Все люди рождаются талантливыми, только вот судьбы складываются по-разному. Избрать путь учителя решается далеко не каждый. Ведь это призвание, призыв, вечное беспокойство, нескончаемые сомнения, необыкновенная требовательность к себе. На дворе XXI век, а мамы и папы, как и 10, и 20 лет назад, пугают будущего школьника: «Вот пойдешь в школу…» Неужели ничего не изменилось и школа по-прежнему ассоциируется с наказанием и сухим обучением? Как сделать так, чтобы слово «педагог» стало символом доброты и требовательности, терпения и отзывчивости. Чтобы ученик, придя ко мне на урок впервые, почувствовал себя уютно и легко. Ведь так часто приходится видеть детей, которых с первых же дней учебы угнетает мысль, что они будут учиться долгих 11 лет.
Оглядываясь вокруг, еще и еще раз убеждаюсь: меньше всего результатов дают ворчливые нравоучения, которыми мы, увы, нередко грешим. Но ведь чтобы воспитывать, надо самому иметь чистую душу. Личная культура учителя обязательно сказывается и на его работе. К культуре отношу и эстетические запросы. Не представляю себе творческого человека без живейшего интереса к литературе и искусству.
Подлинно художественное произведение будит в человеке чувства и мысли. Есть немало классических произведений, совершенных по форме и содержанию, которые находят отклик в душе каждого: репинские «Бурлаки», «Письмо запорожцев турецкому султану», «Не ждали», понятны человеку любого уровня и не нуждаются в комментариях.
То же относится и к музыке. Я не знаю человека, которому не нравился бы Первый концерт Чайковского. Современному учителю должны быть присущи широта взглядов, глубокая образованность, знание проблем современной науки, интерес к различным отраслям знания.
Некоторые думают, что талант – это дар и человек, наделенный им от Бога, может без особых усилий, по одному только наитию совершать открытия, воспитывать и обучать – словом, творить чудеса. Но талант – это прежде всего труд, умноженный на терпение. Посмотрите на рукописи Пушкина и Толстого, на эскизы Репина. Сколько вариантов фраз, поисков слова, сколько этюдов и проб!
Действительно, три пути ведут к познанию: путь размышления – это путь трудный, путь подражания – самый легкий, путь опыта – самый горький. Но я выбираю третий.
Марина ДАЧЕВА, учитель математики СШ №3 аула Джерокай, учитель года Адыгеи-2005
Комментарии