Инесса Владимировна Сорина – потомственный психолог. Среди коллег она пользуется репутацией человека, который умеет уладить самую конфликтную ситуацию. Многие годы занимается темой воспитания свободной личности. Несколько лет Инесса Владимировна преподавала граждановедение в московских школах. Сегодня кандидат психологических наук Инесса Сорина рассказывает об этом своем опыте.
– Инесса Владимировна, вы по специальности психолог, кандидат наук, преподавали в вузах и вдруг согласились вести в школе новый для вас предмет – граждановедение. Почему?
– Мы живем в эпоху, от которой действительно зависит наше будущее, и не только от того, как продвинутся экономические реформы, но и от того, какого человека мы сегодня созидаем. Станут ли ребята, которые сейчас сидят за партами, простыми обывателями, надеющимися только на государство, родителей, пока они живы, или же они вырастут активными гражданами, полагающимися только на себя. Так вот, сегодняшняя миссия учительства состоит в том, чтобы воспитать именно таких энергичных, деятельных, ответственных граждан, а отнюдь не иждивенцев, какими привыкли мы все в прошлые годы воспитывать своих детей. Именно поэтому, сознавая свою ответственность и свои возможности, учитывая опыт психолога, я поняла, что смогу помочь школе в воспитании самостоятельной, активной, умеющей постоять за себя личности.
Дважды я вела граждановедение в двух московских школах, намерена взять этот предмет в будущем учебном. Да и сейчас часто прихожу на уроки. Я вообще уверена, что темы, связанные со становлением личности, и некоторые другие лучше вести психологам либо вместе с учителем граждановедения.
Чтобы жить в демократическом обществе, нужно глубоко осознавать, что требуется от каждого человека. Дети уже в младших классах должны понять, что для создания свободного общества каждый должен ощущать свою личную ответственность за то, что происходит в стране, что правда важнее лжи, что все должны стремиться к добру и справедливости, а не к жестокости и насилию.
– В таком случае вам приходилось, видимо, влиять не только на ребят, но и на учителей других предметов, а возможно, и на администрацию?
– Да, конечно. Что же касается администрации, то перед теми школами, куда меня приглашали, я ставила свои условия и предлагала совместно создать справедливую школу.
И вот мы все вместе создаем ее, насколько это возможно, конечно, в тех или иных условиях. Детям мы сообщаем, что справедливая, хорошая школа та, когда учителя и администрация учитывают все потребности учеников (разумеется, в разумных пределах). Все проблемы мы решаем вместе с детьми и родителями. А педагоги ко всем без исключения детям стараются относиться по справедливости, а если они поступили неправильно, то находят в себе мужество извиниться. В одном классе был такой случай. Мальчик учился плохо. Даже удовлетворительно ему ставили далеко не всегда. Однажды учительница математики, явно недовольная его плохим ответом, сказала: “Вот твоя мама утверждает, что я бываю к тебе несправедлива. Что же сейчас я должна тебе поставить, если ты из восьми примеров решил только два?”
“Будет справедливо, – сказал он, – если вы сегодня мне ничего не поставите. И тогда я постараюсь в следующий раз решить правильно уже четыре из восьми”. “Хорошо, – согласилась учительница, – я даю тебе шанс и не буду портить настроение твое и твоей мамы очередной двойкой”. И что же? В другой раз мальчик решил правильно пять примеров из шести и получил четверку. Удивительно, но было именно так.
Наше уважение к ребенку любого возраста возвышает его в собственных глазах, и он начинает, как и в этом случае, или продолжает делать успехи.
– Итак, одной из главных ваших задач в работе с детьми было воспитание свободной личности?
– Воспитать нравственную личность – это одна из основных задач школы. Личность, которая во всех своих поступках могла бы просчитывать как отрицательные, так и положительные последствия. То решение станет нравственным, если человек, принимая его, проявляет честность перед самим собой, перед другими людьми, если он создает основу доверия к себе и другим, если не причиняет вред остальным. Нравственная личность отдает себе отчет в том, что безразличие, равнодушие – это согласие со многими негативными явлениями.
Для воспитания ответственной личности я использую разные методы: игры, решения жизненных ситуаций, разрабатываю упражнения, которые даю под названием “Этика взрослой жизни”. Чтобы составить эти правила, надо ответить на такие вопросы: кого и что ценю я в жизни? Для кого и для чего живу? Что значит моя жизнь сегодня? Что она будет значить в будущем? Отражает ли мой нынешний образ жизни те принципы, которые я считаю самыми важными?
Есть еще вопросы, обращенные к сегодняшним школьникам: кем я хочу быть (через пять, десять, двадцать лет)? Какие способности у меня есть, чтобы стать таким? Какие препятствия могут возникнуть на этом пути? Что я собираюсь делать со своими возможностями и ограничениями? Как я буду развивать свои способности? Могу ли я освободиться от того, что мне мешает?
