Я забываю шарф…
Поэзия – это попытка быть искренним. Попытка бесконечная и безнадежная, потому что слово, сказанное однажды, от произнесения вторичного тускнеет и умирает и Бог весть, как его снова вернуть к жизни или где искать новые, живые.
Искренность не имеет ничего общего с говорением правды. Быть искренним – это быть в мире, в согласии с целым миром. Это значит этот мир простить и принять. На такой подвиг способны немногие. Поэтому настоящих поэтов так мало.
Но именно из таких Нина Юрьевна Искренко.
О ее жизни можно рассказать не так много. Биографии еще не писаны, а автобиографические строки в немногочисленных ее вышедших книжках скупы. Родилась в 1951 году. Окончила физфак МГУ. Родила двоих детей – старший сейчас в армии. Была членом нашумевшего в свое время московского клуба “Поэзия”. При жизни вышло три книги – “Или” (“Советский писатель”), “Референдум” (“Московский рабочий”, совместно с Ю.Арабовым) и “Несколько слов” (AMGA, Париж) – все в 1991 году. Печаталась в периодике, в коллективных сборниках в России и за рубежом, в самиздате. Еще несколько книг не издано. В семидесятых годах участвовала в движении клубов самодеятельной песни. После августовского путча стала членом Союза писателей России. Умерла 14 февраля 1995 года от рака после трехлетней болезни, пережив три операции.
бросая взгляды дольше долгого
в осенний изможденный сад
я проглотила 200$
Могла бы впрочем и 500
Эти строки написаны ровно за пять месяцев до смерти.
Стихи Искренко всегда неожиданны и парадоксальны. Я не знаю другого поэта, речь которого была бы столь осязаема. Ее не слышишь ушами, а чувствуешь кожей. Слова Искренко не произносит, а показывает, выставляет, вручает. Их не читаешь – на них натыкаешься.
Рыжий львенок и шампунь
и сапог на батарее
Весь пейзаж перевирая
из Ганновера в Пномпень
мчатся тучи И течет
сквозь звезду звезда другая
И на левом берегу я
и на правом берегу
Кажется, что она стихи не пишет, а лепит. Лепит, используя “весь спектр производимой на территории страны речи в интервале между матом и теософскими терминами”, как сказал один из ее друзей. “С поразительной дерзостью и свободой мешая французский с нижегородским и библейский с трамвайным”, “переходя от еле слышного шепота к шокирующей брутальности”, как писали другие.
Антигона
Девочка с приветом
Что ты замышляешь под гребенкой
Кто тебя ушиб бетонной стенкой
Ты же кончишь даже не стройбатом
“Вы считаете, что это поэзия?” – получила она записку во время одного из своих выступлений. “А вы считаете, что поэзия сегодня может быть другой?” – был ответ.
На фоне вспышек любовной страсти
идет-бредет ноябрь или кто там
Идет разразившись голодным матом
дубовый невиданный козырь крести
Искренко обладала поразительной способностью не укрываться от безумного бреда повседневной жизни, а обнажать его до последнего предела – для того, чтобы своей истошной любовью к миру укротить его и вопреки всему отыскать в нем правду и гармонию.
Много ли вы знаете людей, готовых добровольно отказаться от психологического комфорта?..
“Никто по-настоящему не нуждается в нашей поэзии, как обычно, – писала она одному из своих друзей, – но мы готовы жить в этом мире и любить его, пока есть кто-то еще кроме нас, кто-то еще, для кого мы можем что-то сделать, как будто мы делаем это для всего мира”.
Николай ВИННИК
чтоб лишний раз
обнять кого-нибудь кто откровенно дорог
кто этот шарф занюхает до дырок
и поднесет мне как буханку роз
через шипы таможен и гостиничный хаос
Через неделю через пару лет
через хребет Уральский или через
Великий океан где оголенный череп
земли сжимается при слове перелет
Я забываю шарф
А слава Богу не билет
Ну вот опять Приятно познакомиться Ать-два
/Американский бар забитый как трамвай
где извините-я-не-говорю-по-русски
я наклоняюсь к собеседнику и хаваю закуски
Я забываю шарф
А ты давай/
Я забываю шарф
Не лифчик не носки
а шарф изьеденный синдромом Клеопатры
чтобы обнять моих друзей
давящихся по капле
от маленькой застенчивой тоски
где я ежесекундно
забываю шарф
Идут дожди стабильные в убытке
Друзья несут мне золотые слитки
светящиеся сквозь
как окна в темноте
сквозь черный шарф
как шифр
шизофренический
Я забываю шарф как бумеранг
почти не чувствуя как он летит в тумане
Ты чувствуешь? Он там лежит
забытый в ванне
Любимый целомудренный отечественный шарф
Я забываю шарф чтоб не забыть
кого-нибудь колеблющего глобус
кто верен мне упорно как автобус
маршруту верен своему
Как людоед
инстинкту верен своему
Меня несет
свободный ум в свободную страну
Мой черный шарф Мой черный пистолет
стреляет в воздух в Президент-отеле
12345678 ба-бах
/молчанье на крови и горстка пыли/
Они забыли про меня Они забыли
Мне не вернули шарф
12345678
Душа моя болит
P.S.
Большая подборка стихов Искренко выйдет в журнале “Знамя” # 3 за 1996 год.
15 февраля в Музее Маяковского состоялся вечер памяти Нины Искренко. В нем приняли участие Андрей Вознесенский, Игорь Иртеньев, Юрий Арабов и другие.
Шарман, колдун!
Шарман, колдун!
