Герой России Сергей РЯЗАНСКИЙ, пожалуй, один из самых известных космонавтов в современной России. На его счету два полета в космос общей продолжительностью 304 суток 23 часа 22 минуты, а суммарная продолжительность 4 выходов в открытый космос – 27 часов 39 минут. Это первый выпускник МГУ, совершивший полет в космос, а еще первый в мире ученый – командир космического корабля. А еще, а еще, а еще… Кажется, что заслуги, титулы и звания руководителя Российского движения школьников (РДШ) Сергея Рязанского можно перечислять бесконечно. А нужно ли? В своем эссе, написанном специально для «Учительской газеты», он рассказывает о том самом учителе, который когда-то дал толчок к развитию его способностей. Читая его, сокрушаешься: ну почему этот самый Босс – Галина Анатольевна – не встретилась каждому из нас? Кто знает, где бы мы были сегодня…
Вдохновение – это особое состояние человека, когда его сознание наполнено душевными силами, а все мыслительные процессы двигаются в одном направлении. Благодаря вдохновению появляется желание творить и, как правило, быть полезным для общества. Одних вдохновляет музыка или литература, кто-то обретает силы, наблюдая за природой, а другим важно на примере реальной истории человека с горящими глазами стать немного лучше. Это большая удача, когда на жизненном пути встречаются такие энтузиасты. По-другому их еще называют мотиваторами.
Мне посчастливилось перенять любовь к своему делу именно у такого учителя и стать настоящим человеком.
Большое влияние на меня оказала Галина Анатольевна, руководитель нашего биологического класса в московской школе №520. Среди учеников у нее было имя Босс. Она была профессионально влюблена в биологию, но самое главное – она была личностью, которая интересовалась очень многим. Поэтому и ее ученики стремились узнать как можно больше в жизни. Она не только блестяще преподавала основы биологии, но и приобщала нас к насыщенной школьной жизни.
С утра и до вечера мы жили в школе: ставили спектакли (были даже постановки на английском языке), проводили поэтические вечера, писали статьи для научного журнала, который мы же и издавали.
Мы все пели бардовские песни, обожали русский рок. Особенно интересовались творчеством Высоцкого, Визбора, Макаревича и Шевчука. А еще мы постоянно путешествовали. По большому счету это было общечеловеческое культурное образование, которое сплотило выпуски всех биоклассов в некую общность. Мы были воспитаны на глубоком уважении к науке, литературе и музыке. Несмотря на нашу непохожесть, обожали одних и тех же поэтов, пели одни и те же песни.
Рядом с нашей школой на юго-западе Москвы находились биофак МГУ, два медицинских вуза и академические научно-исследовательские институты. Галина Анатольевна постоянно приглашала к нам серьезных ученых, погруженных в фундаментальные исследования современной биологии. Это был расцвет молекулярной биологии. Нам рассказывали, что такое ДНК, как работает рибосома на клеточном уровне. Благодаря выступлениям ученых мы первыми узнавали о самых горячих новостях из мира науки, жизни университетского сообщества.
Уникальным событием в нашей школьной жизни была биологическая практика. Именно на практике мы непосредственно изучали живые организмы.
В какой-то момент я увлекся пресноводными моллюсками. В поисках улиток мы с друзьями обследовали все канавы и ручьи.
Тогда в Подмосковье ситуация с улитками была удивительной. Когда у очередного любителя пресноводных моллюсков проходило увлечение, он просто выплескивал содержимое аквариума, и все это живое разнообразие расплывалось, расползалось по окрестностям. Нам попадались африканские, европейские виды, которые каким-то образом приспосабливались и выживали в наших климатических условиях. И это становилось объектом нашего научного интереса.
Во всех отношениях биокласс – это огромное сообщество, связанное узами дружбы, общих воспоминаний об исследовательских экспедициях. Благодаря инициативе Босса у каждого выпуска был свой день рождения, который потом становился днем встречи выпускников. Началось все с биологической практики на Белом море. Галина Анатольевна купила там большой деревянный дом, куда мы всем классом приезжали на практику. Девочки жили на первом этаже, мальчики – на чердаке. У нас было несколько лодок. Под присмотром старших мы выходили в море в поисках живности, необходимой для исследований. На суше сами готовили себе еду, чинили инвентарь, все это без помощи взрослых.
История дня рождения нашего класса связана с поездкой в деревню Ковда в Мурманской области. Там стояла небольшая хорошо сохранившаяся деревянная церковь XVI века. Кажется, она была самой северной деревянной церковью России. В 90‑е годы под видом реконструкции было принято решение ее разобрать. И тогда все наше сообщество биологических классов выступило с инициативой спасения этой церкви. Мы писали материалы, снимали репортажи, дежурили, чтобы реставраторы не начали свои «работы». Нам даже удалось привлечь внимание Анатолия Александровича Собчака к этой ситуации. В итоге церковь мы отстояли в день Николая Чудотворца, 19 декабря. Теперь это день рождения нашего класса.
В нашем классе учился 21 человек, 15 из них поступили на биофак МГУ. Мы все мечтали связать свою жизнь с наукой.
Но поскольку это были 90‑е годы, самое интересное и самое трудное время (ученые не нужны были стране), у нас было два выхода – уехать на Запад, где всегда востребованы российские ученые, или стать бизнесменами. Благодаря своему учителю я нашел уникальное место, где наука еще была впереди планеты всей.
Я выбрал космос.
В финале моего эссе хотелось бы сказать, что люди, которые любят свое дело, заражают своей любовью, толкают на новые свершения и делают нас счастливыми. У них горят глаза, и они являются для нас лучшим примером.
Комментарии