Ленинский район Новосибирска, где находится средняя школа №73, самый большой и самый промышленный: заводы и фабрики в годы первых советских пятилеток начали строиться именно здесь.
Перестройка, конечно, изменила многое, но главное осталось – народ тут живет работящий, конечно, мечтающий о лучшем будущем для детей и внуков, но понимающий, что профессия в руках не помешает.- Спрос на рабочие профессии растет, как и потребность в квалифицированных технических специалистах, – объясняет Ирина Юрьевна Игошина, заместитель директора по УВР. – При этом дети, сами из рабочих семей, выбирали их неохотно – тут и всеобщая гонка за высшим образованием, и некий юношеский протест против семейных традиций. Невысокий престиж рабочих и инженерных профессий в общественном мнении частично объясняется, кроме прочего, и недостатком информации – дети имеют слабое представление о современном производстве, о современном рабочем. Мы понимали: школа может и должна повысить мотивацию выпускников к выбору рабочих профессий и политехнических специальностей. Но материальная база школы, к сожалению, не настолько сильна, чтобы делать это на высоком уровне.Выход нашли в сотрудничестве с учреждениями профессионального образования. В 2004 году средняя школа №73 стала базовой городской экспериментальной площадкой по реализации сетевого проекта «Политехническая школа», реализуемого в рамках государственной программы «Региональная программа развития профессионального образования Новосибирской области на 2014-2020 годы». Для сотрудничества выбрали профессиональное училище №50, имеющее высококвалифицированные кадры и современную учебно-методическую базу.Для начала определили миссию: создание открытой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы профессионального образования, гибко реагирующей на изменения внешних потребностей и имеющей возможность самонастраиваться. Поставили цель: профессиональная адаптация выпускников на рынке труда и в социуме. Задача: предоставить школьникам возможность не только получить образование, но и быть успешными, освоив профессию в школе.- На первом этапе, конечно, было тяжело, – рассказывает Татьяна Сергеевна Гуляевская, заместитель директора по УВР. – Необходимо было объяснить родителям, детям, для чего нужно такое обучение. Проводили и индивидуальные беседы, и родительские собрания с приглашением руководителей и педагогов училища, другие мероприятия. Очень часто задавался вопрос: «Зачем нам быть штукатурами или художниками-оформителями?» Объясняли, что мы не думаем, будто все выпускники пойдут в рабочие. Реализация проекта должна способствовать выбору собственной образовательной траектории для каждого ребенка, повышению мотивации для продолжения образования на каждой последующей ступени обучения. Были, конечно, и совместные методические совещания с преподавателями колледжа, и встречи с руководством.Большинство старшеклассников и их родителей с пренебрежением относились к профессиональным училищам. Но когда начали совместную работу по профориентации, школьники увидели в ПУ-50 совершенно иное – новое, оснащенное современным оборудованием учреждение начального профессионального образования.- Наши школьники, поступая в 10-й класс, автоматически зачисляются на 1-й курс Новосибирского архитектурно-строительного колледжа, в который за это время выросло ПУ-50, – говорит Гуляевская. – При поступлении им предоставляется выбор направлений для обучения. Само обучение проходит на базе колледжа, широко используется материально-техническая база архитектурно-строительного колледжа: мастерские, кабинеты, конференц-залы. Занятия ведут преподаватели НАСК. Они проходят один раз в неделю – после двух-трех первых уроков ребята уходят в колледж, который находится сразу за школой.Как сделать так, чтобы не превратить учение в мучение?- Мы пришли к выводу, что традиционная система управления учебным процессом и инновационная деятельность находятся в противоречии, – отвечает на вопрос Игошина. – Классно-урочная система тормозит развитие творческой деятельности как самих учеников, так и преподавателей, поскольку весьма актуальным становится вопрос перегрузки учебного процесса. Поэтому на уровне 9-11-го класса мы сделали упор на сетевые и индивидуальные образовательные программы, ввели институт тьюторства. Проектная группа преподавателей и педагогов, попечительский совет, советы старшеклассников, учащихся профессионального училища ведут активную проектную деятельность, направленную на раскрытие школьниками своей индивидуальности и созидание собственной личности. В возникшей у нас системе инновационной деятельности «Политехническая школа» идет согласование предложений и родительского заказа, направленных на овладение ключевыми компетентностями для будущей профессионализации и социализации ребенка.Одна из сетевых программ – «Виртуальная мастерская KNAUF-производства», разработанная учениками и педагогами школы и колледжа. Из нее родился постоянно действующий сайт. «Виртуальная мастерская KNAUF-производства» – это функционирующая система, представляющая комплекс информационных ресурсов по изучению профессии рабочего, отдельных этапов производства.Еще одна образовательная программа – «Введение в мир строительства и деревообработки» – может изучаться детьми самостоятельно в рамках дистанционного образования. Для этого она снабжена пособием с описанием хода работы и чертежами. Все модели довольно просты в изготовлении, не требуют сложной технологической оснастки и доступны ребятам, имеющим минимальные навыки ручного труда. Курс «Введение в мир строительства и деревообработки» состоит из модулей, содержащих лабораторные работы и необходимую теоретическую часть, и ставит целью не только ознакомить старшеклассников с основными законами производства, но и научить их самостоятельно определять предложенные закономерности. Практически все лабораторные завершаются соревнованиями, по итогам которых выставляются оценки за выполненную работу. Такой подход стимулирует у школьников и учащихся колледжа поиск наилучших технических решений.С 2012 года реализации СОШ №73 стала стажировочной площадкой проекта «Политехническая школа». Ее педагоги – тьюторы процесса внедрения модели в общеобразовательных учреждениях города Новосибирска: повышают профессиональную компетентность руководителей и педагогических работников. Эксперимент увенчался успехом. Дети стали участвовать не только в конкурсах творческих работ НАСК, но и в городских и даже международных. Впрочем, главное, наверное, не в этом. Отношение к профессии рабочего, к техническим специальностям изменилось.Совместная работа оказалась очень полезна и колледжу – в процессе становления проекта он получил субсидиарную поддержку от города, сумев значительно обновить и усовершенствовать свою базу, поменять статус.- Школа, увы, не получает никакой финансовой поддержки от города, хотя мы смогли бы сделать больше, – вздыхает Гуляевская. – Но горды уже тем, что система полностью работоспособна, ее можно применять на других площадках. Так что можем считать наградой, что с 2016 года проекту присвоен статус сетевой инновационной площадки «Политехническая школа».Новосибирск
Комментарии