search
main
0

Я твой робот, я твой работник

Инженеры, конечно, нужны, но музыка - это тоже математика

Зеленоградский учитель, преподаватель робототехники Дмитрий НОЗДРИН еще известен как Фидель, лидер рок-группы «КУБА». Достаточно упомянуть их хит «Вставай, Донбасс», ставший неофициальным гимном ДНР и ЛНР. Кстати, Дмитрий еще и глава многодетной семьи, в «КУБЕ» вместе с ним играют его сыновья. А вот путь Дмитрия Витальевича в педагогику был сложным.

«Достижения моих детей – это и моя победа тоже!»

 

Его родители, дед и тетя – учителя, да и сам он предполагал, что тоже непременно пойдет по их стопам, хотя долго сопротивлялся этому. Окончил МИЭТ и связал, как думал навсегда, свою жизнь с электроникой и IT. Но в 2008‑м для отрасли наступили трудные времена. Однокурсница Дмитрия преподавала информатику в одной из школ Зеленограда и предложила ему попробовать вести этот предмет. Его приняли в школу заместителем директора по информатизации, и Дмитрию больше сил приходилось тратить не на учеников, а на учителей: вводил электронный журнал, объяснял, консультировал.

– Сейчас есть МЭШ (Московская электронная школа. – Прим. ред.) – это очень хорошо разработанный информативный портал, который помогает работе столичных школ, а тогда его еще не было. Делал все сам, – воспоминает Ноздрин.

Несмотря на руководящую должность, оплата труда была небольшой, и Дмитрию предложили использовать свои музыкальные способности в дополнительном образовании.

– Директор школы удивился, узнав, что у меня есть только диплом об окончании музыкальной школы, – делится педагог. – Он представлял, что рок-музыкой может заниматься исключительно человек с высшим музыкальным образованием. Пришлось возразить, что у Пола Маккартни такового нет, но никому в голову не приходит спрашивать его о консерваторском дипломе.

Дмитрий владеет всеми инструментами, которые звучат в его рок-группе. В кружок к нему записались ребята, которые не имели даже базовых понятий о музыке. Он учил их игре на гитаре и бас-гитаре, вокалу, а также организации и взаимодействию в музыкальной группе.

– Недавно мне написал один из участников кружка, – рассказывает Ноздрин. – Сейчас ему уже 29 лет, окончил МГУ, женат, дети. Когда он был старшеклассником, у него не стало отца. Так вот, молодой человек считает, что именно мой кружок помог ему преодолеть кризис: «Если бы не вы, покатился бы по наклонной плоскости и мог просто спиться».

Постепенно возникла необходимость в получении второго педагогического образования, и Дмитрий окончил МГПУ. А потом перешел в другую школу Зеленограда, где объем часов информатики у него увеличился в несколько раз. Тогда же в Москве запустили проект «Школа новых технологий», среди которых была робототехника. Этот предмет увлекал его с юных лет, и Дмитрий с радостью взялся за его преподавание. Школа под его кураторством несколько лет выходила в победители проекта «Школа новых технологий». А масштабы преподавательской деятельности быстро расширялись.

– Робототехника входит в программу дополнительного образования, но у нас оно охватывает все классы – с 1‑го по 11‑й, – уточняет Дмитрий Витальевич. – Другой специалист ведет робототехнику в начальной школе. А я уже отбираю к себе пятиклассников, проявивших себя и обязательно хорошо владеющих математикой.

Закономерный итог: постоянные победы в Московской олимпиаде школьников по робототехнике, победы учеников на муниципальном уровне и выход на региональный уровень Всероссийской олимпиады школьников. Были у Дмитрия и ученицы – три девочки, которые занимали призовые места, причем многократно.

– Занятия робототехникой мотивируют к изучению школьной программы по математике, физике и информатике, – убежден он. – Например, изучают ребята окружность в конце 5‑го класса, а у меня с этой темой знакомятся в самом начале 5‑го. Да, забегаю вперед, но как же иначе рассчитаешь оборот колеса робота?!

Занятия нравятся школьникам, а еще больше родителям: престижное направление и участие в олимпиадах, которое дает льготы при поступлении в вузы. Но здесь нередко возникает некоторое недопонимание сути и смысла происходящего.

– В прошлом году ко мне в кружок через сайт mos.ru родители записали уйму учеников, – вспоминает учитель. – А ведь не всем им нужны такие занятия. Ребята приходили, доставали телефоны и играли. Пришлось поступать жестко и ставить вопрос довольно радикально: или ты занимаешься у меня, или играешь на телефоне дома! А вообще я довольно настороженно отношусь к девайсам, не всем они нужны. Телефоны просто крадут время у детей. Даже своим сыновьям (6, 8 и 10‑й классы) даю в пользование только кнопочные аппараты. И школьникам объясняю: есть полезная еда, а есть еда с помойки, так же и с информацией. Когда пользуешься Интернетом, ты должен различать, полезную информацию ты черпаешь или заполняешь свою голову мусором.

Зеленоград в следующем году станет пилотной площадкой по использованию дронов в работе служб доставки. Уже сейчас многие видят на улицах Москвы роботов-курьеров «Яндекса». Но так стремительно, как ожидалось ранее, робототехника не развивается.

– Да, есть «умные дома», но очень не у многих, – подводит итоги нашего разговора Ноздрин. – Есть роботы-курьеры и роботы-пылесосы, тоже не широко распространенные. Бывшие поклонники фильмов о Терминаторе выросли и понимают: чтобы сделать одну только руку, способную сгибаться, как у человека, нужно 26 моторов! Поэтому пока человекоподобные роботы полностью из области фантастики.

А еще Дмитрий Витальевич сожалеет, что сейчас нагрузка не позволяет ему вести музыкальные занятия для детей.

– Робототехнику я люблю, очевидно, что стране нужны инженеры, но только гуманитарное образование дает широкий взгляд на мир. Хотя музыка – это тоже математика, – загадочно улыбается учитель.

Иоанна КОВАЛЕВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте