search
main
0

Я вышел играть для других

Художественный опыт

Самая сложная проблема, которая стоит перед любым человеком, – это проблема выбора, самоопределения и адаптации в окружающем мире. А для ребенка проблема выбора часто превращается в неразрешимую задачу. Каждый человек уникален, только надо открыть уникальность в себе. Поиск и открытие уникальности каждого – новая традиция, которую мы сумели воплотить в образовательном пространстве школы №1748 «Вертикаль» посредством театральной педагогики. Учитель – режиссер, урок – творческий продукт, репетиции и спектакли – драматическое поле взаимодействия ученика и учителя. Театральные практики и приемы, актерско-режиссерские тренинги стали частью этого творческого пространства.

Сценарий урока – сценарий режиссера

В практике уроков литературы в новом педагогическом классе реализован такой прием, как «сценарно-режиссерский ход» – образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий урока. Для таких уроков выбирается образ, который наиболее ярко раскрывает тему в соответствии со сценическими способностями класса. При этом сценарный ход выражается в трех «образах»: декоративном, музыкальном, игровом. Цикл уроков, например, по роману И.А.Гончарова «Обломов» был объединен одним образом – веткой сирени (она проходит красной нитью через все этапы любовных отношений главных героев – Ильи Обломова и Ольги Ильинской) и музыкой (их любовь цвела, «пока она звучала в Сasta diva, носилась в запахе сиреневой ветки»). На разных этапах изучения материала звучат аудиозаписи мастеров художественного слова, дается анонс театральных постановок, киноверсий. В процессе восприятия художественного мира у учеников возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. Через работу с художественным образом ученики входят в пространство культуры, в пространство романа.

Сценарное мастерство

Театральная постановка начинается со сценария. Как написать сценарий для спектакля, игры? Как написать речь для публичного выступления? Этому мы учимся на практических занятиях факультатива «Технологии театральной деятельности». Художественный опыт в сочетании с умением сочинять истории – первый шаг к написанию сценария. Второй шаг – подбор и отработка материала. Третий шаг (самый сложный, кропотливый) – освоение правил и способов сценарного мастерства. Учеников-сценаристов немного, это авторско-редакционная группа, которая создает сценарий, редактирует тексты, а также пишет собственные тексты: поэтические, публицистические, тексты конферанса.

Различные театральные практики активно применяются и на уроках русского языка. Это творческие практикумы. На таких занятиях речь идет не только об использовании отдельных инструментов сценарного мастерства, но и о создании оригинальных текстов, текстов новой формы: арт-буков, инфографики, комиксов, лонгридов, буктрейлеров, рекламных текстов, постов для соцсетей. Разноплановая работа с текстом формирует сознательное отношение к языку как духовной ценности.

Репетиция – спектакль

Еще одна сторона школьной жизни, где стираются любые грани и все участники действия представляют собой единый механизм, – репетиции перед спектаклем. Процесс создания театрализованного представления таит в себе широкие возможности для коллективного развития: идейного, эстетического, художественного, физического. И все эти составляющие неразрывны, неразделимы. У нас свои правила игры: в репетиции все принимают участие, а не только те, кто занят в данной сцене, после репетиции проводится рефлексия – обстоятельный анализ работы каждого участника. «Играть по-взрослому» запрещено, репертуар соответствует возрасту. Главное условие – взаимодействие в сценическом пространстве, доверие и уважение друг к другу, общая ответственность. Наш коллектив принял свой закон: нет главных и неглавных участников, нельзя утверждать, будто исполнитель главной роли более значим, чем тот, кто отвечал за музыкальную часть или техническое обеспечение. Распределение учеников по группам происходит по желанию и способностям: монтировочная, бутафорская, осветительная, реквизиторская.

Добровольность и заинтересованность в общем результате не создают проблем в распределении ролей, которые могли бы породить обиду друг на друга, распри и мелкую зависть. Все понимают свою нужность, чувствуют важность своего вклада в общее дело, потому что оно становится своим. Именно при таком отношении может получиться хороший спектакль.

Подготовительный процесс включает в себя следующие театральные дисциплины: актерский тренинг, сценическую речь, сценическое движение, вокал. Чтобы сыграть роль, нужно верить в то, что делаешь, идти от простых форм к более сложным. Появляются утверждения «мы и зрители», «мы готовим представление для зрителей», «я вышел играть для других».
То есть начинается работа не напоказ, а работа, в которой очень важен результат.
Происходит открытие себя: я умею говорить, танцевать, петь, я вижу мир вокруг себя, этот мир живет во мне.

Для учеников театральная игра – всегда отождествление себя с персонажем. Для одних это возможность прожить ситуацию, которую они не могут или боятся прожить в жизни. Для других это опыт публичного общения сразу со многими людьми, выработка уверенности в себе, в своей значимости, опыт самоценности, полученный в общении с другими людьми. У нас непрофессиональный коллектив, участники – обычные ребята, желающие раскрыть свой актерский потенциал на школьной сцене. Наш театр дает возможность играть всем, некоторых ребят мы специально приглашаем в спектакль с целью преодоления психологических, социальных барьеров. Недостатки превращаются в достоинства. Сплав эмоционального отклика, сопереживание, сочувствие воспитывают душевную чуткость.

Вместе с тем спектакль с финальными поклонами, цветами и аплодисментами не должен быть единственной целью. Акцент делается не на успехе, а на том труде, который вложен в создание спектакля. Премьеры наших постановок ждут! В нашем репертуаре разные спектакли: детские, литературные, военные, о любви, календарные. «Его зовут Сергей Есенин», «Двенадцатая ночь», «Алые паруса», «Мир на земле», «День Уника», «Дневники Деда Мороза» – постановок много.

В школе особый зритель: учителя, ученики, их родители, приглашенные гости. Спектакль ничем нельзя заменить, потому что он создает яркое, красочное мироощущение, несет положительную энергетику, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений.

Как закономерный итог кропотливой работы чувство гордости за свою школу, желание новой встречи, ощущение счастья. И, конечно же, особая атмосфера дружбы, единения.
Системное обращение к театральным практикам открывает новую образовательную среду.
Новому педагогическому классу овладение театральными практиками позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.

Эвелина ГОРБАНЁВА, учитель русского языка и литературы, режиссер школы №1748 «Вертикаль»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте