search
main
0

«Я видел истину»

«…Было уже утро, то есть еще не рассвело, но было около шестого часу. Я очнулся… и воззвал к вечной Истине; не воззвал, а заплакал… Я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить умом. Я видел истину, видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки». Это строки из рассказа Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека».

«Я видел истину». Почему видел? Может быть, привычнее сказать, что понял или познал истину? У древних греков было слово для обозначения истины – алетейя, что означает нескрытность, непотаенность. Истина не прячется, она лежит на виду, надо только уметь ее увидеть. Истина не вне нас, она в нас самих. В сути своей истина – это попадание в такую жизненную ситуацию, где мир вдруг открывается нам, становится понятным и волнующим. Истину не открывают, в ней живут. Таким образом, поиск истины всегда индивидуальный путь. Никто за нас понимать ничего не будет, понять должны мы сами.

В течение последних 15 лет я находился во всероссийском конкурсном движении «Учитель года России». И мне кажется, что мне открылась некая истина. Каким должен быть настоящий учитель? Великая миссия учителя состоит в том, чтобы ставить перед собой, обществом и государством сложные вопросы. Какова цель воспитания? В чем смысл обучения? Как школе противостоять существующей в обществе нетерпимости? Может ли воспитать свободную и думающую личность ребенка вечно сомневающийся учитель? Перечень вопросов можно увеличивать до бесконечности. Часто на педагогических конференциях, на конкурсе «Учитель года России» мы горячо обсуждаем современные образовательные технологии в школе, но мне кажется, что векторы дискуссий в школе и обществе должны быть направлены на искание истины, утоление жажды справедливости. Учитель не должен подчиняться только трезвому расчету, только выверенным технологиям. Он должен находиться в круговороте творческих метаний и импровизаций. Это формирует личность думающего ученика. На конкурсе «Учитель года России» я видел таких учителей.

Олег Геннадьевич Парамонов, учитель русского языка и литературы из Брянска, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1993, – гениальный человек, поэт, декламатор. Когда он читает стихи русских классиков или свои собственные стихи, то погружает учеников в удивительный мир художественной культуры, поэтому часто хочется самому попробовать себя в поэтическом творчестве. Хочется вернуться домой и взять с книжной полки стихи А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова, Бориса Слуцкого или Евгения Евтушенко. Олег Геннадьевич на уроке или во время мастер-класса создает особую культурную среду, способствующую творческому освобождению личности ученика.
Учитель МХК из Подмосковья, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012 Александр Александрович Демахин играет со временем и пространством, сталкивая прошлое и настоящее. У него на уроке картины Джотто сочетаются с песнями Гребенщикова. И это не противоречит истине, наоборот, истина открывается наиболее ярко, выпукло, волнующе. Русский философ XIX века В.С.Соловьев писал, что преимущество человека перед прочими существами природы заключается в способности познавать и осуществлять истину. «Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека… называется любовь».

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018 Алихан Мавладиевич Динаев из г. Грозного, служит, на мой взгляд, великой миссии учителя – воспитывать в себе и своих учениках гражданскую ответственность за наше общее прошлое и настоящее, которую свободно и добровольно принимает на себя каждый человек. Это качество человека Ф.М.Достоевский называл всемирной отзывчивостью. Широкая образованность, ораторское мастерство и умение вести диалог с учениками на равных – в этом сила молодого учителя обществознания Алихана Динаева.

Диалог на уроке у таких учителей становится главной образовательной ценностью. Диалог позволяет «оживить» знание, наполнить его ценностным смыслом, сделать значимым процесс обучения для ученика и для учителя. В диалоге развиваются критичность мышления, терпимость к чужому мнению.

2009 год. Дмитрий Медведев принимает лауреатов конкурса «Учитель года России»-2009

Финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019 Олег Вадимович Ренев из Санкт-Петербурга преподает математику. Этот предмет для меня всегда был трудным и скучным. Но сдержанная, интеллигентная манера общения учителя на уроке помогает понять и принять сложную науку, математику. После уроков О.В.Ренева ученики не напишут в своих воспоминаниях следующее: «На уроках этих господ мы или дремали, или рисовали какой-либо вздор… без плода и пользы для будущего». Эти слова взяты из дневника будущего императора Николая I. Олег Вадимович Ренев вдохновляет учеников решать сложные задачи.

Лучшие учителя России вдохновляют своих учеников каждый день, на каждом уроке! «Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность; где взгляд человека, неопределенно-блуждающий повсюду, на чем-нибудь останавливается». Пусть эти слова выдающегося русского философа В.В.Розанова помогут учителям и экспертам конкурса «Учитель года России»-2019, который будет проходить в г. Грозном, определить свое место и роль в огромном поликультурном российском обществе.

А в моей судьбе конкурс «Учитель года России» стал вдохновляющим началом, использую слова Б.Л.Пастернака, чтобы «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия».
​Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, заслуженный учитель России, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003, член оргкомитета конкурса «Учитель года»-2019, заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», директор ГБОУ гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте