Цели урока: на конкретных примерах раскрыть понятие “зависть”; проследить зарождение и развитие ее; выяснить причины; определить последствия; выделить признаки; определить портрет завистника, природу зависти; наметить методы борьбы с пороком.
Задачи урока: а) образовательные:
развивать систему умений и навыков;
применять знакомые понятия на конкретном материале;
самостоятельно работать с учебником, документами;
строить гипотезы, доказательства;
устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные навыки;
исследовательские навыки.
б) воспитательные: вызвать неодобрение к порокам; помочь осознанию необходимости самовоспитания.
Основные понятия: зависть, характер, порок, закон, общество, права, самовоспитание.
Формы работы: беседа, работа с учебником, документом, моделирование ситуации, индивидуальная работа.
Тип урока: эвристический.
ПЛАН
I. Генезис зависти:
1) момент рождения;
2) признаки;
3) эволюция.
II. Природа зависти.
III. Причины.
IV. Портрет завистника.
V. Последствия.
VI. Завистник и общество.
VII. Борьба с пороком – необходимость и цель всего общества и каждого человека.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке в обществе. Тему урока определите самостоятельно.
Откройте учебник Я.Соколова на стр. 52. Обратимся к знакомому вам рассказу об Алеше в рубрике “Прочтите и подумайте” (часть рассказа). Итак, Алеша пошел гулять веселый, довольный жизнью, счастливый, радостный от предстоящей встречи с друзьями (собирались играть в футбол). На улице светило солнце… Отец обещал взять на рыбалку…(Начало рассказа дополнено учителем).
Вернулся… Что же произошло с Алешей?
На доске (заполняется по рассказу):
Комментируют чтение: “…Вернулся понурый, хмурый, недовольный, хлопнул дверью… пробурчал…” “Сережке велосипед купили и ковбойский костюм… Фирма!” Мама горестно вздохнула: “…как подменили… У отца работа – много не заработаешь, нужно уметь жить по средствам”.
– Что же произошло с Алешей?
– Алеша позавидовал другу.
– Как вы определили, что это чувство зависти?
– Ему понравились велосипед и ковбойский костюм, а у него таких не было. Ему тоже хотелось иметь такие же вещи.
– Это желание изменило его поведение?
– Да.
– Как?
– Мама заметила: “…как подменили…”.
– Что же изменилось?
– Настроение, резко ухудшилось.
– В чем это проявилось?
– В словах (пробурчал), на лице (хмурый), в поступках (хлопнул дверью).
– Какие чувства, по-вашему, испытывал Алеша?
– Недовольство, раздражение.
– Чем оно было вызвано?
– Чужими понравившимися ему вещами.
– Что же такое зависть?
– Зависть – это чувство недовольства, раздражения, вызванное чужим благополучием.
– Если бы мы открыли словарь, то могли бы прочитать то же определение.
А если бы у Алеши не испортилось настроение и домой он вернулся бы такой же радостный, то можно ли было бы говорить о зависти?
– Нет. Любому человеку могут понравиться какие-то вещи, которых у него нет.
– С какого же момента возникает зависть?
– Когда у человека ухудшается настроение только от чужого благополучия.
– Тема урока?
– Зависть.
– Как же живет зависть? Продолжите рассказ (все учащиеся по очереди по 1-2 предложения).
– Весь вечер Алеша ничего не мог делать, рыбалка была уже неинтересна… все думал о велосипеде и костюме, всю ночь не спал. На следующий день пришел в школу с больной головой, настроение мрачное, перед глазами – счастливый Сережка с подарками отца на велосипеде и ковбойском костюме. А тут… контрольная по математике. Алеша и забыл про нее… Двойка… А у соседа по парте пятерка… Алеша спрятал чужую тетрадь…
– Как же живет зависть?
– Зависть действует, вредит другим людям, ненавидит, причиняет боль, калечит самого завистника, он тоже страдает; расширяет круг: от вещей к чужим успехам.
– А ведь еще два дня назад Алеша был счастливый. Что же сделала с ним зависть?
– Зависть ранила его и стала разрушать его душу, покой, счастье. Он потерял интерес к жизни, забыл, что еще недавно радость ему доставляли общение с друзьями, рыбалка, футбол. Она лишила его радости жизни, добрых отношений с людьми.
– Какой же может стать рана в душе завистника, если идти у нее на поводу?
