search
main
0

Я тебя понимаю

Откровенный разговор о детях с аутизмом, пришедших в начальную школу

Можете легко и быстро ответить на вопрос: что такое аутизм? Пока вы продумываете ответ, задам еще один: почему дети с аутизмом должны учиться в общеобразовательной школе? На эти вопросы, как и на многие другие, связанные с расстройствами аутистического спектра (РАС), ответить нелегко. А между тем за каждым из них тысячи семей, и в каждой своя история. Сегодня в России диагноз аутизм официально установлен у тридцати трех тысяч детей. Однако на самом деле таких деток гораздо больше. По данным Министерства здравоохранения РФ, распространенность РАС как в России, так и в мире составляет 1% в детской популяции. А значит, у нас больше трехсот тысяч детей с аутизмом.

Ответить просто на сложные вопросы взялись в ассоциации «Аутизм-Регионы» в рамках проекта «Дружелюбная школа». Адресаты их ответов – учителя и ученики московских школ, в которых организованы ресурсные классы для детей с аутизмом. Но на самом деле эти ответы для тех, кто хочет жить в цивилизованном обществе с равными для всех правами.
Осведомлен – значит вооружен. Эта старая английская пословица как нельзя лучше характеризует ситуацию вокруг обучения детей с РАС в обычных школах, а не в специализированных, закрытых от остального общества учебных учреждениях. Модель инклюзии, в которой сочетаются возможности общеобразовательной школы и индивидуализированной программы, необходимой детям с аутизмом, начала внедряться в российском образовании еще в 2013 году. Но до сих пор информированность и учителей, и администраций учебных заведений, да и общества в целом находится на зачаточном уровне. «Большинство школ в России на данный момент не знают, как эффективно включать детей с аутизмом в обучение в среде нейротипичных сверстников. В разных регионах родительские организации стремятся им в этом помочь. Важной составляющей процесса инклюзии является информирование. Со временем мы пришли к выводу, что нужно собрать и систематизировать наши наработки», – говорит пресс-офицер ассоциации «Аутизм-Регионы» Екатерина Заломова. Так родилась идея проекта, как помочь школам понять и принять учеников с аутизмом. Проект этот обобщил опыт родителей таких детей и школ, открывших в своих стенах ресурсные классы.

«Что это такое?» – один из вопросов, ответы на который подготовили инициаторы проекта «Дружелюбная школа». В 2017 году Министерство образования и науки РФ рекомендовало ресурсный класс как наиболее эффективную модель, которую можно внедрять в школе, принимая на обучение детей с РАС. Это не класс в нашем привычном понимании. Это профессиональное сопровождение детей с аутизмом, отработка с ними умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем посещать уроки в обычном классе. Ресурсный класс – это шанс для родителей адаптировать своих детей к жизни в обществе. «Когда в школах открывают такие классы, возникает огромное количество вопросов. Их задают учителя, логопеды, психологи, директора школ, их задают вахтеры, сотрудники столовых, весь школьный коллектив. И конечно, их задают дети», – рассказывает Екатерина Заломова. Обобщив все эти «почему?» и «как?», авторы проекта выпустили две брошюры «Дети с аутизмом в начальной школе. Откровенный разговор». Одна предназначена для учителей начальной школы, другая – для учеников 1‑4‑х классов. Обе необычного формата, яркие, круглые, на одной стороне вопрос, а на другой – ответ.

Наиболее часто задаваемых учительских вопросов набралось 57. Ответы на них команда составителей готовила таким образом, чтобы они были интересны как учителю, который никогда не взаимодействовал с ребенком с аутизмом, так и педагогу с большим стажем и опытом работы. Реальность такова, что каждый учитель за время своей работы встречает таких учеников, просто у одних есть официальный диагноз, у других – нет. По данным последних исследований, аутизм встречается у 1 из 54 детей. Екатерина признается, что структура брошюры для учителей полностью совпадает с драматургией освоения школами модели ресурсных классов. От настороженного и откровенно опасливого, мол, посадят такого ребенка ко мне в класс, и что я буду с ним делать, до конструктивного: «Научите методикам взаимодействия с детьми с аутизмом!», «Очень многие с удовольствием учатся этим методикам, потому что они работают в принципе для всех учеников, а не только для детей с аутизмом. Потому что они основаны на законах поведения, а они одинаковы для всех людей и вообще живых существ». По словам Екатерины, инклюзия вообще меняет школу в лучшую сторону, потому как вместо усредненного подхода здесь наиболее приемлемы гибкие модели, полезные всем детям и учителям без исключения.

Детских «почему?» оказалось больше, чем учительских, – 67. И больше всего команда составителей боялась вопросов этического плана. К примеру, «Миша глупый?» или «Почему Антон кричит?». Оказалось, все наоборот. Если не бояться признавать очевидное, говорят редакторы брошюры, и честно отвечать на задевающие вопросы, то ответ дается легко.
Самым же сложным оказался вопрос детей, ответ на который до сих пор не знают и ученые: «Почему рождаются дети с аутизмом?» Ответ получился самым длинным, но, возможно, именно он поможет школьникам понять: не нужно бояться детей, не похожих в чем-то на тебя, их нужно постараться понять. Ответы на детские вопросы написаны простым языком, без научных терминов и философских рассуждений, так, чтобы их поняли дети. Но прочитать их должны и взрослые. Причем не только учителя. «Мы очень надеемся, что родители одноклассников детей с аутизмом станут нашими единомышленниками, хотим, чтобы у них была достоверная информация об аутизме, чтобы они были готовы ответить на вопросы своих детей», – говорит пресс-офицер ассоциации «Аутизм-Регионы». Вопросы и ответы на эту тему могут стать своеобразной шпаргалкой и для родителей детей с аутизмом, ведь даже им не всегда просто объяснить окружающим, почему ребенок ведет себя не так, как от него ожидают.

Среди московских школ и некоммерческих организаций обе брошюры распространяются бесплатно. Для всех остальных – тоже бесплатно, они выложены на сайте ассоциации autismregions.ru. А еще создатели брошюры выпустили наклейки, которые могут пригодиться не только тем школам, которые хотят помочь детям с аутизмом, но и тем, кто хочет создать у себя дружелюбную атмосферу. На них написано: «Я тебя понимаю». Помните, «счастье – это когда тебя понимают»?

Ольга МОХОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте