search
main
0

«Я жил среди них…». Открытое мероприятие, посвященное 190-летию со дня рождения Петра Боклевского

Учитель: Сиреневые сумерки пеленали засыпавшую Рязань. Перепела перекликались в полях, подступавших к окраинам. Рои ночных бабочек толклись возле освещенных окон, и казалось, воздух наполнен серебристой пылью, осыпавшейся на землю со звезд…

Так 12 июня 1816 года вступил в мир новый представитель рода Боклевских.

Петр Боклевский не стал ни офицером, ни чиновником, хотя пытался примерить служебный хомут, и не выбился в сенаторы, хотя в мечтах заносился высоко. Благополучный барин – созерцатель из него не получился. Он стал художником.

Жизнь даровала ему радость любви и творчества, горечь потерь, славу и признание.

Боклевскому довелось прожить 80 лет, пережить четырех царей и видеть последнего Романова. При нем человечество прошло путь от первых паровозов до первых аэропланов…

2. Сообщение ученика о жизни Петра Михайловича Боклевского.

3. Учитель: Боклевский начал с портретной миниатюры, характерной для начала XIX века. Его рисунки и иллюстрации, отличаясь пластичностью, были некрупными, исполнялись очень тщательно акварелью, пастелью, карандашом.

Рассмотрим один из автопортретов художника, созданный им пастелью в 1848 году, когда Боклевский жил в родных краях. Мы видим красивый профиль молодого художника, смотрящего несколько исподлобья. Черты лица правильные, строгие. Высокий лоб, развитые надбровные дуги – признак большого ума, аккуратный нос. Обращает на себя внимание копна густых, длинных, кудрявых волос, зачесанных назад. Умный, скептичный, скрытный взгляд устремлен в себя и сосредоточен на какой-то мысли. Сосредоточенность подчеркивается и положением рук: одна опирается на папку для рисунков, другая держит поднесенный ко рту карандаш в оправе. Пальцы длинные, тонкие, с ухоженными отполированными ногтями. Контраст белого и черного цветов усиливает строгость рисунка.

4. Учитель: Рязанщина – не только место рождения художника-графика, но и почва, давшая материал для творчества.

П.Д.Хвощинская рассказывает: «В Рязани был губернатором П.С.Кожин, человек суровый и мстительный. Сменяя служащих, отдавая их под суд, действуя по влечению своих инстинктов, он нажил себе массу врагов; его ненавидели, на него писались памфлеты, рисовались карикатуры, которые подбрасывались ему в экипаж».

С уверенностью можно сказать, что здесь речь идет о карикатурах Боклевского. В царской России они напечатаны не были, позже их нашли в делах III отделения как доказательство неблагонадежности художника.

5. Учитель: Идейные позиции художника особенно ярко проявились в иллюстрациях к произведениям Н.В.Гоголя, первые из которых были созданы на Рязанской земле, использовались местные реалии. Подчеркивая типичность рязанского материала и гоголевских героев, наш земляк восклицал: «Я помню их, я помню совершенно таких, я их встречал в то время в массе, кругом, это не карикатуры, нет, это живые люди… я их знал, я их видел, я жил среди них».

6. А какую задачу ставил перед собой Н.В.Гоголь? «В «Ревизоре» я решил собрать все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Общность взглядов художника и писателя в понимании типичных явлений очевидна.

7. Учитель показывает ребятам портрет Н.В.Гоголя художника Жерен, 1836 год. Этот портрет дает возможность показать Гоголя времени создания пьесы. Поворот головы писателя, оглянувшегося как бы назад, таков, будто он разом осматривает все, что потом войдет в его знаменитую комедию и будет подвергнуто осмеянию.

Учитель: Произведения Гоголя были у Боклевского настольными. Впервые с «Ревизором» он встретился в 1836 г. на премьере комедии в Москве, в Малом театре. В 1842 году Боклевский встретился с «Ревизором» вторично, прочитав переработанную пьесу в 4-м томе сочинений Николая Гоголя. Произошло чудо: герои комедии ожили. В них проглянуло сходство с окружавшими художника чиновниками. Краснолицый пронский городничий Масальский, бравший взятки пятисотрублевыми шубами, показался настоящим Сквозник-Дмухановским, пристав Болотов – копией пристава Уховертова, а его подчиненные – слепками со Свистунова, Пуговицына и Держиморды. Фамилии они носили более благозвучные, нежели у гоголевских персонажей, но кулаки имели столь же увесистые.

Отправляясь в заграничное путешествие, художник захватил с собой и «Ревизора». Перечитывал его в Париже. Там же начал создавать рисунки к комедии.

В конце марта 1858 года в продажу поступил первый выпуск альбома «Галерея гоголевских типов», нарисованный Боклевским.

8. Образы «Ревизора».

Хлестаков

Портретом Ивана Александровича Хлестакова, чиновника из Петербурга, открывается сюита типов из «Ревизора». Боклевский замечательно передал сущность Хлестакова и хлестаковщины – настойчивое стремление ко всему внешнему, показному, желание пустить пыль в глаза, поразить провинциалов, сыграть роль значительной особы.

По-иному выглядит Хлестаков в эскизном контурном портрете. Здесь художник уделил большее внимание лицу мнимого ревизора. Хлестаков снял картуз. Задорный хохолок, вздернутый носик, поднятые брови говорят о заносчивости. Глаза смотрят бессмысленно, сонно. А скошенный лоб и вытянутые губы придают физиономии Хлестакова сходство с мордочкой обезьянки. Тем самым художник делает акцент на «приглуповатости» «государственного человека», который, по выражению Гоголя, «говорит и действует без всякого соображения».

Осип

На втором листе альбома во весь рост представлен Осип. В противоположность своему барину он неряшлив, нечесан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. На нем старый сюртук, дырявые сапоги. В правой руке сапожная щетка, а на левую натянут изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. Осип чистит его с остервенением. В эту минуту злосчастный сапог заменяет ему барина. При каждом взмахе щетки Осип приговаривает: «Эх, если б узнал это старый барин…»

Грозный Осип, воюющий с сапогом, – остроумная находка Боклевского.

Городничиха с дочкой

Анна Андреевна в льстивом умилении плывет навстречу Хлестакову. Портрет ее строится на круглых и полукруглых линиях. Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее тупость.

Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья Антоновна, оттиснутая назад, робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки. Они образуют монолитную фигуру. Того и гляди соскользнут с экрана и тяжелым комом покатятся на зрителей.

Городничий

Отогнутым большим пальцем левой руки Антон Антонович Сквозник-Дмухановский показывает назад, через плечо, на тех чиновников, которые отстали от него и влачат жалкое существование где-то в глуши.

9. Учитель: После реформы 1861 года Боклевский еще раз обращается к «Ревизору». Так появился в 1863 году его знаменитый «Бюрократический катехизис» – пять сцен из «Ревизора».

Катехизис – наставление, заповедь.

«Философия бюрократов»

Вопросы:

– В чем заключается философия бюрократов?

– Каково жизненное убеждение бюрократов? (Человек не может жить без грешков, то есть без взятки.)

Изображены чиновники, которые только что узнали от городничего, что к ним едет ревизор. Городничий, подняв палец, назидательно растолковывает ситуацию. Чиновники слушают его со вниманием и страхом. Некоторые сидят на краешках стульев в самых неудобных позах, к этому обязывает их почтительность перед начальством. Чиновники весь мир представляют себе по образу их канцелярии. Все люди – лихоимцы, на этом держится свет.

«Религия бюрократов»

Городничий стоит, подняв глаза к небу, правая рука его лежит на сердце, он дает Богу обет. Чиновники, обнажив головы, окружают его. В своей беде все они обратились к Господу за последним спасением.

– В чем суть религии бюрократов?

– Во что они верят? (Их Бог – взятка.)

«Политика бюрократов»

«Поэзия бюрократов»

Вопрос: О чем мечтает городничий и его семья?

Ответ: Его поэзия не возвышается над табелью о рангах. Он хочет иметь такой чин, чтобы самому никого не бояться, а перед ним трепетали бы «все эти титулярные, капитаны, городничие».

Сцена изображает городничего, его супругу и дочку, размечтавшихся о новой, столичной, жизни. Женщины сидят с картами у круглого стола. Анна Андреевна мысленно уже в Петербурге: голова ее откинута, губы полураскрыты, вздернутый нос как бы вдыхает знаменитое «амбре».

Марья Антоновна глаз не может отвести от карт, сулящих ей счастье, на ее личике можно прочесть детскую доверчивость и несказанную радость.

Перед столом стоит глава семейства –

А.А.Сквозник-Дмухановский. Образ городничего резко отличается от портрета 1858 г. Исчезло его благодушие. Сатира доведена до гротеска. Каждое движение, каждый жест здесь выражают грубое, наглое самодовольство. Голова его гордо вскинута, руки уперлись в бока. Он стоит не как провинциальный чиновник, а как грозный генерал, уже чувствующий на своих плечах золотые эполеты.

Художник избегает плавных, закругленных линий. Образ городничего составлен из одних острых углов: треугольно расставлены его ноги, острым углом раздвинуты локти, брови сходятся углом на переносице. Вся его фигура напоминает пирамиду, вершину которой составляет смешной заносчивый хохолок будущего «его превосходительства».

Вопрос: Но ведь Антону Антоновичу неплохо жилось и городничим? Почему же так хочется стать ему генералом?

«Общественные отношения бюрократов»

Пятая иллюстрация представляет собой сцену городничего с купцами. Фигура городничего дана в резком движении. Левая рука вытянута, она обличает. Указательный палец тычет купца в бороду. Правая рука со сжатым кулаком за спиной. Еще миг, еще один разворот плеч, и «почтенные» узнают, как жаловаться на начальство. Купцы явно оробели, бороденки обвисли. Лишь один из них не обнаруживает раскаяния – купец, стоящий с краю. Он молод, борода, брови, кудри его черны; он в фартуке, на поясе в чехлах ножи. Это мясник. Он смотрит исподлобья, с трудом сдерживает себя. Эта фигура, выдвинутая на передний план, придумана художником и весьма заостряет содержание сцены.

Городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него. А теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих!

Такой же восторг души испытывал и Хлестаков, воображая себя начальником департамента.

– Каким чувством была охвачена Анна Андреевна, представив себя генеральшей? (Презрение, высокомерие, чванство.)

– Что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире? (Презрение к низшим, угодничество перед высшими чинами.)

10. Вопрос: Какой памятник можно было бы установить на могиле П.М.Боклевского? (Раньше рядом с плитой находился великолепный скульптурный памятник из бело-розового мрамора в виде скорбящего ангела, держащего лавровый венок).

11. Подведение итогов мероприятия.

Ирина СИВЦОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе средней школы №1, Скопин, Рязанская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте