Абсолютной победительницей конкурса «Лидер образования-2005» в номинации «Лидеры общего образования» стала директор средней бщеобразовательной школы №70 города Тюмени, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Н.К.Крупской Лидия Русакова.
Нет учителя, который бы не мечтал быть директором, чтобы все сделать в школе по-своему. Правда, мало кто из педагогов делает шаг навстречу своей мечте и действительно создает свою школу. Лидия Русакова – учитель рискнувший. Она вообще много раз в жизни рисковала и выигрывала, хотя известно, что не каждый замахнувшийся забрасывает гол в ворота жизненных обстоятельств и одерживает над ними победу.
После окончания историко-филологического факультета Тюменского госуниверситета Русакова пошла работать в 4-ю городскую школу, став там учителем словесности. Выпускница сразу обратила на себя внимание удивительными, вдохновенными уроками, и директор школы предложила ей в 1992 году участвовать в областном конкурсе «Учитель года». Конкурс был первым в области, Русакова стала его победителем, первым лучшим учителем Тюменской области. Со своим уроком, построенным по принципу театра абсурда, показывающим, что такое преображение, она поехала на Всероссийский конкурс, но там ее не поняли. В те времена жюри ценили шоу, а Лидия Николаевна лучше всего умеет давать уроки. После конкурса она продолжала по-прежнему работать в своей школе. Впрочем, нет, не по-прежнему: теперь к ней на открытые уроки приходили коллеги из всех школ области. Тогда она и создала «Школу одного учителя». Все это заставляло ее постоянно совершенствоваться и даже учиться – после филологического она получила еще и культурологическое высшее образование. Ее тогдашние ученики – теперь взрослые люди, которым уже под тридцать, вспоминают свою учебу у Русаковой как самое счастливое время.
Конкурс заставил Русакову выбрать свой путь в педагогике. В 1995 году она начинает преподавать в педагогическом колледже №2 гуманитарные курсы и становится заместителем директора по гимназическим классам. Наверное, тогда идея создать свое учебное заведение овладевает ею так сильно, что в конце концов у Лидии Николаевны появляется своя концепция гимназии, она становится директором, побеждает на областном конкурсе «Женщина – директор года-2001» и получает Золотую медаль губернатора Тюменской области. Через год Лидия Русакова возглавит школу №70, созданную путем объединения гимназии №86 и былой средней школы №70.
Почему Лидия Николаевна отказалась от своей прежней концепции исключительно гимназического образования? Потому что ею овладела другая интересная идея. Конкурс на замещение должности директора новой школы стал для нее защитой проекта «Школа сотворчества как технология здоровья», в котором технология понималась как совокупность условий, в которых человек учится быть не только образованным, но и здоровым. Победа дала возможность соединить, казалось бы, несоединимое: школу здоровья и гимназию, реализующую концепцию универсального образования на гуманитарной основе в традициях русской классической школы. Но так казалось только на первый взгляд.
Гимназия №86 демонстрировала высокий уровень индивидуальной работы с детьми, претворяя в учебно-воспитательной деятельности принципы культуросообразности и природосообразности. Прежняя школа №70 имела свой центр здоровья с множеством самых разных лечебных кабинетов и как федеральная экспериментальная площадка успешно разрабатывала оригинальные методики оздоровления детей, профилактики заболеваний, реабилитации учащихся, при школе работала творческая Лаборатория гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. По большому счету, оба направления совпадали самым оптимальным образом и, став директором объединенной школы, Русакова продолжала их развивать вместе со своим педагогическим коллективом.
«Люблю сочинять сказки. Легко ли сочинить такую сказку, в которой сочетались бы сотворчество, традиции народа и современные смыслы? Легко ли сочинить сказку, которая бы незаметно вошла в жизнь и стала самой жизнью, и чтобы ее захотелось продолжить, улучшить, предложить новое развитие сюжета в русле той же сказочной формулы: «Добро побеждает зло»? У меня такая судьба – рассказывать сказки».
Так Русакова говорит о своей жизни, но, наверное, все же не рассказывание сказок в ней главное, а то, что сочиненная сказка становится реальностью. Ее школа распахивает глаза навстречу новому дню, встречает своих учеников, и начинается жизнь, в которой есть многое. Яблоневый сад, подаренный детьми, похожий на солнце цветник, сочиненный учениками, научно-методический совет, кафедры, центр охраны здоровья, детский эстетический центр, центры дополнительного образования, психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, спортивно-исторического фехтования «Камелот», практического изучения истории, развития речи, детское издательство и другие важные подразделения. Детство учеников наполнено смыслом, освещено светом добра. Здесь нет просто слушателей и посторонних наблюдателей, здесь все – деятели. Работа школы строится по самому трудному, но единственно возможному сегодня интегративному принципу, когда реализуются совместные социальные, творческие, исследовательские проекты, когда интегрируется учебная и внеучебная деятельность учащихся, когда интерес детей к работе в различных внеучебных объединениях создает основу для их осознанного отношения к процессу учебы и к ведению здорового образа жизни. Но чтобы так работать с детьми, нужно постоянно учиться и педагогам. Не случайно в школе работают 11 мастер-классов, семинары «Риторическая культура педагогов», «Культурологические основы педагогической деятельности», творческие лаборатории Шалвы Амонашвили, «Здоровьесберегающих технологий», «Индивидуального подхода к ребенку». А Лидия Русакова постоянно удивляет все новыми и новыми предложениями. Например, она не сторонник массовых посещений театральных спектаклей, а потому предлагает выстраивать сотрудничество театра и школы в рамках изучения мировой художественной культуры, когда уроки будут вести работники театра, а программа включать посещение «закулисья» – цехов по изготовлению реквизита, мастерских художников, гримерных, устройство даже ночных спектаклей, ведь что может быть интересней для детей ночного посещения театра с проникновением туда через черный ход.
Снова романтика, снова воспарение к высокому, но вот когда я писала о новой Тюменской системе оплаты труда, мне посоветовали обратиться к Русаковой – она-де реализует этот сугубо практический финансово-экономический проект успешнее многих. А как иначе, ведь она директор, руководитель коллектива, где должна быть хорошая зарплата, средства для приобретения того, что необходимо для современной школы, на что, как правило, бюджетных средств хватает не всегда.
«Я не сторонница массового сбора родительских денег, среди моих 1133 учеников вопросы бедности и богатства актуальны, как и везде, поэтому прежде всего я разговариваю с состоятельными родителями так: «Вы хотите для своего ребенка умную, добрую, красивую школу? Я не могу подарить только вашему ребенку квадратный метр чистого пола, новую парту, красивый цветок, современный светильник. Подарки нужно делать всем детям, отнявший у детей теряет вдвое, давший – приобретает вчетверо больше». Это была нелегкая работа – менять мировоззрение, воспитывать во взрослых людях желание создавать праздник всем детям, делать подарки всем, но в результате возникло некоммерческое партнерство «Попечительский совет школы №70», появились истинные благотворители и приличные деньги: на 10 миллионов бюджетных – более 7 миллионов внебюджетных».
Теперь в 70-й школе есть 38 стильных учебных кабинетов, где стоят 25 фортепиано, 7 специализированных кабинетов для индивидуальных занятий музыкой. Интересно, что в этой школе создается особое поле не только для совместной учебной деятельности, но для вдохновенного общения, особое поле взаимоотношений, когда учащимся запрещается подчеркивать свое социальное превосходство перед другими, обвинять соучеников и их родителей как в бедности, так и в богатстве, в принадлежности к другим национальностям, вероисповеданиям, применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства, сквернословить, зато разрешается уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы. Интеллигентное пространство, в котором могут и должны находиться обученные и воспитанные люди.
«Что могут подарить нам ученики? Свое творчество, свои открытия, свое видение мира, свое понимание взрослых».
Сама Русакова, преподаватель литературы, не плачет в классе над бедной судьбой литературных героев, она учит своих детей деятельному сочувствию, преодолению трудностей и, самое главное, иронично-мудрому пониманию мира, создавая для них основу, чтобы выстоять в жизни.
«Я могу подарить своим ученикам лишь вдохновенных учителей, их точную, правильную русскую речь, их порядочность, их интересные уроки и придуманные ими яркие события. Мой личный учительский дар ученикам – благостное отношение к миру, к людям, разным, удобным и неудобным».
Лидия Николаевна вместе с учениками всегда. Каждое лето она ходит с ними в горы и варит для них в свое единственное дежурство у походного костра ведро вкусной рисовой каши. Летом 2005 года она не смогла пойти в поход, и лихой сорванец-ученик был изумлен: «А кто же нам сварит такую рисовую кашу, ведь так никто не умеет?» Невдомек ученику: каша получается вкусной потому, что Лидия Николаевна несет в рюкзаке те добавки, которые делают кашу именно такой.
…Она не умеет петь и танцевать, зато она умеет делать японских журавликов, рассказывать русские сказки и превращать их в быль, где всегда есть намек – юным гражданам урок.
Комментарии