– Опасной, смертельной, губительной.
– Задание по рядам: природа зависти.
(См. таблицу)
– Причина зависти? Вернемся к тексту. Найдите слова, указывающие на причину зависти.
– “…у отца работа – много не заработаешь… нужно жить по средствам”.
– Определите причину.
– Бедность.
– В современной России у многих работающих людей небольшая зарплата. Значит ли это, что они все завистники?
– Нет.
– Почему?
– Возможно, они довольны тем, что имеют, своей жизнью, у них другие интересы.
– Значит, бедность не единственная причина зависти, а только возможная? – О ком думал Алеша при разговоре с мамой?
– О себе.
– Какая может быть еще причина зависти?
– Эгоизм, равнодушие к другим.
– Почему забыл обо всем – рыбалке, футболе?
– Уже были неинтересны.
– Что же было для Алеши важнее?
– Вещи.
– Какая еще может быть причина зависти?
– Увлечение вещами.
– Определите главную причину.
– Эгоизм, равнодушие к окружающим.
– Почему?
– Алеше могли бы купить эти вещи, но ему потом еще что-нибудь понравилось бы, и так бесконечно. Для него это было важнее.
– Чему еще он мог завидовать?
– Успехам одноклассника.
– Мог бы сам добиться того же?
– Да. Если бы думал не о вещах чужих, а готовился к контрольной работе.
– Чего же лишил себя Алеша?
– Возможностей: проявить себя в учебе, добиться своего успеха и уважения в классе.
При составлении таблицы нужно учесть следующее:
– Какие способы достижения желаемого можете назвать?
– Заработать, накопить, украсть.
– Оцените их с точки зрения закона.
– Законные и незаконные, нарушающие права человека на неприкосновенность имущества.
– Чтобы законным способом достичь цели, какие необходимы качества?
– Воля, трудолюбие, целеустремленность (в 3-ю колонку).
– Могут ли эти достоинства перевесить один порок – зависть?
– Нет. Люди не любят завистников, с ними неприятно общаться.
– Определите возможные последствия.
– Откройте стр. 93 учебника. Познакомимся со ст.УК (кража).
– Как закон относится к таким людям?
– Эти действия наказуемы от штрафа до лишения свободы.
– Цель наказания?
– Восстановить справедливость, заставить одуматься, защитить общество.
– Кто установил?
– Государство.
– Можно ли остановить завистника только с помощью закона, если он не пытается бороться со своим пороком?
– Нет. Зависть руководит его поступками.
– Можно ли повлиять на завистника, помочь ему вовремя остановиться?
– Да.
– Дайте советы завистнику, избравшему незаконный способ достижения цели:
а) подумайте о последствиях для себя (лишение свободы, никакой свободы выбора занятий, скучно, трудно и т.д.);
б) вспомни о своих достоинствах. Ведь у любого человека они есть. Покажи их людям, и заслужишь уважение, успех в обществе, развивай силу воли;
в) найди интересное дело, которое отвлечет от противозаконных мыслей;
г) попробуй занять;
д) заработай (сбор макулатуры и т.д.);
е) накопи;
ж) наберись терпения, подожди, когда вырастешь и заработаешь;
з) сделай своими руками;
и) найди себе компаньона.
– Если завистник не воспользуется советами, можно ли насильно заставить бороться с недостатками?
– Нет. Только сам человек способен сделать себя лучше, взять себя в руки и заставить проявить силу воли.
– Как вы понимаете высказывание В.А.Сухомлинского: “Большое зло – зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его”.
– Бери пример с того, кто уже многого достиг в жизни, и добьешься своих успехов. Это прекрасный и своевременный совет завистнику, стоящему на перепутье.
– Продолжи мысль:
а) “Душа завистника полна…” (ненависти, злобы, яда, тумана).
б) “Отворачиваясь от завистников, мы…” (проявляем равнодушие, способствуем пороку).
в) “Борьба с пороком – завистью – это…” (необходимость каждого человека и всего общества для поддержания благополучия, порядка в государстве).
– Дополните название темы урока:
– “Зависть – зло”.
– “Зависть – путь к преступлению”.
– “Зависть – яд для души человека”.
– Зависть – бедствие для общества”.
Ирина КСЕНОФОНТОВА,
учитель истории,
обществознания, граждановедения, Муром
Комментарии