«Учитель недоволен учеником в двух случаях: когда ученик знает меньше учителя и когда ученик знает больше учителя», – с такого неожиданного вывода писатель-сатирик Константин Милехан начинает свою юмореску «Юон». Дальше следует презабавнейший рассказ о том, как один не в меру эрудированный школьник поправил свою учительницу, утверждавшую, что картину в учебнике написал китайский художник Юон. Маленький интеллектуал занимался в художественной школе и потому знал, что нет никакого китайца Юона, зато есть великий русский живописец Константин Федорович Юон. Как бы комична ни была эта история, она наводит на серьезные размышления: как вести себя учителю, если внезапно оказывается, что в классе «завелся» ребенок, разбирающийся в предмете лучше самого педагога?
Чаще всего с этой проблемой сегодня сталкиваются учителя информатики. Оно и понятно: всевозможные новые компьютерные программы появляются нынче чуть ли не ежедневно. То, что вчера было модно и в диковинку, сегодня уже устарело. Угнаться и уследить за всем сразу очень сложно: нужно время и, что немаловажно, нужны деньги. И с тем, и с другим у учителя зачастую проблем куда больше, чем у некоторых его учеников. Вот и получается, что учитель, может, еще и слыхом не слыхивал о только что вышедшем электронном учебнике или о программе, которую его ученики уже давным-давно установили на свои домашние компьютеры. Самое страшное, что может ждать преподавателя в такой ситуации, – «вундеркинд» в силу свойственного его возрасту максимализма пойдет в открытое наступление, начнет при всем классе унижать учителя, обвинять его в некомпетентности и непрофессионализме, попутно тем самым постарается утвердиться в глазах друзей.
«Я – ученица одиннадцатого класса средней школы города Самары. Школа наша с компьютерным уклоном, и у меня по информатике всегда была пятерка. В начале учебного года уволился учитель информатики, преподававший в нашей группе. Месяц учителя не было, и я сама вела уроки у своей же группы. Это дело я люблю. – Такое сообщение появилось однажды на сайте Детской общественной приемной. – Через месяц появилась новая учительница. И начался кошмар. Она постоянно грубит ученикам, а материал не знает совершенно. Например, она дала нам всем задание и сама села его выполнять. Так вот к концу урока выяснилось, что с заданием она не справилась, а я вот справилась. Короче, выходит так, что ученики знают больше ее, она ничему научить не может, не отвечает на вопросы». Далее не на шутку разошедшаяся в своих обвинениях барышня пытается выяснить, как избавиться от грубиянки, неизвестно за какие грехи свалившейся на голову несчастному одиннадцатому классу. Похожие претензии и у пятнадцатилетней Екатерины из Тамбовской области: «В начале года у нас вообще не было учителя информатики, а потом прислали молодую девушку, еще студентку. Она нам сразу честно сказала, что по специальности математик, компьютер знает на уровне пользователя, да и то владеет лишь элементарными программами и операциями, так что ничему серьезному и стоящему научить нас, увы, не сможет. Такая откровенность, конечно, подкупает, но школу хотелось бы закончить с более глубокими знаниями».
Ситуация двусмысленная: с одной стороны, учителям, раз уж взялись вести информатику, нелишне было бы задуматься о повышении квалификации. С другой – часть обвинений скорее всего можно смело списать на пресловутый юношеский максимализм: вот, мол, какая я умная и сообразительная, справилась с заданием, а эта, с позволения сказать, «дипломированная педагогиня» – нет.
Преподаватели опытные и мудрые, прошедшие «огонь, воду и медные трубы», полагают, что ситуация эта не безвыходная, но даже полезная.
Андрей СЕМКЕ, учитель года Кубани-2000:
– Если в классе есть такой задира и претензии его безосновательны, учитель должен проявить недюжинный психологический талант, чтобы убедить ученика: напрасно ты так плохо обо мне думаешь. Общих рецептов, наверное, не существует, но раз вы пришли работать в школу, а главное – хотите в ней остаться, значит, должны найти свой собственный путь. Одно скажу: хамством на хамство отвечать нельзя, это лишает вас какого бы то ни было превосходства перед «противником».
Если же среди ваших детей действительно оказался сильный ребенок, блестяще знающий предмет, так этому надо только радоваться. Возьмите его в «сообщники», сформируйте группу ребят, для которых он станет учителем и авторитетом. Организуйте кружок, в котором он будет преподавать наравне с вами. Вместе разработайте учебную программу для этих факультативных занятий. Дайте ему понять, насколько вы уважаете и цените его знания. Вот она, педагогика сотрудничества, в чистом виде, моя собственная золотая мечта.
В то же время такому ребенку тоже надо развиваться. Давайте ему задания по серьезному программированию, задачи вузовского уровня. Постарайтесь втянуть его в дистанционные образовательные сетевые проекты, которые организовывают, к примеру, региональные центры ФИО. Это принесет ему и дополнительные навыки, и новых друзей.
