В настоящее время разработаны программы внеурочной деятельности, направленные на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Я разработала программу кружка маленьких журналистов «Юный издатель», которая предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов.
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации познавательной деятельности младших школьников. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Новизна рабочей программы кружка «Юный издатель» состоит в том, что она создает условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске собственной детской литературно-познавательной газеты, творческой активности на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Программа «Юный издатель» рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 7-11 лет. Предусматривает формирование журналистских навыков через систему занятий по развитию устной и письменной речи ребенка.Формы проведения внеклассных занятий В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий: игра, проблемная ситуация, групповая и парная работа, практическая деятельность, тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, чтение и обсуждение статей из газет, встреча с журналистами, писателями Курского края, обсуждение материалов, написание отзывов и статей, выпуск литературных детских газет.Программа построена в соответствии с основной целью – овладение навыками проектной деятельности, развитие творческой активности. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Продолжительность занятий – 35 минут (1-2-й класс), 40 минут (3-4-й класс).В программе «Начальная школа XXI века» в каждом классе на уроках литературного чтения выделен раздел «Творческая деятельность школьников». В этом разделе указываются виды творческих работ, которые усложняются от класса к классу. Уже с первых уроков грамоты и литературного слушания в 1-м классе, а затем во 2-4-х классах самостоятельные работы творческого характера стали средством обучения на уроках литературного чтения, развитие творческой деятельности ведется систематически. И к окончанию начальной школы в программе 4-го класса содержание этого раздела таково: изложения и небольшие сочинения по текстам литературных произведений; сочинения по текстам литературных произведений; сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, поговорок, сказок; составление отзывов о прочитанной книге, аннотаций на книги; умение воспроизводить сцены отдельных эпизодов; коллективные творческие работы. Для анализа текста на уроке применяется проектно-исследовательская творческая деятельность.Определяем с ребятами цели и проблемы работы над проектом «Издание детской литературно-познавательной газеты для младших школьников». Создавая необходимые условия для успешного выполнения творческих проектов, мы обсуждаем выбранную тему, составляем план работы. Конечный продукт совместной деятельности – детская иллюстрированная газета, которую «издаем» на кружковых занятиях. Я включаю младших школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первой четверти 1-го класса. Вначале через систему доступных творческих заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», то есть через систему проектных задач. Ключевое звено первого этапа работы над проектированием – выбор и формулировка проблемы. Учащимся начальной школы она должна быть понятной, интересной и посильной для выполнения. Опыт показывает, что сделать это непросто. Обратимся к первому, ценностному, уровню. Так, цель отвечает на вопрос: что хотим достичь? Ради чего? Цель имеет ценностный характер. Оценка ситуации отвечает на вопрос: что имеем? Проблема отвечает на вопрос: в чем противоречие между желаемым и действительным?Организую работу так, что задачу определяют сами дети по результатам разбора проблемной ситуации, то есть формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация создается педагогом такая, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Начать работу на первом этапе можно либо с оценки ситуации, либо с формулировки цели. Например, нам хочется написать творческую работу, чтобы другим было ее интересно читать, чтобы она содержала новый познавательный материал. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много они, оказывается, еще не знают и им предстоит узнать, у них появляются чувство ответственности перед товарищами, познавательная активность, мотивация. Учительская цель с учетом ценностной ориентации: качественное образование, развитие творческих способностей и активности обучающихся, формирование познавательных мотивов учения.Переходим ко второму этапу – творческому, инструментальному. Он обслуживает ценностный уровень, является инструментальным по отношению к нему.Способ решения проблемы – это ядро, сердцевина проекта. Это его идея, определяющая тему проекта. Способ решения – возможный или необходимый путь решения проектной задачи. Часто способ решения влияет на название проекта. Ребятам так понравилась сама идея – создание собственного печатного органа, что они обязательно хотели вставить слово, вызывающее у них восхищение: «Класс!», отсюда название нашей газеты – «Классная радуга!». Девизом газеты стали слова: «О нас, для нас и нами». Идея направила учебно-познавательную деятельность обучающихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, потрогать, прочитать, обсудить и дать прочитать другим. А вот результат внутренний заметишь не сразу – это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом. В этой деятельности формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание творческих письменных высказываний. По характеру деятельности участников проект определился как творческий с элементами исследовательской и информационной деятельности. Ребята учатся искать источники информации, анализировать, делать выводы, оформлять найденное в виде сочинений, рассказов, сказок, стихотворений. Практический план реализации творческого проекта представляет собой взаимосвязанные, разнесенные по времени действия (задания), воплощающие способ решения задачи проекта, включающие в себя механизм оценки (отслеживания) результатов и предполагающие подведение итогов. Использование ИКТ позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса, умение обучающихся работать с различными источниками информации, ее анализ и применение предметной области знаний в измененных условиях обучения, в реальной жизни. Весь класс разбивается на сменные творческие группы: редколлегия, редакторы, информационный центр, художники-оформители. Переход на практическую стадию выпуска очередного номера газеты ставит перед участниками ряд вопросов:- Когда необходимо начать и закончить выполнение работ? (Определение точных временных рамок.)- Что конкретно нужно написать?- В каком порядке лучше выполнять намеченные действия?- Какие соображения по улучшению издания возникли в ходе его разработки? В процессе подготовки к изданию очередного выпуска газеты учащимся сообщается ключевая тема. Ребята всего класса пишут сочинения, стихотворения, статьи на заданную тему, рисуют иллюстрации. Работа учащихся на данном этапе проходит под девизом «Я журналист». Обговаривается график выполнения работы. Все творческие работы сдаются учителю, далее ребята работают по группам (это второй этап работы над выпуском газеты). Весь класс объединен в творческие группы: 1) информационный центр – учащиеся, которые осуществляют отбор материала в газету, обсуждают возможные заголовки; 2) редколлегия – подбирает рисунки, фотографии, отбирает наиболее удачные по теме; 3) информаторы – группа ребят, которые подбирают поздравления с днем рождения или поздравления с победами в спортивных соревнованиях, различных конкурсах. Каждая группа работает в свободном режиме, по своему плану, обговаривая критерии материала, который нужно отобрать (четкость, лаконичность, эрудиция автора). Далее учитель обсуждает с каждой группой все отобранные материалы, дает советы, спрашивает, почему отобран тот или иной материал. Следующий шаг – работа учителя, он является главным редактором, работает корректором отобранных материалов. Наконец, печать газеты, ответственный родитель – наборщик-печатник, он набирает текст на компьютере, размещает фотографии, рисунки. Конечный результат – газета, которую приносит почтальон, ее получает каждый ученик класса. Проводится обсуждение проделанной работы, дети рассказывают, достигнута ли цель поставленной задачи, обсуждается перспектива выпуска очередного номера газеты.Прим. ред. Дополнительные материалы автора по теме опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/832. Елена АКИМОВА, учитель начальных классов средней школы №3 города Железногорска Курской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии