search
main
0

«Я волнуюсь, я тревожусь, я боюсь…». Как найти слова, чтобы выразить чувства?

На вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?» они обычно отвечают что-нибудь вроде: «Я думаю, что Валя не права». Русские дети вообще не осознают свои чувства. Об этом впервые говорил лет пятнадцать назад министр образования Геннадий Ягодин. Он тогда с горечью рассказывал об итогах сравнительного исследования русских и американских детей: насколько русские первоклашки превосходили американских ровесников интеллектуально, настолько же они были «темны» и не образованны в области понимания собственных чувств и потребностей, не могли найти слов и способов их точно выразить.

Нет ничего удивительного в том, что взрослые, родители и воспитатели, которым в годы их взросления говорили лишь о «чувстве глубокого удовлетворения» или «чувстве долга», и сейчас не понимают, что значит осознавать свои чувства, уметь их выражать. В школе давно появились психологи, рынок психологической литературы для родителей переполнен книгами о воспитании, но дети по-прежнему путают свои чувства, действия, мысли, ощущения, а родители по-прежнему не понимают, что детей нужно учить узнавать свои чувства по именам.

У замечательной писательницы в стиле «фэнтези» Урсулы Ле Гуин есть сказка «Волшебник Земноморья». В ней подробно описана «методика» приобретения учениками волшебной академии власти над душами растений, животных, камней. Юные волшебники, месяцами не выходя из библиотеки, заучивают списки из тысяч и тысяч слов – списки тайных имен. У каждого камня, каждого цветка, каждого зверя, помимо общеизвестного и научного названий, есть тайное имя. Знание его дает силу чародеям. Заметьте: не одно заклинание на все случаи жизни, все предельно индивидуально в этой сказке! Примерно тот же подход действует, когда мы имеем дело со своими чувствами.

Чувства даны человеку, потому что он человек. Нет ни одного чувства «грязного» или «глупого». Таковыми бывают только наши поступки. Ответственность за них возможно воспитать, только когда ребенок хорошо понимает разницу между поступком и вызвавшим его чувством. Можно чувствовать злость, негодование и даже ярость, но, только признав эти чувства, можно остановить свое агрессивное поведение. Известно, что на определенные чувства в нашей культуре существует негласный запрет: нельзя сердиться на маму, мальчикам нельзя испытывать страх, слабость, тем более демонстрировать их с помощью слез. Не только очень плохо себя ведут, но и часто болеют дети, в семьях которых существует запрет на отрицательные эмоции.

Именно поэтому, подобно ученикам волшебника, дети вместе с психологом или учителем начальной школы, любым взрослым могут найти «тайные имена» своих чувств, ведь названия эмоций в нашей культуре отнюдь не являются расхожими, часто употребляемыми понятиями.

Очень важно научиться по «ключам» определять, что же я сейчас чувствую. «Ключи» – реакции нашего тела. Сашенька говорит: «Когда я тревожусь, у меня потеют ладошки, а когда боюсь – по щекам пробегают мурашки». Света продолжает: «А у меня мурашки на спине, когда я волнуюсь, а когда боюсь – в животе бабочки крылышками щекотятся». И они всерьез обсуждают разницу между «волнуюсь» и «тревожусь».

Затем хорошо бы выучить как можно больше «тайных имен» своих переживаний, научиться различать оттенки и силу чувства. Это важно и для подростков, которые часто все сильные эмоции (а у них другие и не водятся) называют восклицаниями «чума!» или «…от блин».

Наконец, главное. Существует на свете Великий Закон. Прежде его знали тибетские монахи и йоги, теперь им владеют психотерапевты и некоторые мамы: чем больше силишься запретить какому-то чувству быть, тем больше оно увеличивается в размерах. Я запрещаю себе сердиться на этого человека, терплю, но от напряжения и недовольства собой количество гнева так разрастается во мне, что я могу лопнуть или взорваться от негодования. Запрещаю себе смеяться – начинаю прыскать от смеха. Делаю вид, что ничего не чувствую, а сила этого чувства лишь возрастает (это относится даже к чувству боли).

Есть только один способ подчинить чувство: опознать его, разрешить ему быть. На этом законе построено «я – высказывание» – сообщение от первого лица единственного числа о том, что человек чувствует. Иногда такие высказывания называют «волшебными заклинаниями». Их важно использовать, когда чувства переполняют тебя.

Чтобы научить детей не бояться говорить о своих чувствах, сначала нужно самому научиться это делать.

Опишите сначала обстоятельства, при которых возникало чувство: «Когда я увидела, что ты ешь немытое яблоко…»

Назовите, что вы почувствовали: «…Я встревожилась».

Разъясните: «…встревожилась, наверное, потому, что подумала: если заболит живот, мы не сможем завтра отправиться в цирк. А ведь мы ждем этого уже две недели».

Пока мы подбираем точное название чувства «со знаком минус», оно тает. Возмущение превращается в недоумение. Негодование – в тревогу. Тревога – в удивление: «Когда я увидела твою двойку по пению, я удивилась и подумала: как же мальчик с таким хорошим голосом, как у тебя, мог так расстроить учительницу?». «Когда ты перебиваешь мое объяснение, я раздражаюсь. Наверное, это из-за того, что теряю мысль. Пожалуйста, перестань это делать».

Дети, приученные говорить о своих чувствах, быстро перенимают эту ответственную и честную форму общения.

Наталья ДЯТКО, практический детский психолог, руководитель филиала центра помощи подросткам «Генезис»

Троицк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте