«Увезу тебя я в тундру», «Не надо печалиться», «Мой адрес – Советский Союз», «Багульник», «Там за облаками», «У деревни Крюково»… Эти песни были записаны ВИА «Самоцветы» много лет назад, но до сих пор они звучат по радио и с телеэкранов, их напевают киногерои и даже мультяшные персонажи. Кажется, что эти песни знают все. Они давно стали народными. За плечами «Самоцветов» сотни гастрольных поездок и тысячи концертов, миллионные тиражи пластинок. И любовь слушателей, которая принесла им славу и популярность. А совсем недавно этот ансамбль отметил 35-летие творческой деятельности. Сегодня нашими гостями станут заслуженный артист Российской Федерации вице-президент Международного союза деятелей эстрады и бессменный художественный руководитель ВИА «Самоцветы» Юрий Маликов и солистка этого ансамбля Елена Преснякова.
– Говоря об особенностях творчества «Самоцветов», хотелось был отметить своеобразную манеру исполнения песен. На мой взгляд, все дело в необычной партии бас-гитары. В 90-е годы эта партия бас-гитары ушла. И группа слегка потеряла популярность. Это действительно так?
Ю.Маликов: Каждые пять лет в музыке появляются некие новые тенденции, новые веяния. И когда я создавал ансамбль, мне казалось, что выше музыки «Битлз» ничего нет. Я не поклонник «Роллинг стоунз». Мне очень нравился соул-мюзикл, и в то время был очень популярен певец Том Джонс. Я побывал на его концерте и запомнил партию бас-гитары. Мне хотелось так же играть. Когда мы встретились со Славой Добрыниным, наши мелодии хорошо ложились на эти партии. Потом сменилась мода. Пришел более активный стиль диско, который подразумевает другую партию, другие барабаны. Вот песня «Снежинка». Здесь характерна эта партия баса. Или песня «Верю в любовь». Потом появилась песня «Все, что в жизни есть у меня». И опять совершенно другой ритм. То есть, как только менялась музыка, менялась форма. Прошло еще какое-то время, наступила эпоха «Миража» и «Ласкового мая». Сегодня наши дети из группы «New Самоцветы» ищут новый стиль. Они совсем по-новому исполнили нашу песню «Али-Баба». Поэтому меняется партия баса, и я уже себя не представляю с бас-гитарой. Теперь уже чаще тянет к тому, с чего я начинал, а начинал я с джазовой музыки. Опять хочется вернуться в ту музыку и играть то, что сидит внутри. Я бы сейчас играл в симфоническом оркестре, если бы была такая возможность. Меня все время приглашает мой друг, директор «Виртуозов Москвы» Гриша Ковалевский. Он со Спиваковым создавал этот уникальный коллектив. Мне удалось сыграть с Башметом.
– В 70-е годы на ваши концерты приходило более десяти тысяч народу. В то время среди тех групп, которые тогда работали на советской эстраде, вы были самыми правильными. Расскажите, насколько трудно приходилось ладить с цензурой и бывало ли так, что вы наступали на горло собственной песне?
Е.Преснякова: Как-то мы готовились ехать в Италию на празднование юбилея газеты «Унита». Сделали большую композицию из политических песен всех стран. Взяли и «Интернационал». Помнится, мы все стояли в маленькой комнате для прослушивания и жутко боялись, что, прослушав нашу программу, ее не пропустят. Но было хорошо.
Когда мы начали работать в Италии, то никто не знал, кто мы и откуда. Мы не делали никаких вывесок. Когда приходили итальянцы на пресс-конференции, то спрашивали, почему итальянские певцы поют песни на русском. Когда дошло дело до политических песен и особенно до «Интернационала», я впервые ощутила, насколько эта песня популярна и почему-то не у нас. Что там творилось, когда мы начали ее исполнять, зал пел вместе с нами на своем языке! Вдруг вижу, заходит один панк с огромным гребнем в красном галстуке. Подумала, как бы чего не выкинул. Но когда мы запели, он так же, как и все, подпевал. И уже на следующих концертах мы ждали этой песни, потому что знали, что все эти люди сейчас все забудут и вместе с нами запоют. Это было какое-то единение, это было потрясающее ощущение.
Песни того времени и сейчас мы исполняем. Нас и сегодня с ними хорошо принимают. Это прекрасно, когда тебя ждут. Только выходишь на сцену, а люди ждут. У нас часто половина времени уходит на фотографии и автографы.
– Случалось ли на ваших концертах что-то необычное?
– В Питере был случай. Прибегают после концерта ко мне за кулисы бабушка с внучкой. Маленькая такая. Говорит нам, как она нас любит. Нам говорят сегодня: «Будьте здоровы!» А я всем отвечаю: будьте здоровы вы, и тогда и у нас все будет в порядке.
Ю.Маликов: Я бы хотел добавить. Недавно был юбилей одного человека, ему исполнилось 90 лет. Прошло время. У меня был день рождения. И он мне звонит и поздравляет с днем рождения и говорит: «Я вырос на ваших песнях».
– Сколько певцов прошли через «Самоцветы»? Я знаю, что в свое время в вашем ансамбле работал Владимир Винокур. Он тоже исполнял песни?
Ю.Маликов: Дело в том, что Володя Винокур закончил отделение музкомедии ГИТИСа. Он учился вместе с Лещенко. И его определили стажером в Московский театр оперетты. Летом 1975 года он поехал на гастроли по Дальнему Востоку. Руководитель этой группы мне позвонил и сказал, что знает очень интересного человека, который был бы интересен и мне. Я спросил его: «А что он делает?» А он за кулисами хохмит. Винокур мне позвонил, и я пригласил его на репетицию. Он думал, что я его пригласил певцом, а мне нужен был человек, который пародировал бы других и вел концерты. Я хотел, чтобы такой человек был в ансамбле. А Володя сначала думал, что я его взял как певца. Он полгода ждал, что я переведу его в ансамбль.
Мы ему написали номер-пародию, где он пел как Сличенко, Магомаев, Высоцкий. Пришли на концерт в Олимпийском комитете перед Новым годом. Люди сидят, думают о фуршете. Поем минут 30-40, а аплодисментов ноль. И тут вышел Винокур, он забыл все слова, все перепутал. Его так принимали, долго не отпускали, аплодировали. А ведь никто его не знал. И именно на этом концерте он почувствовал себя пародистом. Потом он стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. Из него получился уникальный пародист.
– А сколько людей вышли из ансамбля?
Ю.Маликов: Если учесть, что каждые пять лет менялись музыка и исполнители, я думаю, что известных исполнителей около 20. Очень часто пишут, что Алексей Глызин вышел из ансамбля «Веселые ребята», а он четыре года был солистом нашего. Ему было 18 лет, когда он пришел к нам. До этого работал в ресторане «Вильнюс». Я туда случайно заехал и услышал его.
Случайно к нам попал и Володя Кузьмин. Мне позвонили из оркестра Гараняна и сказали, что каждый день к нам приходит на фирму «Мелодия» мальчик и просится, чтобы его устроили на работу. Я туда заехал, а он там сидит на скамейке. Пригласил его на репетицию. Он был студентом первого курса музыкального училища. Недавно Кузьмин мне позвонил и напомнил эту ситуацию и сказал, что помнит свои первые шаги в «Самоцветах»: «И если бы не вы, я, может быть, вообще не был бы артистом». Первая аранжировка, которую он сделал, была к песне «Погода разгулялась», она была такая оригинальная. А он страшно боялся. Он мне говорит: «Я не умею делать аранжировки». Я посоветовал: «Начни». Он придумал флейту, гитару под балалаечку. А потом стал петь.
У нас работали очень многие замечательные артисты. Кто-то вырос и стал популярным, а кто-то нет. Например, Миша Плоткин работал у нас администратором, а потом он стал создателем ансамбля «Лейся песня». Миша Ширвинд у нас был просто грузчиком, а потом мы его повысили, сделали осветителем. Его исключили из института, позвонил папа Шура и попросил, чтобы его мы взяли рабочим сцены. Михаил целый год таскал тонны аппаратуры.
В конце 70-х – начале 80-х вся страна напевала и ныне любимые песни ансамбля «Самоцветы». Композиции «Как прекрасен этот мир» и «Все, что в жизни есть у меня» звучали практически изо всех окон. Название этой группы сейчас ассоциируется с вечно молодой Еленой Пресняковой. Эта энергичная и неунывающая женщина не только создала крепкую семью, вырастила талантливого сына – Владимира Преснякова – и стала превосходной бабушкой внуку Никите. Елена Преснякова сумела сохранить в себе неуемную жажду жизни и умение радоваться каждому дню. При этом она совершенно не считает свой талант радостно жить чем-то особенным и охотно соглашается поделиться своими секретами любви к окружающему миру.
– Какое качество в себе цените?
– Не умею врать. У меня это врожденное.
– В чем секрет неугасаемой популярности коллектива?
– Вы знаете, сначала я не хотела возвращаться в коллектив. Как раз родился Никита. Потом они его забрали. Мне стало нечего делать. Володя говорит: «Иди, работай. Смотри, а то состаришься». Я дружу со всеми. Ребята называют меня «мать Тереза». Вы знаете, с возрастом ты ценишь любого человека.
– Елена, что вы цените в тексе песен?
– Те песни, которые мы поем, настолько романтичные, что за время исполнения проживаешь маленькую жизнь. У меня сейчас самая любимая песня «Багульник». Мы когда были недалеко от того места, где разбился Евдокимов, я смотрела на эти горы и пела эту песню. Пока мы ехали, мы прожили жизнь. Мне Петрович говорит: «Ну. Что сейчас за песни». Я ему отвечаю: Вова, сейчас время такое. Они состарятся и будут вспоминать те две строчки, с которыми будут связывать свое время. Сейчас очень много нормальных песен.
– Есть ли у вас советы, как поднять себе настроение?
– Я поднимаю себе настроение очень быстро. Ко многому отношусь с юмором.
Я человек энергичный. Например, сейчас я участвую в съемках новогоднего коцерта. Владимир Петрович – Леший, я – Кикимора.
– Удается ли общаться с друзьями?
– Я им всегда поднимаю настроение.
– А спортом занимаетесь?
– Нет, мне одной сцены хватает. Но я мастер спорта по художественной гимнастике. Сначала я пришла в балет. На меня посмотрели и сказали: «У вас же такая спортивная фигура, займитесь спортом». Я заревела. И меня в том же Дворце пионеров устроили в секцию. Я вообще не хотела петь, но получила травму коленки и надо было найти себе новое занятие. Вот тогда я начала петь. Пошла в хор. Все как-то неожиданно получилось.
Мне не нужно никакой зарядки. Я очень быстрый человек. Утром вскакиваю и мчусь умываться. И все бегом. Нужно движение. И уборка квартира – та же самая зарядка.
– А есть ли у вас хобби?
– Кроссворды. Можно было бы уже несколько квартир обклеить. Я читала, что они память укрепляют, но я пока не заметила.
– Музыка «Самоцветов» объединяет поколения?
– На нашем примере, я думаю, что да.
– Среди ваших песен, какая самая любимая?
– У меня это «Багульник». Я очень люблю лирические песни.
– Что бы вы пожелали читателям «Граждановедения»?
– Для меня Рождество самый главный праздник, а Новый год – праздник семейный. Хотелось бы просто мира в семье, в каждой семье. Мне кажется, что если так было бы, то воцарился бы у нас мир и достаток.
Комментарии