Хочу сказать, что эти практические задания помогают ребятам в формировании личности не меньше, а значительно больше, чем наши диалоги по поводу того, какой должна быть свободная личность. А потом, заметьте, отвечая на эти вопросы, подростки не подгоняют ответы под какой-то стандарт, они сами выстраивают собственное видение своего настоящего и будущего.
– Работая со всем классом, вам приходится много внимания уделять и каждому в отдельности, ибо только так можно воспитать, развить индивидуальность?
– Для достижения этого мне многое приходилось и приходится обсуждать с другими учителями, родителями ребенка. Воспитать человеческую индивидуальность одной школе не по плечу, и прежде всего потому, что очень нередко родители, не ведая, что творят, ломают эту индивидуальность, причем очень грубо, через колено. Один мальчик из моего восьмого класса был отличником по всем предметам. Родители хотели, чтобы он поступил на физический факультет МГУ, где когда-то преподавал его дедушка. И, кроме школы, Олег, так звали этого ученика, учился на курсах. Конечно, занятия и там, и здесь отнимали у него много времени. Но кроме того, мальчик-интеллектуал, как это редко бывает, увлекался еще и спортом, и в нем тоже имел значительные успехи. И вот его мама запретила ему ходить в гимнастическую секцию, играть в волейбол. “Хватит ему зарядки по утрам”, – сказала она. Но Олег ослушался, продолжал заниматься в секции, участвовал в соревновании. Мама, узнав об этом, закрыла его в комнате, чтобы он не попал на соревнование. У мальчика был нервный срыв. И вся эта история, как это нередко случается, могла закончиться довольно драматично: Олег в знак протеста даже обещал бросить школу. Наши беседы с мамой, папой, самим Олегом способствовали тому, что семейный конфликт был разрешен.
Вообще пользоваться запретами нужно очень осторожно. Надо объяснить ребенку и свои соображения, и выслушать его доводы. Можно привлечь к обсуждению третье лицо. Доводы должны быть не только логичными, но и при этом он должен видеть, что учитывается, уважается его мнение…
Если надежды ребенка на что-то рушатся, он становится непослушным, пытаясь отстаивать свои желания. Некоторые подростки выражают непослушание вспышками гнева, становятся агрессивными. Бывает, что агрессивность и непослушание сохраняются и во взрослой жизни. Такие люди могут как сумасшедшие носиться на машине, злоупотреблять спиртными напитками, переходить широкую магистраль на красный свет, невзирая как на собственное здоровье и безопасность, так и на здоровье и безопасность других людей. Они как бы мстят за то, что в свое время взрослые не учли их интерес, их потребность в чем-то. Про таких людей говорят: несостоявшаяся личность. Справедливости ради хочу сказать, что тут бывает вина не только родителей, но и учителей, которые очень часто, по разным причинам, не принимают во внимание природосообразность в воспитании ребенка.
– Многие, в том числе и педагоги, нередко даже преподающие граждановедение, утверждают, что законопочитание чуждо российским людям, что во все времена законы у нас нарушали, умело обходили не только простые люди, но и находящиеся у власти. Что вы думаете об этом?
– Говорить так, что нам не воспитать законопослушного гражданина, это значит не уметь, не хотеть анализировать наше прошлое, наше настоящее, не видеть, как довольно легко приживаются в демократической среде многие наши соотечественники. С другой стороны, отстаивать подобную точку зрения значит не желать, чтобы что-то менялось у нас к лучшему. И действительно, если не учить гражданскому поведению, не привить потребности отстаивать свои права, помня при этом о своей ответственности перед собой и перед обществом, мы и дальше будем оставаться во власти беспредела.
В тех школах, где я работала, мы считали очень важным для воспитания будущих граждан научить их самих составлять законы. Я предлагала старшеклассникам самим написать законы, скажем, об альтернативной воинской службе, о защите бездомных животных, о реабилитации беспризорных детей, об образовании среднем и высшем. Надо сказать, что подростки очень серьезно отнеслись к такому заданию.
Потом мы писали всей школой, включая родителей, правила нашей жизни. Обсуждали их по классам. Вносили поправки. Принимали на общешкольном собрании. И, как оказалось, детям гораздо легче выполнять правила, которые они предложили сами, даже самые жесткие из них.
Меня, как человека, причастного к гражданскому образованию, часто спрашивают, когда же у нас будет правовое государство, гражданское общество и будет ли вообще. Я отвечаю утвердительно, потому что вижу, как не похожи сегодняшние школьники на тех, которых мы учили 15-20 лет назад. Они более реалистичны, знают свои права и уже пытаются отстаивать их, а нам, людям старшего поколения, все это было неведомо. Они лучше представляют свое будущее, которое нынешним, даже молодым взрослым видится в тумане. Я очень надеюсь на школьников и студентов, которые через 10-15 лет придут нам на смену.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии