Сегодня каждый молодой человек способен сделать огромный шаг навстречу своей мечте, ведь еще в школе он может выбрать профессию. Медицинские, инженерные, ИТ-, академические, кадетские, педагогические, медиа- и предпринимательские классы активно сосуществуют под одной крышей, а ребята работают в лабораториях, получают практические навыки в колледжах, посещают мастер-классы и каникулярные смены вузов-партнеров.
Школьники не только занимаются академической деятельностью, но и участвуют в проектно-исследовательской работе, вузовских олимпиадах, научно-практических конференциях, которые дают дополнительные баллы к поступлению.
Уже в средней школе ученикам предоставляется возможность выбора, благодаря системе образовательных вертикалей они могут выбрать сферу, в которой хотели бы развиваться, и понять, в какой предпрофессиональный класс пойдут в 10‑м. В школе существует возможность «гибких переходов»: если ребенок вдруг захочет сменить сферу деятельности, то он без труда сможет это сделать, досдав определенные зачеты.
Хотя классы и являются практико-ориентированными, они рассчитаны на получение учениками академических знаний для поступления в топовые вузы.
– Конечно, нужно отметить, что ученики предпрофессиональных классов показывают более высокие результаты в ЕГЭ по выбранным профильным предметам и, конечно, они более конкурентоспособны по отношению к выпускникам других классов, – уверена заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева.
В программах предпрофессиональных классов подготовка к ЕГЭ комбинируется с практическими занятиями. На инженерии у ребят в учебном плане есть практикумы по робототехнике на языке программирования Arduino, технологии современного производства, 3D-моделированию. В медицинских классах кроме углубленного изучения химии, биологии ребята на курсе «Шаг в медицину» учатся сначала в теории, а потом на муляжах оказывать первую помощь, делать внутривенные инъекции.
Практические занятия проходят в специально оборудованных пространствах: лабораториях, ИТ-полигонах. Там инженеры работают с 3D-принтерами, тестируют модели дронов в огороженных сеткой пространствах. Медики используют интерактивный анатомический стол «Пирогов» для изучения 3D-моделей органов тела. IT-полигон также не является средой только для ИТ-классов, здесь могут работать ученики любых классов и направлений. В некоторых школах есть «Учебные дни в IT-полигоне», когда педагоги проводят в этом пространстве уроки музыки, литературы, экономики.
– Благодаря этому насыщенная IT-среда в полигоне формирует единую картину мира у учеников, не разделяет знания на куски, а создает понимание того, как цифровые инструменты влияют на нашу жизнь во всех сферах, – отмечает директор школы №1474 Ирина Курчаткина.
По словам учеников этой школы, здесь всегда готовы помочь с подготовкой к экзаменам, а в выборе факультета помогают программы подготовки от вузов с выездами, лекциями и практикумами. Кроме того, в школу часто приезжают представители от университетов и компаний-работодателей, которые обращают внимание на перспективных ребят. Также к школьникам приходят побеседовать молодые ученые, известные предприниматели и другие специалисты. Они делятся опытом, мотивируют ребят собственными успехами.
В предпрофессиональных классах проектная деятельность закрепляется в расписании как предмет и по формату напоминает проекты в вузах. Каждый может выбрать сферу проекта, после чего за учеником закрепляется научный руководитель, который направляет его, показывает, что и как нужно делать.
Например, в прошлом году девочка из инженерного класса школы №1474 делала проект, связанный с машинным обучением. Она писала код для компьютерной модели, которая предсказывала цены на квартиры на основе анализа большого массива данных и факторов, объединенных между собой. Другие ребята собирали на базе Arduino RGB-подсветку, реагирующую на движение.
Свои разработки ученики используют не только в школе, они участвуют в конкурсах, где многообещающим проектам помогают с реализацией. Так, предпринимательские классы могут получить инвестиции благодаря участию в акселераторе «Технолидеры будущего».
– Главный плюс медицинского класса в том, что на этапе школы уже можно понять, медицина – это твое или нет, потому что, когда ты поступил в вуз, то уже ничего не сможешь сделать, ты сдал ЕГЭ по определенному предмету, дальше движешься по этому направлению. Программа же в предпрофессиональных классах представляет собой начальную программу вузовского обучения, теория и практика, которые даются здесь и на выездах, идут «в книжечку». Ты можешь получить «корочку» о начальном медицинском образовании уже в 10‑м классе и дальше работать в этой сфере, – так описывает преимущества предпрофессиональных классов десятиклассник Андрей Курятников.
Учителя школы обращают внимание на заинтересованность учеников в саморазвитии. В классах практически все ребята мотивированы на обучение, потому что при поступлении есть конкурсный отбор не только по баллам ОГЭ, но и по мотивационным письмам. Бывает, кто-то понимает, что хочет развиваться в смежной сфере, и меняет класс, но с мотивацией проблем нет. Ученики нацелены не на получение оценок, а на расширение знаний и кругозора, и это наверняка поможет им и в ЕГЭ, и на олимпиадах, и в жизни. По мнению учительницы физики Анны Мищенко, обучение в таком предпрофессиональном классе помогает с выбором специальности. Обычно внутри вуза ребята из предпрофессиональных классов редко меняют свое направление, они уже знают, чего хотят.
Заинтересованность старшеклассников в обучении убедительна. По их словам, именно та сфера, в которой они развиваются, помогает раскрыться им как личности. Многие считают, что именно их специальность движет человечество вперед. Каждый из них уверен, что сможет добиться успеха, раскрыть себя.
Надежда ТАРАСОВА, студентка факультета журналистики НИУ ВШЭ, Екатерина ЩЕТИНИНА (фото)
Комментарии