search
main
0

“Я знаю все!” Но в телеигре это нужно доказать

В январе 2001 года ученики выпускных классов прошли телетестирование в школе N 130 Новосибирска. Эксперимент проводился в рамках проекта введения единых государственных экзаменов для выпускников школ. Задания разработаны Центром тестирования при МГУ, сведения о тестинге рассылаются в облоно и вузы. Результаты телетестинга по желанию участвующих могут засчитываться как выпускные экзамены по выбору. Все задания школы получают и отсылают через Интернет. Школьники, набравшие лучшие результаты по нескольким дисциплинам, прошли второй этап, включая проверку на коэффициент интеллекта. Наивысший результат набрала ученица 10-го “Г” класса школы N 130 Мария Баранникова, она-то и была приглашена на всероссийский этап конкурса – телеигру “Я знаю все!”.

Маша учится в английской школе N 130 с 3-го класса. Участвует в школьных и районных олимпиадах, конкурсах. На последних трех годах обучения в школе ученики делятся на классы по интересам, Маша выбрала гуманитарный класс, но продолжает заниматься отлично по всем предметам и надеется получить серебряную медаль. Причем занимается она сама, без репетиторов. Успевает делать уроки, доклады, пишет рефераты и курсовые, вечерами бегает на подготовительные курсы в университет.
Маша еще никогда никуда не ездила, не летала на самолете. Возможность выиграть поездку в Москву оказалась, видимо, мощным дополнительным стимулом для участия в телетестинге через Интернет.
Я веду в гуманитарных классах английскую литературу и художественный перевод. Машу Баранникову я заметила сразу, еще получив эту группу в восьмом классе, такие ученики встречаются нечасто: девочка очень трудолюбивая, жадная до знаний, всегда готова отвечать, постоянно спрашивает, где взять дополнительные материалы. Как только я научила свою очередную группу восьмиклассников, как пользоваться компьютером и сетью “Интернет”, Маша начала участвовать в международных проектах. Ее эссе на английском языке было напечатано в книге трудов школьников “Законы жизни”, вышедшей в Нью-Йорке в 2000 году. Когда я узнала, что во втором туре телетестинга Маша набрала 45 баллов из 50 возможных (у следующего участника было 37 баллов, а потом – 26), мне это показалось вполне закономерным. Такая целеустремленность, умение собраться и выполнить задание присущи не всем. У Марии Баранниковой они есть.
…Телеигра для школьников “Я знаю все!” проводится с октября 2000 года. В каждой игре участвуют четыре школьника из разных регионов России. Приглашенных учеников и их сопровождающих поселяют в гостинице при МГУ, выдают суточные, оплачивают все расходы, включая проезд в оба конца. Марию Баранникову постоянно спрашивали, правда ли, что она из Сибири, видимо, наш регион был представлен в Москве впервые. Впрочем, и сама юная участница телеигры впервые оказалась в Москве. Хорошо, что детям дают такую возможность повидать столицу!
В день съемок мы приехали на студию за полтора часа до начала. Сначала всех участников, двоих мальчиков и двух девочек, одевают в фирменные костюмы и гримируют. Затем начинается съемка. Ведущий называет имя, фамилию, школу, город каждого участника. В течение двух-трех часов конкурсанты стоят перед камерами и отвечают на вопросы по всей школьной программе, а также на вопросы, связанные с общим уровнем развития. Ведущие читают вопросы и задания, на размышление – в среднем пять секунд, затем нужно нажимать на кнопку и давать свой ответ.
Вот основные этапы телеигры. Сначала – разминка. Семь вопросов, никак не связанных между собой. Как зовут ведущих передачи? Что называют “всемирной паутиной”? Кстати, на этот вопрос быстро и правильно ответила только Мария Баранникова, видимо, помогло то, что в школе
N 130 есть интернет-класс, где регулярно проводятся занятия и выполняются интернет-проекты. А вот вопрос о том, кто написал музыку к Гимну России, вызвал затруднения у всех. Я сделал вывод: школьникам некогда смотреть новости… Следующий этап – конкурс “Оратор”. На экране появляется надпись: “Для меня Россия – это прежде всего…”. Нужно продолжить и за сорок пять секунд наговорить все, что сумеешь. “Россия – это сила, это великий народ, выстоявший в войнах. Я из Академгородка, из школы N 130, и могу сказать: Россия – это страна, где существует большой научный и интеллектуальный потенциал. Я рада, что у нас на всех уровнях поддерживают молодежь, благодаря чему я здесь”, – ответила Мария.
Затем на экране прокручивают пять крохотных видеосюжетов, дети должны догадаться, какую страну им показывают. Потом без передышки – “Лестница”: из предложенных тем, школьник выбирает одну. Физика, химия, биология, история, астрономия, литература… Вопросы сложные, неожиданные, каждый участник не один раз сбился. Какой псевдоним был у Каштанки? Какая планета ближе всех к Солнцу? Какие моря омывают Ютландию? Тут нужно отметить, что в течение всей съемки атмосфера сохраняется очень доброжелательная, ведущие подбадривают участников игры, публика аплодирует. Не смог дать верный ответ – ничего, зато ты здесь, значит, уже многого добился на предыдущем этапе. Вот показывают сложный опыт, школьники должны дать предсказание – что будет дальше? – и обоснование. Два стакана с водой, ведущий выстрелит в них из духового ружья. Мария получила высший балл за свое объяснение. Далее опять на экране картинки, десять сюжетов, ученик должен быстро описать увиденное, а эксперт жюри, сидящий спиной к изображению, понять и назвать явление. Например: “Главный реформатор!” – “Гайдар!”; “А нам все равно!” – “Бриллиантовая рука!”.
Наконец наступает “Дуэль”. Двое участников, набравших самые высокие баллы, соревнуются между собой. Остальные смотрят, болеют, но молча, говорить нельзя. Этот этап прошел быстро: мальчик из Санкт-Петербурга держался уверенно, был явно хорошо натренирован на подобные тесты. Девочка из Тамбова смешалась, расстроилась… и замолкла. Ну что ж, все бывает. И вот игра закончена. Всем четверым участникам вручили часы от спонсора передачи фирмы “LG Electronics”. Ребята пожали друг другу руки, сфотографировались на память. Для них все завершилось сегодня. А тесты и затем телеигра продолжатся, осенью будет выбран лучший участник конкурса России, которому достанется главный приз – стипендия в 32 тысячи долларов.
Конечно, выйти в суперфинал хотелось каждому. Как учитель, да просто как взрослый, я старалась поддержать хорошее настроение школьницы, напоминая ей, что она уже сумела выйти за региональный уровень, уже выиграла поездку в Москву и побывала на настоящих телесъемках. Серьезное начало положено, теперь главное – продолжить поступательное движение. Вернувшись домой, я пошла в интернет-класс посмотреть, что нового. Все двенадцать столов были заняты старшеклассниками, несмотря на каникулы, напряженно над чем-то трудились. Оказалось, идет новый телетестинг. Победителю по России будет предоставлено право поступить в выбранный им вуз.
Я не удивилась, увидев среди участников Машу Баранникову. С самолета – в Интернет. Это нормально.
Нина КОПТЮГ,
учитель английского языка
средней школы N 130
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте