На Всероссийском совещании (оно проходило в Федеральном институте развития образования), посвященном деятельности органов управления образованием по организации, содержанию и методическому образованию детей старшего дошкольного возраста, разгорелись нешуточные страсти. Немудрено. Вопросы, кто такие дошкольники – дети или будущие ученики, самостоятельные личности, способные сделать выбор, или малыши, которым требуется игра и внимание, – волнуют ученых и управленцев, педагогов и медиков. Каждого специалиста проблема занимает со своей стороны дела, потому и подход к ней у каждого свой. Детский сад не выдает диплома об окончании. Можно ли, следовательно, считать, что это защищает карапуза от того, чтобы с него не требовали решать задачки типа: «Раздели пять яблок на троих»? Но поделить пять плодов на троих можно только в придуманном мире. И пока мудрые взрослые тети и дяди с жаром спорят, стоит ли рассматривать садик уже как образовательную ступень или пока с этим повременить, крохи делят свои реальные гостинцы на всех по… да как захотят, так и делят!
Кто умеет кататься на горных лыжах?
Одна из наиболее актуальных задач образовательной политики России – обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка независимо от материального достатка семьи, места проживания и национальной принадлежности.
По признанию мировой общественности, в нашей стране создана уникальная система дошкольного образования. И ее всегда рассматривали как первую ступень в системе общего образования, а детей, достигших пяти-семи лет, как вошедших в возраст подготовки к начальной школе.
Одна из проблем подготовки детей к школе, посещающих дошкольные образовательные учреждения, состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах несоотносимы друг с другом. К тому же перечни этих показателей весьма обширны, что приводит к громоздким процедурам проверки или (что чаще) к формальному приписыванию их ребенку, искажающему действительное положение дел.
Вместе с тем при поступлении в школу ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счет) и произвольно выбранные пробы из психодиагностических батарей тестов.
Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, с другой стороны, между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приеме ребенка в школу.
В то же время около миллиона маленьких россиян не посещают дошкольные образовательные учреждения. Причины могут быть разные: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи.
В результате развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе ведется и в домашних условиях родителями или гувернерами, а в семьях риска – социальными работниками.
Результаты специального изучения свидетельствуют о том, что в группы кратковременного пребывания поступают 80 процентов детей с проблемами в сфере произвольной регуляции (недостаточность самостоятельной организации и элементарного планирования деятельности, волевых усилий по достижению цели) и в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение наладить совместную деятельность на основе взаимного уважения, соблюдения общепринятых норм и правил).
Особенности детей необходимо учитывать. Легко ставить перед ребенком невыполнимые задачи, но где гарантия, что, даже справившись с ними, он вырастет гармонично развитой личностью? И тем не менее каждый дошкольник должен полноценно подготовиться к получению своего среднего образования независимо от вида учреждения, которое он посещает.
Смысл, который так важен ребенку
На суд общественности, собравшейся на совещание, была представлена концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. Ее цель состоит в разработке механизмов, позволяющих детям 5 – 7 лет из разных социальных групп и слоев населения России получить эту подготовку полноценно. Для ее достижения нужно разработать и ввести единые планируемые результаты, спроектировать обязательный минимум основных образовательных программ, разработать методическое обеспечение программ с учетом вариативных форм организации дошкольного образования.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.
Оздоровление детей должно стать обязательной составной частью работы дошкольного образовательного учреждения любого типа. Данное положение должно найти отражение в документах всех уровней, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений.
Ключевым фактором в улучшении медицинского обслуживания в дошкольном учреждении должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и образовательного учреждения и тогда, когда ребенок только собирается в него пойти, и тогда, когда он уже туда ходит.
Перед поступлением ребенка в школу необходимы прогнозирование течения адаптации ребенка к школе и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций на весь период адаптации.
Центральной задачей подготовки детей к школе наряду с сохранением и укреплением здоровья становится обеспечение их своевременного и полноценного психического развития. Базовое звено дошкольного образования ориентировано не только на усвоение воспитанниками определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Воспитание – это особый приоритет, органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированной в общий образовательный процесс.
По данным многих психолого-педагогических работ, соотнесение образовательного содержания с игровыми целями кардинально меняет отношение ребенка и стимулирует его активность в работе с таким содержанием.
Дело в том, что игровая цель всегда содержит тот понятный человеческий смысл, который так важен ребенку. Игровыми и воображаемыми служат не сами эти цели, а ситуации, в которые попадают игровые персонажи. Такие цели согласуются и с мотивационно-потребностными тенденциями детей. К пяти годам у детей потребность в признании другими собственной значимости начинает частично конкретизироваться в потребности ощущения и признания другими своей компетентности в тех или иных сферах деятельности. Ребенок хочет показать: смотри, что я умею! И именно эта потребность является базовой в мотивации учебной деятельности.
Призвать стихию к порядку!
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения имеют право оказывать семье образовательные услуги не только в рамках общих программ воспитания, образования и развития, но и так называемые дополнительные образовательные услуги. Как правило, хотя и необязательно, они являются платными и становятся важным инструментом экономической деятельности детского сада. Оказание таких услуг регламентировано сегодня требованиями исключения дублирования в содержании основных программ и требованиями к максимально допустимым нагрузкам для детей дошкольного возраста.
Содержание дополнительного образования коллектив учреждения и его руководитель выбирают самостоятельно исходя из потребностей и запросов семей детей, посещающих детский сад.
Нередко дополнительные услуги оказывают не сами воспитатели, а специалисты-предметники, которые обычно работают по собственному плану, именующемуся «авторской программой». Стихийно сложившуюся практику предоставления дополнительных образовательных услуг на совещании рекомендовали упорядочить.
Разработка вариативных систем дополнительного образования должна стать заботой научных коллективов. Наиболее целесообразно, чтобы авторы комплексных одобренных Минобрнауки России программ создали системы для использования в детских садах, работающих по этим комплексным программам. В этом случае содержание образования будет обоснованно увязано, время разумно распределено, а педагоги дошкольных образовательных учреждений получат готовый добротный инструмент для развития детей.
Отдельная проблема – определение методологии расчета и нормативов стоимости таких услуг. В настоящее время они регулируются спросом и предложением, что в отдельных случаях приводит к ущемлению интересов отдельных групп детей. Не менее важна и задача создания системы контроля качества таких услуг, которая определяла бы требования к материально-технической базе, условиям педагогического процесса, уровню квалификации специалиста, проводящего занятия с детьми дошкольного возраста. Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального стату са работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики.
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально подготовленных педагогических кадров, способных к образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Признавая значимость дошкольного детства для всего дальнейшего развития человека, для достижения целей общего образования, государство должно обеспечить дошкольные образовательные учреждения руководителями и педагогами, как правило, с высшим образованием.
Комментарии