Валерий ПАНОВ, учитель года Рязанской области-2002:
– Для таких «умников и умниц», естественно, нужно писать индивидуальные учебные программы. Посовещайтесь с ними, узнайте, что их больше всего интересует, какие направления, порекомендуйте им специальную литературу. Мои ученики постоянно участвуют в международных сетевых проектах, в областном чемпионате «В содружестве с компьютером». У себя в Касимове мы проводим городской чемпионат «Мой компьютер», где «продвинутые» ребята соревнуются в знании веб-дизайна, графики, анимации.
Что касается юношеских амбиций, то с ними тоже можно бороться. Восемь лет назад у меня был ученик, прекрасно знавший информатику на уровне куда выше школьной программы. Он своим «яканьем» жизни мне не давал. «Это у себя в городе ты звезда, – объяснял я ему. – А ты поезжай туда, где соберутся другие такие же звезды, достойные соперники. Обойдешь их, докажешь, что сильнее, «якай» после этого сколько тебе вздумается. Ни слова не скажу». И повез его на областную олимпиаду, и там он, увы, даже в финальную пятерку не вошел. Объясните ребенку, что нетрудно быть сильным среди слабых, куда труднее возвыситься над равными.
Но если «переплюнуть» в специальных знаниях учителя информатики все же задача не из простых, то уязвить учителя-предметника – литератора, географа или преподавателя иностранного языка – в том, что он отстал от времени и ничегошеньки не смыслит в компьютерах, куда проще.
Можно, конечно, выйти из положения с улыбкой: «Ты знаешь программу Power Point, но вряд ли прочтешь наизусть всего «Евгения Онегина». На какое-то время этот «железный довод» должен подействовать, но время это не стоит терять, лучше употребить его на изучение компьютера. Вот что думают об этом учителя, прошедшие обучение в Московском центре Федерации Интернет Образования.
Ольга БОБРИКОВА, учитель года Пермской области-2003, преподаватель изо, черчения и МХК, победитель конкурса «Учитель года России-2003» в номинации «Информационные технологии»:
– Не могу сказать, что я очень сильна в работе на компьютере, но мне это безумно интересно. Я всегда стремлюсь узнавать что-то новое. Компьютер осваивала самостоятельно, но произошло это моментально, как взрыв. Когда у меня дома появился первый компьютер, я молниеносно освоила какие-то вещи, совсем скоро начало что-то получаться. Обращалась к справочникам, работала с компьютерными программами. Совсем скоро я заняла первое место в районном конкурсе «Золотая мышь» за разработку дидактических компьютерных материалов. Потом мои ученики занимали призовые места в конкурсах компьютерной живописи. Прогресс был очень сильный, потому что нас всех захватило это занятие. Конечно же, отдельное спасибо Федерации Интернет Образования: курсы в Московском центре дали очень много. Есть чем поделиться с учениками.
Игорь СМИРНОВ, учитель года Ленинградской области-2002, учитель года России-2002, преподаватель немецкого языка:
– Учитель в наше время не может и не должен оставаться всезнайкой. Если педагог ощущает себя таковым, если он постоянно находится в страхе из-за вопроса, который ему зададут, а он не сможет на него ответить, это не современный преподаватель. Эту роль, как поношенное пальто, надо сдать в секонд хэнд. У учителя сейчас совершенно иные задачи. Он не может знать все, и к этому пора привыкнуть. Современный учитель – это и организатор обучения, и посредник между разнообразными образовательными ресурсами и учеником, потому что недостаточно располагать информацией, нужно научиться сознательно распределять ее, оставляя то, что тебе пригодится.
Я уже давно заметил, что большинство наших детей лучше осведомлены в области компьютерных технологий, нежели преподаватели. Это одна из причин, почему я с таким нетерпением ждал курсов ФИО. Я, естественно, пользуюсь компьютером, ищу в Сети нужную информацию. Но пробелов в моих знаниях об интернете еще очень и очень много.
Сергей КРЫЛОВ, директор средней школы № 16 г. Йошкар-Олы, учитель географии и экономики:
– Обучение педагогов интернету и информационным технологиям – нужное дело. Жизнь идет вперед, и педагоги должны успевать за своими учениками. Соответствовать им, если хотите. В образование вошли новые технологии, и этого уже не отменишь. Перед своими учителями я поставил приоритетную задачу на будущее – разработать компьютерный курс углубленного изучения по четырем предметам – литературе, биологии, химии и физике. Эту программу планируем реализовать за четыре года. Так что будем учиться дальше и учить наших детей.
… Юмореска Константина Милехана оканчивается и впрямь очень смешно. Учительница вместе с детьми отправляется на экскурсию в Русский музей. Экскурсовод подводит их к картине все того же Константина Юона, где в лучших традициях отечественного импрессионизма изображены речка, церковь, весенний дождик – типичный русский пейзаж. «Все застыли, как пораженные весенним громом. Учительница с тихим ужасом смотрела на картину. Я смотрел на учительницу. А ребята смотрели на нас обоих. Тогда экскурсоводка ткнула меня указкой и сказала:
– Ну вот ты, мальчик, что ты видишь на этой картине?
Я еще раз внимательно посмотрел на речку, на церквушку с крестом и сказал:
– Широка река Хуанхэ! Редкая птица долетит до середины Хуанхэ…»
Не теряйте время! Лучше потратьте его на изучение компьютера…
Комментарии