Наша страна готовится к событию общегосударственного масштаба – Всероссийской переписи населения 2002 г. В Челябинской области принята “Программа информационно-разъяснительной работы по подготовке и проведению ее”. Учителя истории, граждановедения, обществознания, географии активно участвуют в этой работе среди родителей и учащихся. Главным управлением образования и науки рекомендовано общеобразовательным учреждениям Челябинской области провести тематические уроки, разъясняющие социальную значимость переписи.
В помощь учителям общественных дисциплин лабораторией методики преподавания учебных дисциплин образовательной области “Обществознание” Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников, зав. лабораторией Ибрагимовой Л.Д., заслуженным учителем РФ, разработаны методические рекомендации. Материалы из истории переписей были предоставлены Челябинским областным комитетом государственной статистики, О. Козловой, координатором по информационно-разъяснительной работе отдела переписи населения и демографической статистики.
Тематические уроки, связанные с подготовкой населения к проведению Всероссийской переписи населения на территории Челябинской области, объединены в содержательный модуль “Всероссийская перепись населения 2002 г.”.
Содержание модуля включает изучение вопросов:
1. Всероссийская перепись населения 2002 г.
2. Всероссийская перепись населения: моя гражданская позиция.
3. Демографическая ситуация в мире, России, Челябинской области в начале ХХI века.
4. История переписей: российский и зарубежный опыт.
Дополнительное время на проведение специальных тематических уроков по переписи населения в курсах истории и обществознания выделяется за счет регионального компонента базисного учебного плана.
Цели уроков:
содействовать социализации школьников, воспитанию гражданской культуры, активной гражданской позиции;
привлечь внимание школьников к демографическим проблемам мира, современной России, Челябинской области, к историческому опыту переписей населения в мире и в России;
помочь осознать значение Всероссийской переписи населения для консолидации общества, разработки демографической, социально-экономической, национальной политики в Российской Федерации и в Челябинской области, оценить культурно-историческое значение переписей населения в России в начале ХХI века и третьего тысячелетия;
сформировать умения объяснять понятия и термины, анализировать источники статистической и текстовой информации по вопросам народонаселения и переписей населения, результаты опросов общественного мнения, работать с образцами документов (переписные листы);
обосновывать выводы, суждения, проводить мини-социологические исследования и строить прогнозы, готовить информационно-аналитические сообщения на основе материалов периодической печати, радио, телевидения, интернета по вопросам переписи населения;
сформировать позитивное отношение к переписи, потребность в изучении истории переписей в международной и российской практике, в анализе информации о подготовке к переписи населения 2002 г. в определении форм своего гражданского участия в мероприятиях, связанных с проведением переписи.
При проведении уроков используются традиционные и нетрадиционные формы и методы, творческие задания для учащихся с учетом возрастных и познавательных возможностей.
Рекомендации к проведению специальных тематических уроков “Всероссийская перепись 2002 г. в России”
Граждановедение (5, 6, 7-е классы)
Урок N1
Тема: Всероссийская перепись населения 2002 г.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое перепись населения? История переписей в России и в мире.
2. Подготовка к проведению Всероссийской переписи населения 2002 г.: цели, задачи, значение.
3. Порядок проведения Всероссийской переписи населения 2002 г.
Средства обучения:
Постановление Правительства РФ от 22.09.99 г. N1064 “О Всероссийской переписи населения 2002 года”, постановление губернатора Челябинской области от 05.06. 2000 г. “О Всероссийской переписи населения 2002 года”, Герб Российской Федерации, гимн Российской Федерации, герб Челябинской области, изображение эмблемы Всероссийской переписи населения 2002 г., информационные материалы для учителя и учащихся.
Формы и методы организации деятельности учащихся:
Беседа по вопросам:
Сколько нас сегодня в мире, в стране, в Челябинской области?
Что такое перепись населения? Зачем она проводится? Когда в России происходила первая и последняя перепись населения?
Почему на рубеже ХХ и ХХI веков во многих странах мира проводится перепись населения?
Когда будет проходить Всероссийская перепись населения? С какой целью?
Кто руководит подготовкой и проведением переписи? Кто ее осуществляет в Российской Федерации, в Челябинской области?
Сообщения учащихся опережающего характера о переписи населения в странах мира в начале ХХI века, о демографической ситуации в России и Челябинской области.
Работа с постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г. N1064 “О Всероссийской переписи населения 2002 года”, постановлением губернатора Челябинской области от 05.06.2000 г. “О Всероссийской переписи населения 2002 года”.
Обсуждение изображения официальной эмблемы Всероссийской переписи населения России 2002 г.
Объяснение учителем вопроса о порядке проведения Всероссийской переписи населения в Челябинской области, о защите прав гражданина во время переписи. Групповая работа с содержанием переписного листа.
Задание группам:
На основе содержания переписного листа сделайте вывод:
Какое значение будет иметь информация, полученная при ответах граждан на вопросы переписного листа: для российского общества?
Выполнение творческих заданий в парах:
1. Объясните высказывание: “Страна без информации слепа, она не знает проблем, которые надо решать”.
