В Башкирии есть прекрасная пословица: “Каков в гнезде, таков и в полете”. Иначе: каков ты в детском саду, в школе, в семье, таким будешь и работником. Но в Башкирии не удовлетворились этой народной мудростью. С некоторых пор каждый год объявляется в республике то Годом матери, то Годом ребенка, а вот 2002-й – Годом здоровья.
Во многих регионах России, еще со времен Гайдара посаженной на электрический стул “шоковой терапии”, людей то и дело “потрясывает”. Мясо на московском рынке взлетело в цене до ста сорока рублей за кг, а в Башкирии говядина стоит шестьдесят. Где-то смело отключают электричество – не позволяют этого с Башкортостаном. Где-то постоянно растет стоимость проездных билетов, а в РБ, когда и случились временные задержки с зарплатой, сделали транспорт бесплатным. Когда спросила сопровождавшую меня представительницу Министерства образования РБ: “Ну почему?!”, она мягко так, но серьезно ответила: “А у нас, в Башкирии, не хотят озлоблять народ”.
За пять дней командировки водитель нашей “Волги” Саша Лахов, с которым мы проехали поперек Южного Урала полторы тысячи километров, однажды сорвался и сказал с горечью: “Живу в общежитии! И нет у меня никакой надежды заработать на квартиру!” Но уже на другой день, отдохнув за ночь всего какие-то пять-шесть часов, он убежденно говорил: “А я все равно человек счастливый!”, и его ощущение счастья обжигало даже меня. Вот и Таисия Александровна, третий человек нашего экипажа, что ни день восклицала: “Везет мне на встречи с интересными людьми! Счастливый я человек!”…
Утром среди покладистых, спавших по-медвежьи – ничком – гор, и вечером при полной луне неслись мы мимо заснеженных, по-солдатски стройных елей, мимо чистых метровых сугробов к новым людям и встречам, по пейзажу, странно напоминавшему гайдаровский рассказ про “Чука и Гека”, и у меня в памяти всплывали полузабытые детские чувства некой благодарности Родине: “Везет же и мне, что рядом рыжеволосая Таисия, три дня назад еще незнакомая!.. И честный Саша! Везет, что моя Родина такая разная, и кое-где еще по-прежнему наивно восторженная!” И поэтому именно другой не хотелось…
Но это, как говорится, присказка. Сказка вот она: “Город Белорецк стоит на хрустальной горе…”Южное Зауралье, высота девятьсот метров над уровнем моря, рядом заповедник, рядом медведи и лисы. Знаешь, что некие купцы лет двести пятьдесят назад завели тут свое металлургическое производство, которое сегодня требует обновления, и сразу вспоминаешь умных и талантливых бажовских горнозаводских рабочих. Ну еще здесь деревообрабатывающая промышленность. А в общем, мир во многом автономный – люди, которые почти не знают теплого лета и поэтому одиннадцать месяцев в году готовятся к долгой и морозной зиме. Жители такого города просто обязаны быть здоровыми, иначе придется им трудно.
Белорецкий детский сад N 29 “Ягодка” рассчитан как на слабослышащих детей, так и на здоровых, а так-же детей с нарушениями речи. Но не думайте, что об оздоровлении дошкольников здесь задумались только накануне Года здоровья. Опыту “Ягодки” уже десять лет! Наталья Рыбакова, заведующая детским садом, светловолосая, молодая и белолицая, сама излучает здоровье. Это потому, что правильно понимают сам термин “оздоровление”: он касается всех возрастных групп, и тут не стремятся во имя здоровья детей до смерти загнать взрослых. Это во-первых, а во-вторых, хотя и упомянула я именно “советскую” окрыленность башкортостанских педагогов, они вовсе не отстали от жизни. Наоборот. Сразу объявили, что просматривают массу периодических изданий, все интересное заносят в свою картотеку, но чужой опыт привыкли приспосабливать под своих, “конкретных”, детей и даже под их родителей. Потому что каждый ребенок много раз протестирован.
Однако начнем с особенностей самой Башкирии. С трехлетнего возраста дошкольники сдают тут в детских учреждениях физкультурные нормы. Они утверждены Кабинетом министров. Четко расписано, что рост здорового трехлетнего мальчика должен быть 92-99 см, а девочки – 91-99. Вес мальчиков – от четырнадцати кг до пятнадцати. А девочек – от тринадцати до шестнадцати целых и семи десятых. И так год за годом, вплоть до выпуска из детсада. Но мало того, в распоряжении Кабинета министров сказано: “Ежегодно проводить анализ состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста и представлять информацию…” наверх. Фиксируются также показатели “жизненной емкости легких”, мышечная сила левой и правой руки девочек и мальчиков от трех лет до семи, показатели бега на скорость на десять метров, тридцать, девяносто, сто двадцать и сто пятьдесят, прыжки в длину, в высоту, дальность бросков мешочка с песком или набивного мяча.