А еще это была эпоха, когда за странные поступки человеку не торопились приклеить ярлык “ненормального”. Ведь некоторые такие поступки свидетельствуют о том, что в человеке просто просыпается особый вкус к жизни. Уходя в школу, Даня каждый день заглядывал в черноту под лестницу в своем доме и говорил: “Доброе утро, мамочка! Как ваше бесценное здоровье?” Разумеется, эта карлица-мамочка была его детской выдумкой вроде Карлсона. А все его милое фантазирование проистекало оттого, что ему мало было мира видимого, материального. Он был ему мал, скучен, тесен.
Его псевдоним ХАРМС – это ведь “шарм”-“околдовывать”. Когда Даниил вырос, он захотел, чтобы его звали не по папе – “Ювачев” и не по маме-“Колюбякин”, а Даниил – Колдун, Чародей. Он вырос и забрал свою эпоху с собой. Он думал, что и в Ленинграде на улице Надеждинской ему будет позволено всю жизнь фантазировать и колдовать. Думал, что ему будет позволено всю жизнь провести в кресле-качалке, поглядывая в окно и покуривая трубочку. Дружить с Николаем Заболоцким, Николаем Олейниковым, Борисом Житковым. Носить чудаковатый костюм, похожий на костюм Шерлока Холмса: брюки – гольф, шапочку с длинным козырьком… Думал, что ему всю жизнь будет позволено играть на фисгармонии, которую он приобрел в какой-то комиссионке, на трубе и даже балалайке. Рассказывать друзьям, что он умеет летать… Как человек своей эпохи он, конечно, “прилетал” и на концерты симфонической музыки, обожал Баха и Моцарта. И сам был похож на птицу – тем, что любил петь и много пел. Знал он песни веселые. А как же! Например, песни английских пиратов, которым научил его Маршак. И, конечно, грустные песни, которые слышал от отца, в молодые годы народника, побывавшего и в тюрьме, и на каторге. Слух был, говорили, у птицы Хармса абсолютный. И в этом, кажется мне, заключается одно из главных очарований его детских стихов. Их можно петь. В каждом из них своя мелодия. Другое очарование… А впрочем, те, кто стихи Хармса читал, и сами могут об этом рассказать. И о кукушке, которая “сквозь очки глядит на север”, и страшную историю о мальчишках, которые, чтобы спасти свою жизнь, вынуждены были поделиться булкой с собакой, вы тоже знаете. И о трех друзьях – Фадееве, Налдееве и Пепермалдееве, “с ключом на носу”, которые зачем-то зашли в дремучий лес и потерялись в нем навсегда.
Хармс думал, что его эпоха продлится так долго, как ему самому захочется. Он ошибся. Вероятно, кто-то поспешил передать куда следует о его мечте – остаться со Сталиным один на один в пустой комнате в борцовских костюмах: Даниил любил цирк. И человека-птицы не стало…
Еще лет десять назад, когда о репрессиях вспоминали с опаской, творчеству Хармса трудно было дать окончательную оценку. Теперь четыре года до окончания столетия, и спросите себя: “Кого из детских поэтов можно было бы назвать ярким украшением уходящего века?” Думаю, что Хармса можно…
Ирина РЕПЬЕВА
ПОЮТ ПЕТУХИ
Я все о своем, все о своем –
знаешь, когда поют петухи?
Перед рассветом,
перед дождем,
перед весной
поют петухи.
За полночь выйду
в снег, в тьму…
Спит мое счастье
в теплом дому.
Снег под ногами
летит, свистит,
в черном разводье
звезда блестит…
Хорошо, что пурга,
хорошо, что звезда,
хорошо, что не ходят сюда
поезда,
что до самого неба –
леса, леса,
что случаются все-таки
чудеса!
Где-то далеко запел петух, –
наверно, сейчас около двух.
Снега глубоки,
ночи глухи,
наверно, к весне
поют петухи.
Вероника ТУШНОВА
Закладка в книге
Мне сын рассказывает сон.
Там серый ослик, старый слон,
И мотылек – цветной флажок,
Который крылышки обжег.
Мне сын рассказывает сон.
Он – всем опора и заслон.
Тому подмога мой сынок,
Кто робок или одинок.
Мне сын рассказывает сон.
Он ясно помнит тихий звон.
Он ясно видел слабый свет –
Такие снятся сны в пять лет.
Мне сын рассказывает сон!
Мне, слава Богу, верит он.
Я растолкую и пойму,
Зачем приснился сон ему.
Мне сын рассказывает сон…
Не по земле шагает он.
А по пустыням и по льдам –
Как будто по моим следам.
“В моем поколении людей, пишущих стихи и поющих, почему-то оказалось очень мало… Я по-своему очень переживала это, мне было одиноко. Моим эшелоном среди поющих стали люди старшего поколения – меня до сих пор смущает и трогает то, что многим из них я говорю “ты”.
Есть у меня одно наблюдение. Может, наивное. Но кажется мне, что те, кто рожден в 56-57-м годах – такие, что ли, последние шестидесятники, – хоть чуть-чуть да ухватили воздух и атмосферу тех живописных лет. Видимо, и рождены, и зачаты-то мы уже были в пору раскрепощения, ну а потом уже втянули детские наши ноздри нечто важное из того воздуха. И вот получилась тоненькая шеренга последних шестидесятников”.
Вероника ДОЛИНА “Воздухоплаватель”
Поздравляем Веронику Аркадьевну с юбилеем!
Поздравляем Веронику Аркадьевну с юбилеем!
Комментарии