2. Объясните смысл девизов переписей в разных странах:
“Посчитайте меня” (Великобритания)
“Это ваше будущее. Не оставляйте его пустым” (США)
“Впишите меня в историю” (Россия)
3. Покажите, как защищены права гражданина во время переписи населения.
Урок 2. Перепись населения России. Моя гражданская позиция.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы формы участия граждан в переписи населения?
2. Отношение к переписи членов общества.
3. Что должен знать гражданин, участвующий в переписи?
Вариант 1
Практикум в форме беседы об участии граждан в переписи, обсуждения информации печати, радио, телевидения, опросов общественного мнения по проблеме отношения к переписи населения, составление памятки гражданину, участвующему в переписи населения 2002 г.
Примерное содержание памятки
Что должен знать гражданин России для участия в переписи населения:
1. Точное время проведения переписи, ее задачи.
2. Содержание вопросов переписного листа.
3. Личность переписчика, нагрудный знак, наличие у него удостоверения переписчика.
4. Досье переписчика (сведения о личности с его фотографией), наличие его в районной (городской) комиссии по переписи населения.
5. Местонахождение переписного участка.
6. Номера телефонов районной комиссии по переписи населения, отделов милиции, участковых.
7. Предоставить достоверные сведения по вопросам переписного листа.
8. Права гражданина, участвующего в переписи.
Вариант 2
Ролевая игра
“Перепись приходит в школу”
I этап
Подготовка к игре
Издание постановления Совета класса о проведении переписи в классе.
Подготовка эмблемы и девиза переписи.
Разработка нагрудного знака и досье переписчиков.
Обсуждение вопросов, включенных в переписной лист.
Оформление переписного участка.
Выборы председателя комиссии по переписи, переписчиков, счетчиков.
Подготовка игровых переписных листов.
II этап
Проведение игры
Заполнение переписного листа в течение 15 минут.
Обработка результатов.
III этап
Подведение итогов
Объявление счетчиками результатов.
Обсуждение итогов переписи: Сколько нас, какие мы сегодня и какими можем стать завтра?
Примерное содержание вопросов переписного листа.
Дата рождения. Пол. Образование. Национальность. Место проживания. Количество членов семьи: из них – трудоспособных, нетрудоспособных. Количество братьев, сестер. Занятость в клубах, кружках, секциях.
Вариант 3
Встреча с представителями районной (городской) комиссии по переписи населения в Челябинской области, работниками отдела демографической статистики и переписи населения.
Домашнее задание
Социокультурный практикум: Узнайте численность населения в вашем городе, селе, его национальный состав, численность мужчин и женщин, трудоспособных и нетрудоспособных жителей.
Обществознание (8-9-е классы)
Урок 1. Всероссийская перепись населения 2002 года: цели, содержание, социальная значимость.
Вопросы для обсуждения:
1. Переписи населения в жизни общества: история и современность.
2. Демографическая ситуация в России и Челябинской области.
3. Всероссийская перепись населения 2002 года:
а) цели и задачи;
б) содержание вопросов переписи;
в) социальная значимость переписи населения в России.
4. Порядок проведения переписи населения в Российской Федерации, в Челябинской области.
Формы и методы проведения урока и организации деятельности учащихся:
Вариант 1
Проблемная лекция на основе информационных материалов для учителя и учащихся.
Постановка проблемных заданий:
Что означал термин “перепись” раньше и сегодня?
Почему переписи населения во всех странах придается большое общегосударственное значение, переписная кампания рассматривается как мероприятие национального масштаба, а участие всех жителей страны является важным условием развития демократического общества?
Как изменились задачи, содержание и методы проведения и обработки результатов переписи в современных условиях?
Вариант 2
Семинар-практикум.
Сообщения учащихся о переписях населения в России и странах мира. Анализ статистических данных о состоянии демографической структуры населения в современной России и Челябинской области.
Анализ постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.99 г. N1064 “О Всероссийской переписи населения 2002 года”, постановления губернатора Челябинской области от 05.06.2000 г. “О Всероссийской переписи населения 2002 года”.
На исследование каких сторон жизни общества и выявление каких проблем направлены вопросы?
Как может измениться жизнь российского общества на основе результатов переписи населения?
Урок 2. Всероссийская перепись населения 2002 г.: моя гражданская позиция.
Методические варианты
Формы и методы проведения урока и организации деятельности учащихся.
Вариант 1
Практикум
– Обсуждение результатов анкетирования родителей, бабушек, дедушек, старших братьев, сестер, соседей.
Вопросы анкеты:
1. Знаете ли вы дату проведения Всероссийской переписи населения.
2. Откуда вы узнали о проведении очередной переписи населения:
из газет;
из передач радио и телевидения;
от коллег по работе;
от соседей;
от друзей.
3. Кому необходимы результаты переписи:
органам власти;
предпринимателям;
историкам;
каждому человеку.
4. Есть ли у вас опасения по поводу своего участия в переписи, с чем они связаны:
с работой органов СМИ;
с боязнью впускать переписчиков в дом;
с боязнью передачи информации другим лицам.
Л. ИБРАГИМОВА,
заведующая лабораторией методики обществоведческих дисциплин Института дополнительного профессионального образования педагогических работников
Комментарии