Может ли малыш мыслить как инженер и художник? Конечно! А предложить человечеству новые архитектурные сооружения и формы? Не сомневайтесь! В этом мы убедились на опыте нашей Архитектурной мастерской, рассчитанной на дошколят. Наша студия в рамках дополнительного образования занимается профессиональной ориентацией детей.
Какого формата будет кружок, что преподнести детям, и так, чтобы передать мастерство и увлеченность, разжечь стремление создавать прекрасное? Как сформировать будущие интересы, которые могут помочь детям определиться с профессиональным выбором? Такими вопросами я руководствовалась, придумывая структуру художественной студии «Архитектурная мастерская».
Мастерская открылась в 2016 году. После первых занятий я проводила опросы, собирала отзывы родителей и детей. Прислушивалась к желаниям и интересам ребят, после каждого занятия мы обсуждали, что было сложно, что понравилось и чему они еще хотят научиться. Отзывы родителей, их пожелания помогли внести в программу изменения. Интересно, что оригинальность программы «Архитектурной мастерской» сложилась благодаря… государственному заказу, когда власть дала понять, что страна нуждается в технических инновациях, талантливых инженерах, архитекторах, изобретателях. Выросла потребность в организации образовательной среды, помогающей раскрыть ищущий творческий интеллект, способный к техническому творчеству и открытиям. Все это легло в основу студии.
В программе мастерской художественное декоративное творчество сочетается с техническими инженерными занятиями, причем в простой игровой форме, доступной для детей с 4 лет. В программу включены различные направления и виды деятельности – живопись, керамика, декоративное творчество с применением современных методик, песочное рисование на световых столах, конструирование из картона и других материалов, создание проектов и архитектурных макетов, лего-конструирование и создание масштабных городских макетов из лего, моделирование и изучение основ электроники, работа с электрическими конструкторами.
Архитектурная мастерская раскрывает и направляет детское творчество и воображение. Ребята считают себя будущими художниками, архитекторами, изобретателями, дизайнерами.
За шесть лет своего существования мастерская стала победителем в конкурсе «Юные техники и изобретатели», ребята получили дипломы проекта «Маленький архитектор», диплом конкурса «Мой старый цирк, Цветной бульвар…» в художественной категории. А в 2021 году Архитектурная мастерская получила диплом в номинации «Педагогическая находка» на конкурсе «Воспитатель года города Москвы»-2021.
А еще наша школа является активным участником городских образовательных проектов, в том числе «Инженерный класс в московской школе». Сам проект реализуется в старшей школе, в 10‑11‑х классах, но мы готовим своих учеников к участию в нем с детского сада. Уже на ступени дошкольного образования ставим перед собой цель – начать формировать у ребенка инженерное мышление. А именно – воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности.
Инженерное мышление дошкольников мы формируем на основе научно-технической деятельности, такой как лего-конструирование и другие виды конструирования. На занятиях в архитектурной мастерской ребята знакомятся с геометрическими фигурами, создают макеты домов, улиц, изучают основы электротехники. Также знакомим малышей с элементами робототехники, играем в дидактические игры с использованием Lego-конструкторов. Во время занятий ребята обучаются составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности. Отрабатываются и первые эксперименты. Такая деятельность детей способствует решению проблемных ситуаций нестандартными способами.
Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым развивая инженерное мышление детей не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности как в детском саду, так и дома.
Так, во время пандемии в 2021 году мы придумали и провели дистанционный онлайн-проект «Зеленый город будущего». В нем мы предложили детям и родителям пофантазировать, как будет выглядеть среда нашего обитания через какое-то время. Мам, пап и детей это очень вдохновило. Причем не только участников нашей мастерской, но и всей школы – мы дали объявление на школьной медиастранице. В итоге нам прислали множество макетов необычных зданий. Например, там был макет завода по переработке мусора, сделанный как раз из использованных вещей вроде коробок и пластиковых стаканчиков, причудливых футуристических форм, с зеленью и цветами на стенах. А представьте аэропорт, сделанный из спичечных коробков и макарон!.. Проект очень понравился детям и получил продолжение на занятиях мастерской.
Работа нашей студии показывает: становление базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста происходит в «эволюционной» цепочке: я исследователь – я конструктор – я мастер – я творец. Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни: может стать героем сказки, рассказа, послужить натурой для рисунка юного художника, оказаться объектом игровой, исследовательской, проектной деятельности. И, как всякий рукотворный продукт, он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.
Такой подход к организации деятельности детей делает их развитие более легким, быстрым и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой высотой является последующее формирование и развитие у детей инженерного мышления.
Анастасия НЕКИПЕЛОВА, воспитатель Школы имени Н.М.Карамзина
Комментарии