Кто больше учителей страдает от бесконечной усталости, бесчисленных школьных проблем? Кажется, никто.
А на самом деле есть такие: их ученики.
Потому что свои взрослые проблемы, накопившуюся усталость или раздражение от очередного директорского разноса педагоги порой неосознанно выплескивают на них…
“Обижаете? А мне не больно!..”
“Да вы тут все сексуально озабоченные, проститутки, хамы и сволочи…”. Кто мог заслужить эти страшные обвинения из уст пожилой учительницы? Догадались? Обычные девятиклассники.
Услышав такое, те отправились к директору.
– Вы еще пороху не нюхали, а уже свои порядки устанавливаете. Учат вас уму-разуму, так благодарите, а не жалуйтесь, – ответила она.
Родители и школьники, не желающие быть в роли униженных и оскорбленных, звонят по телефону “горячей линии” Краснодарского территориального центра социальной помощи семье и детям.
– В коррекционном 7-м после уроков классной руководительницы у одного ухо болит, у другого – синяк на теле. У другой учительницы тоже оказалась необычная методика воспитания: ставит ученикам двойки… на лбу, – делятся они своими бедами.
Семиклассница еще одной школы боится идти на занятия, потому что учительница русского языка третирует ее из-за небольшого дефекта речи, с которым девочка пока не может справиться. На жалобу родителей директор ответил:
“Ваша дочь преувеличивает. В нашей школе ничего подобного не было и быть не может”.
…Кто из учеников может похвастать тем, что в его школе преподаватели не кричат на весь класс? Кто не слышит постоянных упреков и угроз?
Специалистов центра больше всего пугает, что все эти виды психологического насилия становятся привычными и взрослым, и детям. Взрослые его не осознают и обычно отрицают, искренне веря, что вели себя нормально.
А дети… зачастую даже и не понимают, что так не должно быть. Они настолько адаптируются к оскорблениям, что им уже не больно от психологического насилия.
– То, что в моем школьном возрасте было обидным, из-за чего мы переживали и утешали друг друга, теперь у многих не вызывает эмоций, – удивляется зам. директора центра Тамара Лычова.
“Сгорание” учителя
Недавно директор одной из краснодарских школ пригласила психологов поработать с учителями.
И первое знакомство – анонимное анкетирование – превзошло все ожидания. Оказалось, треть педагогов идут на работу без всякого желания, не хотели бы никого видеть и ни с кем общаться. А если бы была возможность, сменили работу.
Это – степень крайнего переутомления, безрадостного зарабатывания денег ради куска хлеба.
Треть педагогов находились на грани эмоционального сгорания.
– Стало ясно, что срывы происходят часто, но, что самое грустное, не осознаются педагогом. Он всегда прав, такова его позиция, – рассказывает Тамара Даниловна. – И когда пытаешься объяснить, что в данном случае он не совсем корректно ведет себя с детьми, он возражает, поскольку считает свою позицию совершенно правильной. И здесь мы уже можем говорить о психологической деформации.
– То есть он не понимает, что сорвался?
– Конечно, нет. И потом, говорить педагогу, что он неэтичен по отношению к детям, мы не имеем права.
На первом занятии плакали все. Психолог попросила рассказать о своем состоянии в этот момент. И достаточно замкнутые в коллективе учителя стали говорить, почему им плохо в последнее время. Причем главными оказывались даже не материальные проблемы, а семейные и школьные – с детьми и коллегами.
Помоги себе сам
Может быть, без решения всех материальных, социальных проблем, учебных перегрузок ничего иного и ожидать не приходится. Но при такой же низкой зарплате и высокой нагрузке другие коллеги в этой же школе продолжают вести себя сдержанно и любить детей. Значит, можно постараться помочь себе даже в сегодняшних невыносимых условиях. И психологи анализируют основные причины срывов.
– На первом месте – личная неудовлетворенность собой. “Я сама себе не нравлюсь и никому об этом не скажу, потому что мне больно говорить об этом. Вижу свое отражение в зеркале и не люблю его, – объясняет заведующая отделом экстремальной психологической помощи Центра Лидия Кичкарь. – И бессознательно эту нелюбовь, ненависть я выливаю на детей – самую удобную публику, безропотную и беззащитную”.
У многих появляется чувство загнанности в клетку. Когда находишься в жестких условиях: в семье не ладится, на работе чего-то требуют, близких нет. Часто эти две ситуации совпадают: я себя не люблю да еще жизненные условия загнали в клетку – все это вызывает тревогу и депрессию. Отсюда ответы в анкетах: “Я ничего не хочу: входить в класс, видеть детей”.
Мы начинаем работать с человеком, не называя проблемы. Говорим о высокой стадии напряжения. И с этой напряженностью – со стиснутыми зубами – учитель входит в класс. Представляете? И детям даже ничего не надо говорить: происходит невербальный контакт, ведь мы знаем, что на восемьдесят процентов у нас тело считывает информацию со своего собеседника и только на двадцать процентов работают глаза и уши. И когда он, такой зажатый, заходит к детям, им все передается.
Личностная неудовлетворенность в разной степени присутствует у всех. И мы всем предлагаем очень простой тренинг. Утром встал у зеркала, и первое, что нужно сделать, – улыбнуться себе самой легкой улыбкой для снятия эмоционального напряжения на весь день. И учим сохранять эту внутреннюю улыбку постоянно. Как бы ни был агрессивен собеседник, на какой бы ковер вас ни вызывали, должна оставаться внутренняя улыбка.
– А что делать с неудовлетворенностью?
– Очень много пишет об этом американский психолог Луиза Хей.
Представьте, что вы совсем крошечный ребенок, посадите его на ладонь, посмотрите, в каком он состоянии, утешьте, согрейте своей любовью. И уже можно спокойно жить дальше, даже если рядом нет психотерапевта. Нужно только желание что-то делать со своим состоянием. Если человек сам не захочет изменить ситуацию, никакие специалисты ему не помогут.
А если и дальше продолжать жить, ничего не меняя, наступает следующая стадия – истощение. Как скорпион поедает сам себя: мне плохо, но я ничего не сделаю для того, чтобы было лучше. И кто виноват? Дети, ведь им так легко раздавать подзатыльники! Дети в школе. Поэтому мы говорим о педагогическом насилии. А у самого учителя постепенно наступает психологическое истощение, которое мы называем эмоциональным сгоранием.
– Как еще можно себе помочь?
– Есть такая позиция – эмоциональная отстраненность. В любую происходящую сейчас ситуацию мы можем “включиться”. Если на меня наорали – ответить тем же или расплакаться, хлопнуть дверью и кинуть заявление на стол. А можно мысленно создать дистанцию между собой и происходящим, понимая и сочувствуя себе со стороны. Этому мы теперь учим педагогов.
Стоит помнить, что всегда во всех конфликтах превалирует неудовлетворенность собой. Если человек собой доволен, он никогда не позволит, чтобы ситуация, которая складывается в диалоге, ему причиняла негатив или боль, потому что он себя любит и сделает так, чтобы окружающие тоже относились к нему с пониманием.
…В школе, проявившей инициативу в получении психологической помощи, занятия со специалистами центра длились полгода. Под конец все стали спокойнее, выдержаннее, благодарили за помощь, просили весной повторить курс.
Но пошли на общение с психологами только треть из ответивших на анкеты и далеко не все из тех, кто уже был “на грани”. Кто-то оказался не готов, кто-то, видимо, предпочитал жалеть себя, но не хотел предпринимать усилий для перемен.
Опыт получивших квалифицированную помощь, а еще больше тех, кто пока остался зажат тисками своих проблем, показывает, насколько необходима серьезная психологическая служба в каждой школе. А единственный школьный психолог, конечно, перегружен работой с трудными детьми, классами, неблагополучными семьями. Об учителях ему и вспомнить некогда.
– Если бы хоть одно поколение взрослых прожило с оглядкой на то, что никто из них не имеет права причинить боль маленькому существу, мир бы изменился, – взволнованно говорит Лидия Ильинична. – Сделать хотя бы месячник, ну неделю, ну день, когда каждый взрослый станет вести себя с детьми дома и в школе так, как хотел бы, чтобы обращались с ним самим. Моя голубая мечта – один такой день провести по России.
Любовь СУСЛОВА
Краснодар
Комментарии