Леонид Бондарь – учитель русского языка и литературы лицея №23 Калининграда – победитель IX областного конкурса молодых педагогов, завершившегося в конце сентября. Леонид помимо основной работы занимается проектной деятельностью, ведет поэтической кружок и готовит команду знатоков для участия в турнирах «Что? Где? Когда?». Его поистине поэтическое эссе «Вода», представленное на конкурс, вызвало у зрителей и членов жюри бурю восторгов.
Вода – удивительное соединение. Она создает и поддерживает жизнь на Земле, формирует климат и погоду.Нет ничего лучше, чем в жаркий день искупаться в прохладном чистом озере. Или выпить горячего чая в зимний вечер, или просто сделать глоток воды после долгого выступления.А как нас восхищают брызги водопада, тихие заводи или живой бег горной речки! Нас радует шум морского прибоя, звук весенней капели, загадочная тишина уютной заводи. Мы с удовольствием дышим морским воздухом и навсегда запоминаем запах лесного озера.Для меня образование – это вода, которая насыщает, утоляет жажду знаний, позволяет смыть с себя пыль заблуждений. А как не вспомнить о мертвой и живой воде, о знании, которое может заживлять и воскрешать?Человеческий организм более чем на 50 процентов состоит из воды, и каждый день рекомендуется выпивать не менее двух литров жидкости. Если продолжать аналогию, получится, что в основе личности лежат знания, и мы должны постоянно пополнять этот запас, чтобы хорошо себя чувствовать.Вы, конечно, поняли метафору. Вода – это знание. А образование – ее форма. Вода – благодатный материал, она может принять любую форму, но останется верной себе, так же как и человек, состоящий из знаний более чем наполовину.Педагог – это проводник. И ученики чаще всего делают выбор, как делаем его все мы. Лучше пить из чистого источника, чем из заболоченного; приятно, когда перед домом озеро, а не лужа; веселее, когда река мощно катит свои волны к океану, чем когда скудно струится, пересыхая в жаркие месяцы.Вряд ли мы, взрослые, будем мыть руки в бензиновой пленке – только если у нас не будет выбора. Вряд ли мы решимся пить из незнакомого источника, разве что он расположит нас к себе своей чистотой. Педагог должен постоянно пополнять себя из самых разных начал, но быть безопасным источником для всех.Я вижу себя рекой, неторопливой, но мощной, вбирающей в себя ручейки и речушки, омывающей каждый мыс, знающей, что происходит вокруг на много дней пути. Мне нашептывают сказки тающие снега, в моих волнах играет яркое солнце, силу мне дают глубинные ключи. Много тайн храню я в сумраке, под водной гладью, но каждая из них будет исторгнута из глубин в свой черед. Люди сидят по моим берегам и отдыхают, радуясь бесконечному бегу волн. Но они не знают, что и я вглядываюсь в них, запоминаю их радости и огорчения, слезы счастья и печали, каждое гневное слово, брошенное в никуда с крутого обрыва, и слово любви, произнесенное шепотом среди шуршащих камышей.Я, река, всегда дам напиться, потушу пламя раздора, отрежу путь преследователю, остужу жар спора, помогу с течением домчаться до моря и океана, в котором каждый сможет попробовать свои силы.Я радостно буду струиться и между травяных лугов, и между гранитных стен. Всегда изменяясь, впитывая новое, буду оставаться неизменной в своей сути. То, что необходимо скрыть – укрою надежно, а утопающего вынесу к берегу.У нас, рек, ручьев, озер и ледников, – особая речь, особый разговор. Всегда мы поймем друг друга, с радостью соединимся, поделимся друг с другом, никогда не остановимся и не исчезнем, пока Земля вертится, найдем себе путь всегда и везде, даже если заключат нас под землю или в железные стены. Захотят нас заморозить – станем крепче стали, захотят сжечь – поднимемся легким паром в небо, чтобы пройти благодатным дождем там, где в нас более всего нуждаются.Поэтому будьте честными, будьте чистыми, будьте верными и прозрачными, глубокими и подвижными, полноводными и живительными, помните, какая великая ценность заключена в вас и какой жизнью вы наполняете все вокруг.
Комментарии