Первое мобильное устройство появилось в России в 1991 году, это был трехкилограммовый телефон передовой компании, который стоил $4000 и имел всего две функции: звонок и отправка коротких сообщений. Новое тысячелетие ознаменовалось бумом цифровых технологий, широким распространением сети Интернет по всему миру, появлением первого смартфона производства все той же передовой компании…
Тогда это был настоящий прорыв в мире мобильных устройств. Сегодня уже никого не удивить роботом-пылесосом, объемной печатью, дронами и квадрокоптерами, говорящими голограммами и дополненной реальностью. Мы разговариваем с голосовым помощником, который не только мгновенно отвечает на любой заданный вопрос, но и искрометно шутит. А ведь все эти технологии появились совсем недавно.
«Замуровали, демоны!» – кричит Иван Грозный, оказавшись в лифте середины 70‑х годов ХХ века. Интересно, как бы отреагировал, допустим, бывалый Жорж Милославский, оказавшись в современном лифте, где вместо привычных ему кнопок голосовое управление? Предполагаю, что это бы его слегка шокировало. При этом если тот же Жорж окажется в среднестатистической школе любого городка нашей страны, разница будет не столь очевидна. К примеру, школа, в которой я проработала пять лет, была построена в 1973 году, мой кабинет, большой и светлый, пять лет назад был вполне похож на тот, из 70‑х: стены, выкрашенные в стандартные розовый и желтый, советская мебель, черные меловые доски, окна с деревянными наличниками. Выдавала эпоху техника: компьютер, проектор и интерактивная доска, которая хоть и провисела там какое-то время, но подключена так и не была.
По сюжету все того же фильма Шурик в 70‑е изобретает машину времени. Нам эта идея до сих пор кажется утопической. При этом нас совсем не смущает перемещение колоссальных объемов информации в пространстве.
Но все в мире растет непропорционально. Резкий скачок в одной сфере означает лишь то, что все другие должны догонять, а темп, как известно, у всех разный. Да и надо ли меняться, все же и так работает?
Моему сыну 8, и он не любит школу, говорит, что там скучно. Я вообще давно не встречала детей, которые бы ходили в школу с удовольствием. И это грустно. Мы не поспеваем за современными детьми – это факт. Сегодня каждый первоклассник может загуглить все что пожелает, ведь в кармане устройство, обладающее доступом к безграничной информации.
Это поколение знает, что информация бесконечна и доступ к ней неограничен. Можно найти все, что пожелаешь. Главный навык – умение фильтровать, а главный дефицит – время. У современных детей очень жестко настроены фильтры. Через них проходят колоссальные потоки информации, и они с детства учатся их фильтровать. Раньше ученые говорили, что у нас есть лишь восемь секунд, чтобы заинтересовать ребенка, теперь же говорят, что только четыре. Возможно, потому им и скучно?
В отличие от 70‑х сегодня обучение не заканчивается классом и партой, а учитель не является единственным источником информации. Любому навыку можно научиться, не выходя из-за компьютера, посмотрев ролик на Ютьюбе или пройдя микрокурс. Главное, чтобы возникла потребность. Мой знакомый, к примеру, сделал ремонт у себя дома, посмотрев несколько роликов. В преддверии праздников вы наверняка смотрите, как сшить костюм ребенку на утренник или как приготовить необычное блюдо. И ведь очевидно, что многие навыки могут быть сформированы после внимательного просмотра короткого видео и воспроизведения увиденного.
В моем школьном аттестате всего несколько четверок, в том числе по алгебре и геометрии, и я часто думаю, что если бы у меня был доступ к современным онлайн-ресурсам, то я могла бы окончить школу с медалью.
Перед нынешними школьниками открываются безграничные возможности, но готова ли школа принимать современных детей? Конечно, появились электронные доски и цифровые панели, компьютеры и планшеты, всей страной учителя прошли курсы по ИКТ-грамотности. Прошли и вернулись к привычному. И здесь уже в ход идет наука о мозге: мозг всегда будет выбирать путь наименьшего сопротивления. Как для современного ребенка абсолютно естественным будет «забить» в поисковой строке нужный запрос, так для учителя самым логичным будет преподавать по отработанной годами схеме без лишних сложностей и проблем. Это подтверждают и исследования, проведенные Высшей школой экономики, согласно которым до пандемии 4 из 5 школьных учителей не использовали цифровые технологии как в классе, так и за его пределами.
Конечно, многие считают, что «цифре» не место в школе, причем очень часто выражают свое мнение комментарием под постом в социальной сети, выйдя в Интернет, используя модное и современное цифровое устройство. Получается, взрослые имеют право жить в современном мире и пользоваться его благами, а дети нет?
Та самая передовая компания была одной из первых, запустивших массовое производство сотовых телефонов, первой, представившей миру смартфон. А что дальше? Компания пошла по пути наименьшего сопротивления и не заметила, как мир изменился. На рынок начали выходить новые игроки, предлагая все более усовершенствованные модели смартфонов. На осознание этого компании потребовался не один год. В нынешних условиях у нас просто нет такой роскоши, как время.
«Неизвестный ранее штамм вируса накрыл планету Земля». Если в начале 2019 года мы бы подумали, что это очередной голливудский фильм-катастрофа, то в начале 2020‑го нам было не до шуток. Уже к весне случился локдаун. Пандемия заставила всех выйти в онлайн. В том числе и школу, которая перешла на вынужденное дистанционное обучение.
Безусловно, не все были к этому готовы. Нужно было вести уроки, проверять домашнюю работу, выставлять отметки. И как это делать? Пойти по пути наименьшего сопротивления, переведя офлайн-технологии в онлайн. До пандемии уже была практика чатов в мессенджерах, ими и воспользовались. Это подтверждает исследование, проведенное среди учителей моего города, где 80% педагогов выбрали WhatsApp и Viber в качестве основных инструментов коммуникации. Напомню, что эти мессенджеры обладают ограниченным функционалом: отправка текстовых и голосовых сообщений, обмен фото и видео. То есть ученики присылали фотографии выполненных в тетрадях работ (разного качества), а учителя проверяли эти работы и отписывались каждому ученику или родителям. Такой формат на тот момент решал поставленные задачи, но малоэффективно, он был очень трудоемким для всех участников образовательного процесса. У учеников в разы возросла письменная нагрузка, родители активно выполняли контрольную и посредническую функции, а учителя часами проверяли очень разные по качеству фотографии классных и домашних работ. На самом деле, возможно, даже такой формат мог бы быть более эффективным, будь у учителя инструментарий для обработки и проверки фото-, видео- и аудиоматериалов и система автоматической обратной связи.
Остальные 20% учителей выбрали другие способы коммуникации, в том числе различные образовательные платформы. Ни одна платформа на тот момент не содержала полностью переведенных в интерактивный цифровой формат учебников, входящих в Федеральный перечень, в основном это были авторские уроки, созданные с использованием одного или нескольких учебников из данного перечня. Соответственно, даже если учитель находил занятие по своей теме, оно не всегда отражало содержание учебника, что для меня, к примеру, как для учителя английского языка принципиально. А поскольку платформ было несколько, то уходило значительное время на поиск материала и изучение функционала. Тогда эти сложности могли бы быть нивелированы наличием единой платформы, содержащей учебники школьной программы в интерактивном и доступном формате. А в условиях очного обучения такая платформа может значительно сэкономить время для живого общения учителя и ученика, индивидуализировать образование, сделать оценивание критериальным и более прозрачным.
После дистанта у многих возникло отторжение к «цифре», что объяснимо, ведь нам всегда не нравится то, что непонятно и забирает больше времени. Но не кажется ли вам, что произошла подмена понятий? Вынужденное дистанционное обучение отнюдь не равно современным цифровым технологиям. Более того, использование «цифры» в образовании совсем не означает перехода на дистант, а скорее позволяет учителю сделать урок живым, интересным и полезным.
Вы любите кино? А фильмы в 3D? А в 4D? В Москве, в парке «Зарядье», есть замечательный симулятор «Полет над Россией», с помощью которого всего за 18 минут можно в буквальном смысле пролететь над всей страной и ознакомиться с ее достопримечательностями. Разве не здорово? А ведь такие технологии можно использовать и на уроках.
Виртуальные технологии предлагают интересные возможности для передачи эмпирического материала. При этом классический формат обучения не искажается, так как каждый обычный урок дополняется 5-7‑минутным погружением. Использование таких современных цифровых технологий позволяет модернизировать урок, вовлечь учеников в учебный процесс, наглядно проиллюстрировать и закрепить материал. «Побывать» в электрической цепи и узнать, как образуется ток, безопасно провести самый сложный опыт, оказаться в эпицентре исторического события, стать свидетелем зарождения жизни, прогуляться по улицам Лондона… Это все доступно уже сегодня, а эффективность и жизнеспособность использования виртуальной реальности в образовании подтверждается научными исследованиями.
Мое экранное время (время ежедневного использования смартфона) составляет 9 часов, экранное время Тимура Бекмамбетова согласно его посту в Инстаграме – 11 часов. Безусловно, это не может быть предметом гордости, а скорее наоборот. Мы одновременно живем в двух мирах – реальном и виртуальном, зачастую в ущерб своему здоровью и личной жизни. Но это наша реальность. Смартфоны и планшеты уже не вычеркнешь из нашей жизни. Так почему бы не использовать экранное время с умом?
Несмотря на все запреты, современные дети находят способы зайти в карманный компьютер даже на уроке. И что они делают в этот момент в виртуальной реальности? Изучают второй закон Ньютона? Измеряют расстояние от дома до Владивостока? Слушают произведения Моцарта? Сомневаюсь. А ведь вполне могли бы, если бы учитель показал, как. И речь идет не только о различных полезных приложениях, но и о подходах к преподаванию. Таких как BYOD (принеси свое устройство), когда ученикам предлагается использовать на занятиях свой гаджет для поиска информации, просмотра видеоматериалов, благодаря чему школьники получают информацию в привычной для них форме и охотнее учатся. А как насчет «перевернутого» класса? Изучение материала и выполнение заданий происходят в противоположной стандартному уроку последовательности: дома ученик через Интернет просматривает теоретическую часть, предложенную учителем, а на уроке делаются практические задания. Данный формат высвобождает больше времени на общение учителя и ученика в классе и на работу в группе. Проболевшие ученики легче включаются в учебу: видеолекция содержит всю необходимую информацию по теме. Кроме того, к такому ресурсу всегда можно вернуться накануне экзаменов.
Цифровое обучение – это не отдельные технологии, цифровое обучение – это совсем не мессенджеры. Цифровое обучение – это целостная среда.
Жизнь не делится на черное и белое, палитра многогранна, и, выбирая одно или другое, мы лишаем наших детей возможности увидеть весь спектр.
Когда я стала обладателем специального приза «Цифровой учитель», под одним из постов увидела комментарий: «Нам не нужен цифровой учитель, нам нужен живой». Я живая! И об этом лучше всего вам расскажут мои ученики. Я убеждена, что личность учителя и его роль всегда будут неизменны, а «цифра» создана лишь для того, чтобы облегчить нашу работу и сделать преподавание более современным.
Светлана ВИДАКАС, учитель английского языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, обладатель специального приза «Цифровой учитель» по версии Mail.ru Group, Ленинградская область
Комментарии