Год педагога и наставника дарит массу неожиданных и приятных сюрпризов. В череде многих Всероссийский форум-конкурс «Учитель будущего поколения России», на котором я побывал в качестве эксперта. Уфа нас встретила теплом, всеми весенними ароматами и радостью общения с коллегами-экспертами, активистами конкурсного движения из десяти регионов нашей страны. Сам же форум-конкурс собрал 30 лучших студентов старших курсов из 25 педагогических вузов России. На открытии прошла жеребьевка, студенты были поделены на пять групп, затем они приняли участие в трех конкурсных испытаниях: «Диагностика профессиональных компетенций педагога», «Педагогический проекторий», «Разговоры о важном».
Мы разные, мы вместе
Современные цифровые возможности образовательного пространства педагогического университета безграничны. Вот и первый конкурс «Диагностика профессиональных компетенций педагога» прошел на базе электронной платформы Акмуллинского университета https://platforma.bspu.ru/. Диагностическое тестирование включало два блока: предметный – 10 вопросов по соответствующему профилю подготовки и методический – 8 вопросов по методике преподавания предмета через педагогические кейс-задания.
У будущих педагогов данное испытание не вызвало больших проблем. После тестирования они делились впечатлениями и утверждали, что в первом блоке не наблюдалось особых трудностей, все было понятно и знакомо. Во втором блоке было сложнее ответить на некоторые вопросы, имеющие неоднозначные ответы или где необходимо было выбрать несколько вариантов.
Конкурсное испытание «Педагогический проекторий» проходило на площадке Технопарка. Оно в первую очередь было направлено на демонстрацию участниками практических навыков, умений, универсальных и профессиональных компетенций в области образовательного и педагогического проектирования, а также представление результатов проектной деятельности (презентационной грамотности).
В нашей группе лучшим мы признали проект будущего учителя физики из Пермского края Екатерины Скоробогатовой с названием «Чемпионат машин Голдберга среди семейных команд. Наука и технологии для каждого». Заинтересовала работа «Фестиваль дружбы народов», которую представила Алия Гатаулина из Республики Чувашия.
В конкурсном испытании «Разговоры о важном» участники демонстрировали профессиональные компетенции в области организации и проведения классного часа. За сутки до его начала в результате жеребьевки студенты узнали класс, в котором им предстояло работать, каждому досталась одна из тем, предложенных организаторами: «Мир профессий», «Россия в мире», «Год педагога и наставника», «Традиционные семейные ценности», «Медиаграмотность и цифровая гигиена», «Мы разные, мы вместе».
Важным условием проведения классного часа было использование методических рекомендаций, сценариев, видео, плакатов, презентаций и интерактивных заданий, размещенных на сайте «Единое содержание общего образования».
Все участники подошли к испытанию творчески, с большим вдохновением. Не скрою, шесть занятий пролетели для нас, членов жюри, как один миг. Удивляло и радовало то, что будущие учителя смело импровизируют, работают со школьниками, которых увидели впервые, вполне профессионально, как взрослые и маститые педагоги.
В нашей группе успешно справился с поставленными задачами Данил Бобров, представлявший Республику Башкортостан. Хорошо, душевно провела свой классный час Анна Сычева из Волгоградской области.
После первых трех конкурсов в финальный тур вышли девять участников. Им предстояло испытать свои силы в демоуроке – новой форме аттестации студентов педагогических университетов, которая в скором времени войдет в обиход.
Демоурок «Школьные реалии» – это демонстрация участником профессиональных компетенций в области подготовки, проведения и анализа урока (соответствующего ФГОС) как основной формы организации учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучающихся. В процессе проведения урока участники искали выход из типичных педагогических ситуаций, разыгрываемых учениками в рамках специально подготовленных кейсов. Формат конкурсного испытания – урок по учебному предмету, который проводился конкурсантом с волонтерами профессионального (демонстрационного) экзамена, а они в свою очередь участвовали в создании модельной ситуации профессиональной деятельности. Конкурсное испытание проводилось на площадке демоэкзамена Акмуллинского университета в специально подготовленных для этого аудиториях, оснащенных видеокамерами, зеркальными окнами и звуковыми микрофонами.
После одного из уроков Михаил Нянковский произнес фразу, которая олицетворяет весь конкурсный марафон: «Будущее поколение в надежных руках».
Вернуть понятия доброты и порядочности
В рамках Всероссийского форума-конкурса «Учитель будущего поколения России» прошла панельная дискуссия «Образование между мирами. Казаться или быть», которую филигранно провела Эмма Сафиуллина, заместитель директора гимназии №39 города Уфы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018. Активное участие в ней приняли Анастасия Шрамко, учитель русского языка и литературы лицея №14 из Ставрополя, призер конкурса «Учитель года России»-2020, Светлана Видакас, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, Михаил Нянковский, директор ООО «Академия 76», абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1994, Екатерина Филиппова, учитель французского языка школы №34 города Рязани, народный учитель России, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1996, Андрей Белышев, начальник отдела сопровождения просветительской деятельности Академии Минпросвещения России. Они поделились своими мыслями, дали добрые и полезные советы будущим учителям. Вот несколько тезисов, прозвучавших на этой встрече:
Мудрость жизни: послушайте советы от трех важных людей в вашей жизни и примите решение!
В педагогической профессии нет мелочей!
Лень – это отсутствие «зачем?».
Интересно, куда идет личность студента, когда он идет в педагогический вуз?
Необходимо вернуть в целевую установку образования понятия доброты и порядочности.
Все получится, если учителю не все равно!
Отличная школа – это куда вошла толпа, а вышел народ!
Успех – это когда успел стать хорошим человеком!
Нужно научить детей не обижать друг друга.
Школьная жизнь должна быть теплой, счастливой и радостной.
С родителями нужно договариваться: вместе обучать, вместе воспитывать, вместе защищать детей!
Конечно, всю ауру данного события невозможно передать, но она была бы полезна не только начинающим педагогам.
Екатерина Скоробогатова, будущий учитель физики из Пермского края, так описала свои эмоции после всех испытаний: «Конкурс, благодаря которому я впервые участвовала в серьезных профессиональных испытаниях, впервые участвовала во всероссийском конкурсе, впервые сама писала и защищала проект, впервые проводила «Разговоры о важном», впервые самостоятельно путешествовала, впервые побывала в городе Уфе и сразу же влюбилась в него, надеюсь, я еще обязательно вернусь. Этот конкурс, как катализатор, дал мне огромный личностный рост. Я благодарна всем и каждому, кто был рядом на протяжении испытаний, и тем, с кем я познакомилась во время конкурса. Это прекрасные люди, которые уже показали, что будущее поколение России в надежных руках».
Своими впечатлениями поделился Илья Лукьянов, студент третьего курса Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого: «Это мой первый профессиональный конкурс профессиональных компетенций. Здесь я почувствовал, что учителя – очень открытые люди, готовые помочь друг другу. Между участниками нет никакой конкуренции, все подсказывают, делятся опытом. Мы все сплотились и стали будущими коллегами. И это очень здорово! Мне кажется, что мы учителя настоящего, потому что буквально через пару лет придем в школу. Думаю, что мы очень гибкие, эмпатичные, пожалуй, как и все учителя. Просто немного моложе и иногда легче находим контакт с новым поколением».
Гора и пчелы, опера и музей, поэзия и друзья!
Отличным подарком для всех участников стало посещение геопарка «Торатау». На этой территории расположены геологические объекты международного значения, природные и историко-культурные объекты. По достаточно пологой дороге мы поднимались ввысь, встречаясь на пути с первозданной природой. Нас окружали цветущие поляны земляники, многоголосье птиц, в вышине кружили ястребы и вороны, оберегавшие свои гнезда от нежданных гостей. Природа словно вторила конкурсу своими симфониями ярких и насыщенных красок, ароматов, звуков. Гора Торатау имеет форму купола с обрывистыми склонами, сложена известняками с многочисленными фаунистическими остатками: веточками мшанок, кораллов, раковинами и небольшими древними организмами, представленными мелкими белыми трубочками бактериальной природы.
После восхождения на шихан Торатау, а это, между прочим, высота 406 метров над уровнем моря, мы сделали сотни фотографий на утесах, скальниках, в цветущих кустарниках, а затем спустились в бортническую пасеку, чтобы ознакомиться с вековыми традициями башкирской земли. С какими любовью и трепетом экскурсоводы рассказывали нам о пчеле, об устройстве семьи, о пользе всего того, что она производит! В небольших домиках нам удалось расслабиться на кроватках, которые находились прямо над пчелиными семьями. Запах воска, меда, перги – все это насыщало наш организм полезными фитонцидами.
День завершался просмотром оперы «Риголетто» и посещением театрального музея Рудольфа Нуреева. Он был открыт в 2008 году к юбилею нашего великого соотечественника. В основе экспозиции 156 артефактов – фотографии, пианино, афиши, личные вещи, дневники, автографы – из жизни и творчества гениального танцовщика ХХ века, подаренных театру Международным фондом имени Р.Нуреева от имени правительства Великобритании. Директор музея погрузила нас в мир этого гениального артиста балета, балетмейстера, рассказав о его жизненных успехах и трагедиях.
Неформальная встреча экспертов конкурса с активистами клуба «Учитель года Башкортостана» вновь подарила нам атмосферу тепла и гостеприимства. Мы побывали в литературной гостиной. Поэзия Владимира Маяковского перемежалась с великими строками Мустая Карима, потом мы перемещались в пятое измерение Михаила Булгакова и летали вместе с Антуаном де Сент-Экзюпери. Это было настолько необычно и неформально, захватывающе и вдохновенно, что участники ждали продолжения! Завершилось действие стихами Екатерины Селюковой, учителя русского языка и литературы школы №127 из города Уфы, члена клуба «Учитель года Башкортостана»:
Я там, где жизнь, и жизнь вокруг меня
Бурлит, кипит, шумит и увлекает,
Я там, где жизнь, я в роднике купаюсь,
С названьем Счастье, веря и любя!
Наступил час «х». Эксперты подвели все итоги, конкурсанты пришли в себя после конкурсных испытаний.
Послесловие
«Всероссийский форум-конкурс «Учитель будущего поколения России» проходит в Республике Башкортостан и в Акмуллинском университете во второй раз. Растет количество конкурсантов, расширяется география, к участию подключились педагогические вузы из новых регионов нашей страны. А главное – растет профессиональный уровень будущих учителей. Жюри было очень непросто выбрать победителей. Все участники конкурса хорошо подготовлены, причем не только в своей предметной области, но и в других педагогических компетенциях – проектной деятельности, воспитательной работе, – отметил ректор БГПУ имени М.Акмуллы Салават Сагитов. – Лучшие учителя страны, победители всероссийских и региональных конкурсов «Учитель года» разных лет, стали экспертами конкурса. Уверен, взаимодействие между опытными педагогами и студентами, только начинающими свой путь в профессии, даст прекрасный результат».
Светлана Ильина, одна из экспертов конкурса, директор гимназии №3 городского округа Самары, председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», председатель Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы отметила: «В любом конкурсе побеждает личность. Если учитель может увлечь ребенка, стать для него интересным, отвлечь от гаджетов, такой педагог будет формировать будущее поколение России».
Победителем Всероссийского форума-конкурса «Учитель будущего поколения России» стал Илья Лукьянов, студент Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого, будущий учитель русского языка и литературы. Второе место разделили Данил Бобров, студент Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, и Ольга Ковалева, студентка Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева. Третье место завоевали Мадина Дениева, Чеченский государственный педагогический университет, Ирина Ефремова, Шадринский государственный педагогический университет, Елена Евсеева, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко. Достойно выступила студентка Армавирского педагогического университета Алена Вербникова, показав лучший результат в своей группе в конкурсном испытании «Проекториум» и второй результат в «Разговорах о важном». Мы гордимся, что растет достойная смена, креативная, интересная, с большими потенциалом и возможностями.
Лидеры конкурса получили от организаторов памятные подарки и денежные призы: по 20 тысяч рублей за 3‑е место, по 25 тысяч за 2‑е, а победителю достался сертификат на 50 тысяч рублей.
Организаторами конкурса «Учитель будущего поколения России» выступили Акмуллинский университет и администрация города Уфы Республики Башкортостан. Он осуществляется в рамках национального проекта «Образование» при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Организаторам и всем коллегам, с которыми мы работали и общались на конкурсе, хотелось бы сказать спасибо, прежде всего поблагодарить Салавата Сагитова, ректора БГПУ имени М.Акмуллы, Сергея Переверзева, руководителя клуба «Учитель года Башкортостана», его активистов Риму Ронжину, Ирину Саутину, Эмму Сафиуллину, Федана Гафарова, Регину Закирову и всех своих друзей по экспертному сообществу и конкурсу «Учитель года».
Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани
Комментарии