Но оздоровление этим не заканчивается. Своего бассейна у “Ягодки” нет, поэтому дети ходят в городской спорткомплекс и там же посещают спортивную площадку с турниками, беговой дорожкой, играют в пионербол. Однако беговая дорожка проложена и по периметру детсада. А скоро по желанию ребятишек их начнут учить настольному теннису. В этом возрасте ведь что важно: дети с радостью учатся всему! Потому что взрослые еще не успели воспитать в них комплексы неполноценности.
Впрочем, тут идут и навстречу родителям. Ребенок, побывавший “на больничном листе” своих мамы или папы, долечивается в “Ягодке”. Дабы взрослые смогли поскорее выйти на работу. Условия детского сада это позволяют: педиатр, психолог, физкабинет, массажи, валеолог… Однако, чтобы на ослабленного ребенка не взвалили физнагрузок более, чем надо, на него надевается особый символ, рассказывающий воспитателю о конкретных детских возможностях. “А зачем ребятам так много бегать?” – спросила я. “Да ведь бег сам по себе, не на время, оздоровляет сосуды и сердце”.
Вот мы и в спортзале “Ягодки”. Скамейки, тренажеры для ступней, рук, кольца, а вот и что-то новое, невиданное. “Это модули”. Уже никто не помнит, в какие времена и из какой страны притащили в Башкирию эту идею, но купить их можно в Уфе – “поставили на поток”. Мягкие, кожаные, цветные, в рост дошкольника, геометрические фигуры. Хочешь – изучай с их помощью математику. Покатался, навалившись животом, на громадном мяче – сделал массаж внутренних органов, а заодно и расслабил нервную систему: приятно. По “бруску” можно походить голыми ступнями, учась координировать свои движения; можно перепрыгнуть через них, через отверстие в треугольнике пролезть. В общем, работают все группы мышц. Причем без особого напряжения. Полезная вещь – “модули”.
“Сейчас много детей не то чтобы больных, – объясняет Наталья Рыбакова, – а ослабленных. Процентов 95”. У кого-то из малышни барахлят почки, у кого-то – печень, кто-то умудрился искривить позвоночник, у кого-то плоскостопие. Кстати, в самолете на Уфу купила местную газету, а там написано, что ранцы портят осанку быстрее портфелей.
Продолжаем экскурсию по детскому саду. Тренажерный зал. “Вот-вот приобретем для него люстру Чижевского”, – рассказывают мне с радостными надеждами. Люстра стоит от двух до трех тысяч рублей, а покупать ее собираются в складчину: часть средств от зарплаты воспитателей – потому как тоже пользоваться ею будут. Часть дадут родители – предприниматели. Зачем она? Повышает сопротивляемость иммунной системы, объясняют. А в физиокабинете еще одна медицинская новинка – особая расческа с насадками, которая снимает напряжение, а стеклянной палочкой разглаживает морщинки на лицах взрослых. Может быть, поэтому все воспитатели “Ягодки” так свежо выглядят?
А теперь взгляните на фотографию. Кто это несется в военной форме впереди своего отряда из малышни? Заведующая детским садом Наталья Рыбакова. В Башкирии не потеряли лучший опыт советской школы, в частности, не забыли игру в “Зарницу”. А дети на фотоснимке не отстают от своего воспитателя потому, что знают, чего ищут: подарки с конфетами. Потому такие быстрые и бодрые.
В “Ягодку” принимают с полутора лет. В Башкирии уже осознали: для многих детей, которые вынуждены проводить первые годы своей жизни с малоподвижными, глуховатыми, ворчливыми бабушками, это потерянные годы. Поэтому в Башкортостане написали инструктивное письмо о необходимости хотя бы кратковременного пребывания детей с возраста трех лет в детском саду. Значит, где-нибудь в мае пойдут воспитатели по квартирам, каждая – по своей возрастной группе, уговаривать родителей приводить малышей в детсад в часы занятий.
Именно в детском саду проще воспитать в ребенке чувство коллективизма, уживчивость, патриотизм. Ребенок, который поступает в школу прямо из дома, – это во многих случаях “сам себе не известный” ребенок, с нераскрытыми способностями. А потому напуганный и неуверенный. В сущности комплексные уроки и должны снять психологическое напряжение. Например, в “Ягодке” счет и азы математики познают с помощью музыки, стихов и песенок. В изостудии рисуют музыку, которую услышали и прояснили для себя на музыкальных занятиях, а заодно познают эмоциональный мир человека: свой и чужой. А без этого невозможно создавать вокруг себя благожелательную здоровую ауру.
В детский сад ходят дети трех национальностей: башкир, татар и русских. Принцип всех детских учреждений – установление “диалога культур”, слышала я то и дело. Но ведь в Башкирии не только никому не пришло в голову заменить кириллицу латиницей. В каждом детском саду, школе стоят рядом два флага: республики и России. А в детских садах поставлены маленькая башкирская юрта и русская изба. Хотя зимой скотоводы-башкиры тоже жили в деревянных избах. А когда детям дается возможность уже в детском саду играть то в юрте, то в русской избе, возникает самое чистое и, может быть, несколько по-хорошему наивное доверие между народами, которое было у советского человека.
В “Ягодке” не напрасно собрали в одном малышовом оркестре музыкальные народные инструменты башкир и русских, хотя дети наряжены в костюм своей национальности. В совместном творчестве и вырабатывается умение жить в коллективе и уважать чужую талантливость.
Сколько же платят родители за этот детский сад в месяц? Относительно не много. 186 рублей за одного ребенка, за двоих – 138, за троих – 86. Правда, детский сад имеет право и зарабатывать. Платными становятся дополнительные услуги: английский язык, танцевальный кружок. Это все заказ родителей.
Поражала огромность образовательного пространства этого садика, который, в общем-то, выполнен по стандартному проекту, но оформлен с фантазией воспитателей. Тут и живой уголок, и сад камней с фонтаном, и местечко для экологических опытов и познания родной природы, и театры всевозможные: кукольный, обычный – “человечий”, сюжетный театр деревянных фигурок для одной-единственной сказки, связанный – шерстяной, сотворенный из пластмассовых частей “киндер-сюрприза” и театр ложек… Все пошло в ход. Иногда “Ягодка” как будто превращалась в краеведческий музей, иногда – в художественную и спортивную школы. Удивительно ли, что из тридцати пяти детей последнего выпуска восемь поступили в знаменитую на всю страну компьютерную школу братьев Хазанкиных, а четырнадцать – в гимназию? А знаете, что лучше всего показывает усвоение знаний детсадовцами? Их праздники. Масленица с песнями и гармонью, Сабантуй.
Но ведь и родители учатся! На одном из стендов “Ягодки” обнаружила я “Заповеди воспитателя”. “Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг ребенка. Не подсказывайте решения, но разбирайте с ребенком его правильные и неправильные шаги. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сделайте так, чтобы ребенок это услышал и осознал… Наконец, воспитание – это последовательность целей”.
Конечно, правила написаны для воспитателей “Ягодки”, но, по сути, обращены к каждому родителю. Я и сама знакома с немалым числом пап и мам, которые завели детей, не зная наверняка, что с ними делать дальше. Которые упрямо не раскрыли ни одной книжки по педагогике и воспитывают детей по наитию, то есть зачастую кое-как. Иногда – как воспитывали их самих. То есть вроде бы и по традиции, но вообще-то по памяти. А память нас иногда больно обманывает.
Потом мне на глаза попалась “клятва” воспитателей: “Детский сад – это родной дом. Будем дорожить крышей дома своего, даже если она протекает!” Но крыша, под которой они живут, не дает течи…
Ирина ЛАНГУЕВА
Уфа-Белорецк
Статфакт
Всемирная организация здравоохранения определила, что заболеваемость на 50% зависит от образа жизни человека, на 25% – от загрязнения окружающей среды, на 10-15% – от медицины и наследственности, на 10-15% – от других факторов.
При поступлении ребенка в школу его суточная физическая активность падает на 50%, у старшеклассников – на 75%. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статичном положении “сидя”. На физическое воспитание приходится 1-3% суток. Установлено, что ежедневно девочки делают меньше шагов, чем мальчики. Дети получают однобокое развитие в сторону умственного. Особенно это заметно в школах нового типа: гимназиях и лицеях.
Результаты опроса говорят о связи отсутствия интереса детей к учебе и их низком уровне физической подготовленности. 95% таких детей никогда не занимались дополнительно физическими упражнениями во внеурочное время. 90% не делают утренней гимнастики. И только двенадцать процентов этих ребятишек активно отдыхают вместе с родителями.
Комментарии