центра развития талантов в Ямало-Ненецком автономном округе.

Попечительский совет вправе учредить специальный образовательный фонд, как это сделано на федеральной территории «Сириус». И именно попечительский совет мог бы выступить учредителем регионального Центра по выявлению, поддержке и развитию талантов детей и молодежи. Учреждая центр, члены попечительского совета могли бы пригласить экспертов в области культуры, спорта, науки и образования, тем самым определив экспертный совет регионального центра. А уже в свою очередь члены экспертного совета могут определить содержание профильных образовательных программ центра.

Дежурный по планете

Региональный Центр по развитию талантов создается сообща. Можно, конечно, создать центр, выделив в ведущем высшем учебном заведении или в региональном Институте развития образования соответствующее структурное подразделение либо переименовав ту или иную школу, тот или иной лицей с проживанием, но получится региональный центр, который к модели «Сириуса» будет иметь отдаленное отношение. Можно даже создать организацию, которая, конечно же, будет подведомственна тому или иному институту или органу власти, однако здесь нужно заметить, что образовательный центр «Сириус» держится на авторитете и профессионализме своих попечителей и своих экспертов и потому не является подведомственным никакому федеральному министерству и ведомству.

Итак, в результате работы попечительского совета формируются экспертный совет и команда центра. Обычно в регионах выделяется одна площадка для проведения образовательных программ. На Ямале таких площадок может быть несколько. В течение прошлого учебного года мы научились проводить интенсивные профильные программы на площадках опорных школ и уже в этом учебном году провели региональную смену «Дежурный по планете» распределенно – в Ноябрьске, Салехарде и Новом Уренгое. Может быть, своя площадка со временем понадобится в Ямальском районе или Красноселькупском.

Где будет располагаться центр, на каких площадках будет действовать, какие средства расходовать – все это решает попечительский совет. Какие программы будут реализованы на площадках, как они будут реализованы, станет решать экспертный совет. А непосредственной реализацией программ будет заниматься команда центра, состоящая из привлекаемых специалистов, в первую очередь внутри региона и при необходимости за его пределами.

Если центр реализует образовательные программы по математике, то команде регионального центра необходим как минимум один специалист по математике; если центр реализует программы по физике, то необходим специалист по физике; если по информатике, то специалист по информатике. И так по каждому направлению образовательных программ. Каждый ребенок талантлив по-своему. Сообразно талантам детей мы и формируем команду центра. Пусть у каждого ребенка будет возможность попробовать себя в математике как в основе наук, в музыке, в языках, в художественном творчестве, в литературном, в исполнительском мастерстве, в спорте.

Наука, искусство, спорт

В нашем регионе наиболее успешно работают предприятия топливно-энергетического комплекса. Эти предприятия нуждаются в талантах инженерно-технической и проектной направленности. А это невозможно без увлечения математикой, физикой, химией, информатикой, биологией. Поэтому направление «Наука» в ямальском региональном центре могло бы быть выгодно представлено этими предметами, а также интегрированными образовательными программами, подобно конкурсам «Умножая таланты», «Дежурный по планете», «Большие вызовы», и теми, которые команда регионального центра может создать при поддержке попечительского совета и под руководством экспертного совета.

Успешные ямальские спортсмены и тренеры, продемонстрировавшие свое мастерство в различных соревнованиях, в том числе и на прошедшей Олимпиаде в Токио, – волейболисты, стрелки, шахматисты, биатлонисты – могли бы вдохновить увлеченных ямальских детей на новые достижения, приняв участие в их воспитании и подготовке к соревнованиям всероссийского и мирового уровней. Именно эти люди могли бы стать экспертами регионального центра в направлении «Спорт», и именно они помогли бы сформировать часть команды центра, ответственной за реализацию этого направления.

Уже сейчас учащиеся ямальских школ искусств становятся участниками образовательных программ центра «Сириус». Региональный центр мог бы подарить им еще больше возможностей для развития своих талантов в направлении «Искусство». В нашем регионе немало ярких деятелей искусства, представляющих коренные малочисленные народы Севера. Важно сохранять, поддерживать и развивать национальные особенности в искусстве и национальных видах спорта. Поэтому команда ямальского центра нуждается в активной поддержке со стороны профильного департамента, а также во включении коренных народов Крайнего Севера в систему работы регионального центра как важной ее составляющей.

P.S. На Ямале работают очень хорошие учителя и наставники. Региональный Центр по выявлению, поддержке и развитию талантов позволил бы им еще более ощутить свою востребованность в сфере образования, объединяя тех детей в регионе, которые хотят учиться, причем с теми учителями, которые хотят учить. Невозможно освоить все предметы школьной программы, выполнить все домашние задания, но можно глубоко и увлеченно погружаться в любимое дело с наставником и учителем, которым доверяешь. И тогда у детей появится больше шансов достигнуть в этом деле небывалых высот, будь то вершины научного познания, шедевры творчества или спортивные победы.

Верим в то, что столь важные и масштабные задачи сможет решать такой прогнозируемый нами региональный центр, своеобразный северный «Сириус», который будет интересен и полезен не только детям, живущим на Ямале, но и всем маленьким жителям страны, каждому ребенку, которому нам, взрослым, необходимо помочь в развитии его способностей, талантов, дарований, в становлении его личности, в выборе жизненного пути. Не случайно мы назвали то, что делаем уже сейчас и о чем мечтаем, прогнозируя будущий проект, именно так, а не иначе, – «Ямал для детей».

Дмитрий НОВИКОВ, заместитель директора Центра выявления и поддержки одаренных детей в Ямало-Ненецком автономном округе, лауреат конкурса «Учитель года России»-2013, ЯНАО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте