search
main
0

«Я уйду из дома, если…»: как родителям реагировать на манипуляции детей

Дети часто манипулируют взрослыми в своих интересах. Как отличить истинные манипуляции от условных и стоит ли им противостоять, рассказала старший преподаватель кафедры практической педагогики Воронежского государственного педагогического университета Алла Севрюкова.

Фото: pixabay.com

На страницах ресурса Растимдетей.рф Алла Севрюкова рассказала, что стоит за манипулятивным поведением детей разного возраста, как его предотвратить и как правильно реагировать.

Что называют манипуляцией

Зачастую любое неприятное для взрослого детское поведение расценивается как манипуляция. Иногда таковым считают даже детский плач. Поэтому существует мнение, что малышей не нужно баловать, этих манипуляторов надо наказывать. Однако это не так.

Манипулирует тот, кто притворяется для достижения желаемого. При этом приходится скрывать свои истинные эмоции, прогнозировать поведение других людей. Младенцы и дошколята на это не способны – ни физиологически, ни психологически. Ребенок в возрасте до 7 лет спонтанен, он отличается искренностью эмоций и эгоцентризмом, он не умеет прятать свои чувства. Лобные доли коры головного мозга, которые ответственны за самоконтроль, у него еще не созрели. Эгоцентризм, нормальный для такого возраста, не позволяет малышу поставить себя на место другого и предугадать его поведение. Так что из малышей не получаются манипуляторы.

Крик, истерики, отказ от общения, плач, капризы, агрессия, показная беспомощность, отказ от еды – все, что ребенок делает как будто назло, делается лишь из необходимости удовлетворить свою потребность в чем-либо.

Что стоит за «манипулятивным» поведением

В раннем и дошкольном возрасте можно говорить лишь об условной манипуляции. Таково восприятие родителями поведения ребенка. Это может быть кризис негативизма или неудовлетворенные потребности малыша. Кризис негативизма считают важным этапом в личностном развитии, он характерен почти для всех детей. Поведение ребенка в такой период выглядит не совсем адекватно. Как правило, ребенок не осознает, что с ним происходит.

Фото: pixabay

В любом возрасте стремление удовлетворять собственные потребности естественно. Схема «стимул — реакция» на базе опыта работает у каждого ребенка: заплакал — получил. Однако это не является манипулированием в полном смысле этого слова. Не стоит идти на поводу у ребенка, создавая недопустимый пример.

С подростками все иначе

Подростки способны прогнозировать реакцию взрослых. В этом возрасте дети становятся искусными манипуляторами. Мозг перестраивается, формируется чувство взрослости, осознание своего «Я», ребенок занимает позицию «спиной к семье, лицом к социуму». По этим причинам его поведение кажется странным и пугает родителей. Подростки формируют свою идентичность, проходит процесс отделения от родителей. Любые их манипуляции направлены на провокацию у взрослых чувств страха («Я брошу школу, уйду из дома, выпрыгну из окна…»); стыда («А вот когда я был маленьким, ты мне не купила то-то и то-то…»); вины («У Маши дорогой смартфон, а у меня такого нет»); гнева. Родителям тяжело находиться в таких состояниях, поэтому они стараются уступить подростку.

Как реагировать на манипуляции

Неприятное детское поведение не обусловлено тем, что ребенок злой. Обычно это нужно воспринимать как сигнал о помощи, необходимости поддержки и внимания. Так что родителям нужно вести себя умнее и взрослее, не поддаваясь на провокацию. Важно разобраться и понять, что именно нужно подростку в данный момент, о чем он сигнализирует, поддержать его. Если поддаться манипуляции, ситуация обострится. Педагог предлагает следующий план действий.

Фото: pixabay.com
  • Оценить ситуацию. Стоит прислушаться к своим чувствам, целям и чувствам ребенка, и подумать: происходит что-то принципиальное для взрослого или можно уступить ребенку.
  • Контролировать эмоции. Соберитесь и постарайтесь спокойно реагировать, без лишней эмоциональности.
  • Уверенная аргументация. Настойчиво и спокойно объясняйте свою позицию, не отступайте от своих решений.
  • Игнорируйте манипуляцию – это непростая, но вполне выполнимая задача. Нужно не обращать внимания на ситуацию, чуть позднее вернуться к ней и обсудить.
  • Переключите внимание (для маленького ребенка). Отвлеките малыша на что-то другое.
  • Говорите о своих чувствах. Разъясните, что поведение ребенка вас расстраивает.
  • Раскройте манипуляцию. Дайте понять, что вы знаете о настоящих мотивах поведения ребенка.

Профилактика

Любую неприятную ситуацию проще предотвратить, чем затем разрешить. Что может помочь избежать нежелательного поведения ребенка? Такую роль могут выполнять запреты – неслучайные, понятные, справедливые, ненарушаемые и немногочисленные. Профилактике служит также лидерская позиция родителей. Если в семье детоцентризм (ребенок всегда в центре внимания), у детей пропадает чувство безопасности, появляется тревога. Важно самим не быть манипуляторами, дурной пример заразителен. Необходимо поощрять открытый разговор о потребностях. Ребенок, который умеет и не боится выражать свои чувства, рассказывает родителям о своих нуждах и интересах, не будет манипулировать и хитрить. Старайтесь выстроить с детьми доверительные отношения.

В ребенке необходимо формировать правильное отношение к себе и другим, адекватное самовосприятие (неправильно: «ты лучше всех», правильно: «для меня ты самый лучший»). Стоит объяснять ребенку, что его желания не должны вредить другим людям. Важно приучать что-то делать для других, избегать сравнений с другими детьми. Стоит также приучать к мысли, что не все желания должны быть выполнены.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» делилось советами известного психолога, как обезопасить ребенка и при этом воспитать его самостоятельным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте