Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся об отрицательных человеческих качествах.
Задачи:
показать влияние отрицательных качеств личности на взаимоотношения с окружающими;
познакомить учащихся с формами проявления человеческой зависти;
способствовать процессу самовоспитания у учащихся и развитию потребностей анализировать поступки.
Оборудование: учебное пособие Я. Соколова, п. 12; методическое пособие, стр. 117; рабочая тетрадь, стр. 55; диафильм «Библейские истории», часть 2; карточки для доски; записи отрывков из детских песен; толковые словари.
Понятия: зависть, беднота, стимул.
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте, мои милые пятиклассники! Я рада видеть вас на нашем уроке.
С каким настроением вы пришли ко мне на урок? (Возможные варианты ответов: с хорошим, с радостью и т.д., обратить внимание на пассивных учащихся).
Интеллектуальная разминка
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Граждановедение.
Какие темы мы с вами уже изучили? (Предполагаемый вариант ответа – Поступки человека, права человека, общество, нация, семья, достоинство и недостатки человека).
Что объединяет данные темы? (Предполагаемый вариант ответа – Разговор о человеке).
Для того, чтобы наше путешествие было интересным, на некоторых изученных темах остановимся поподробнее и выполним несколько заданий.
Задание 1 (на доске).
Что объединяет данные слова:
честь, мужество, доброта, скромность, справедливость.
Предполагаемый вариант ответа – Достоинства человека.
группа, народ, класс, семья, человечество.
Предполагаемый вариант ответа – Общество.
территория, особенная культура, национальный характер, хозяйство, язык.
(Предполагаемый вариант ответа – Нация.)
Задание 2 (письменно в тетради).
Кто из людей – Гражданин или обыватель – мог совершить такие поступки?
посадить дерево (Предполагаемый вариант ответа – Гражданин);
помочь старым людям (Предполагаемый вариант ответа – Гражданин);
сделать доброе дело не за так, а за деньги (Предполагаемый вариант ответа – обыватель);
защитить Родину от врага (Предполагаемый вариант ответа – Гражданин);
писать жалобы и анонимки – (обыватель);
осквернить памятник – (обыватель).
Задание 3. (Музыкальная минутка).
Послушайте отрывки из песен. Из списка прав человека выберите то право, которое соответствует данной мелодии.
На доске вразнобой. (См. таблицу).
Задание 4. Определи, о чем пословицы и поговорки?
Где мир да лад, там и Божья благодать.
На что и клад, коли в семье лад.
Вся семья вместе, да и душа на месте.
Предполагаемый вариант ответа: Семья.
Молодцы! Мы с вами повторили основные понятия и переходим к изучению новой темы.
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о человеке. О его достоинствах и недостатках. Человек – существо уникальное: казалось бы, у него есть все, но он все время хочет чего-то еще. Определите, пожалуйста, по моим действиям тему нашего сегодняшнего урока.
Я подхожу к Мише и говорю: «Миша, какая красивая у тебя авторучка! Я тоже такую хочу!» Подхожу к Насте: «Настя, на тебе такая элегантная кофточка! Когда получу зарплату, то тоже куплю себе такую!» Проявление какого качества вы заметили в моих действиях? (Предполагаемый вариант ответа – Зависть.)
Итак, тема урока – «Зависть».
Наша задача на сегодняшнем уроке – выполнить проблемное задание: Зависть – это достоинство или недостаток человека, это положительное или отрицательное качество?
Приступаем к рассмотрению первого вопроса:
1. Что такое зависть? На доске прикрепить в порядке очередности три определения:
Одни утверждают, что зависть – один из стимулов мечты, другие – что это стимул к созиданию, а как вы думаете, что такое зависть? (Предполагаемый вариант ответа – возможны разные варианты).
Выясняем значение слова по школьному толковому словарю. (Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого).
Какое из определений вам ближе и почему?
2. Каковы причины зависти? Почему люди завидуют? (Возможные варианты ответов записываются в тетрадь). Работа с текстом учебника, стр. 89.
3. Выяснив причину зависти, выясним, чему люди завидуют? Задание – нарисуйте и напишите самостоятельно, чему можно завидовать? (Проверить выполнение задания через 2 минуты).
На доске:
«Люди готовы завидовать даже красивым похоронам». Владислав Гжегорчик.
Вопрос для обсуждения: «Как вы понимаете данное высказывание? Сделайте выводы по третьему вопросу». (Предполагаемый вариант ответа – Люди могут завидовать всему и вся.)
Физкультминутка
Текст физкультминутки:
Мы позавидовали соседским яблокам, залезем в огород? Потихоньку подходим к забору, перелезаем через забор, тянемся за яблоком, срываем, едим, поглаживаем свой живот. Вкусно? Что мы совершили, сорвав в соседском саду яблоко? (Предполагаемый вариант ответа – кражу).
4. К чему может привести зависть? (Предполагаемый вариант ответа – к преступлению).
Психологи опросили 50 воспитанников детской исправительной колонии, совершивших кражу. 42 кражи совершены из-за зависти.
Зависть порождает не только кражи, но и убийства. Послушайте, пожалуйста, библейскую притчу о Каине и Авеле:
После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.
Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.
Однажды они приносили жертву Богу: Каин – плоды земные, а Авель – лучшее животное из своего стада.
Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля – как полагают, дым от нее вознесся к небу.
Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.
После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.
Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой, Авель?».
Каин дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?»
Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь твоего брата вопиет (взывает) ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». И Каин, мучимый совестью, с женою бежал от своих родителей в другую землю.
Вопросы для беседы:
Почему Каин убил Авеля?
Чему именно позавидовал Каин?
Неужели из-за этого можно убить?
Работа с рисунком из Библии. Посмотрите внимательно на рисунок, почему дым от костра Авеля белый, а дым от костра Каина – черный?
В народе говорят, что зависть бывает черной и белой. И может ли вообще быть белая зависть? Как ваши родители определяют черную и белую зависть? Спросите их об этом дома.
К чему еще может привести зависть? К предательству. Примером может стать еще одна библейская история.
У Иакова было двенадцать сыновей. От них потом произошли двенадцать колен или племен народа еврейского. Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Братья пасли стадо далеко от дома, и однажды отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. В это время братья организовали заговор против Иосифа.
Когда Иосиф пришел к братьям, они раздели его, скинули в ров, а затем продали проезжавшим в Египетскую землю купцам. Одежду измазали кровью козленка и вернули отцу.
Просмотр диафильма «Библейские истории», кадр 34-38.
Вернемся к проблемной задаче урока: зависть – это достоинство или недостаток?
(Предполагаемый результат решения задачи – ученики должны прийти к выводу, что зависть – это большой недостаток, мешающий человеку нормально жить и порой приводящий к болезням).
Учитель подтверждает вывод учащихся цитатой из Библии, что зависть наряду с жадностью, обжорством, скупостью, унынием, изменой является грехом и среди всех смертных грехов стоит на первом месте.
Задание: Какое из изречений больше всего подходит к библейским историям (выбрать из записей на доске).
«Зависть – один из стимулов мечты»
«Завидки берут, что нам не дают»
«Зависть – яд для сердца»
«Зависть – шаг к преступлению»
Вопрос для класса: «Ребята, а вы хоть раз завидовали? Чему? А к чему может привести детская зависть?» (Предполагаемый вариант ответа – к ссоре с родителями).
Сценка из учебника, стр. 52 «Не в велосипеде счастье».
Вопрос для класса: «Что нужно сделать, чтобы люди не завидовали?» (Предполагаемый вариант ответа – Повысить зарплату, хорошо учиться, заниматься самовоспитанием и т.д.)
Практическая часть
Какие бы слова вы поставили рядом со словом «зависть»?
Перед вами два ларца. В одном – богатство, любовь и зависть, а в другом – честь, доброта и совесть. Какой вы выберете ларец и почему?
Обратная связь
Понравился ли вам урок?
Изменилось ли настроение после урока?
Какой вид деятельности понравился больше всего?
Арпик СМИРНОВА,учитель истории
Оренбургская область
Записи в тетрадях
Тема урока «Зависть»
1 вопрос. Что такое зависть?
Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
2 вопрос. Каковы причины зависти?
а) желание иметь то, чего нет у других;
б) жадность;
в) бедность.
3 вопрос. Чему люди завидуют?
а) предметы быта;
б) материальным благам;
в) таланту и т.д.
4 вопрос. К чему может привести зависть?
а) к преступлению;
б) к предательству;
в) к ссоре с родителями и т.д.
5 вопрос. Что нужно сделать, чтобы люди не завидовали?
а) повысить зарплату;
б) хорошо учиться;
в) заниматься самовоспитанием.
Приложение
Сказки о зависти
Сказка о жабе и розе
Всеволод Гаршин
Жили на свете роза и жаба.
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом цветнике перед деревенским домом.
Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым клумбам и по дорожкам. Деревянная решетка рассохлась и развалилась. Но цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель и повилика, колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника достигли таких размеров, что казались чуть не деревьями. Угол цветника занимала крапива. Вся эта зелень служила фоном для нежного и роскошного цветника, розы.
Внизу, между корнями куста розы, на сырой земле жила жирная старая жаба. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. У розы была короткая жизнь. В первый день набирала цвет, на другой день должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться.
Розу заметила жаба.
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Смотрела и завидовала. И она не придумала ничего лучше таких слов: «Постой – прохрипела она, – я тебя слопаю!».
Роза содрогнулась.
Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда – не знала роза. Бабочки тоже были свободны. Как она завидовала им. Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек…
Различается ли зависть жабы? Чем? Почему?
Примером зависти могут служить сказки А. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне».
Комментарии