search
main
0

Я так думаю. Жанна ЛОВКИС, учитель математики средней школы №688 Приморского административного района города Санкт-Петербурга

Часто в погоне за какими-то своими личными интересами или устав от бытовых проблем, мы забываем что мы – учителя. А еще забываем о предназначении педагога, о своей миссии. В культовом советском фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» педагог Надя говорит врачу Жене, что она пытается учить своих учеников тому, чтобы во всем и обо всем иметь собственное суждение. Женя отвечает, что в его профессии иметь собственное мнение опасно – ошибки врачей дорого стоят. На что Надя замечает, что и ошибки педагогов стоят не меньше. И оба они приходят к выводу, что, судя по зарплате, их замечательные профессии обществу не очень нужны. Учитель – самый обычный человек, со своими радостями и неприятностями, удачами и неудачами, достоинствами и недостатками, но этот обычный человек призван решать важные и сложные задачи – обучать и воспитывать. Весь вопрос только в том, как.

По результатам недавно проведенных международных исследований по оценке образовательных достижений учащихся, российские школьники заняли 29-е место по математике, 24-е – по естественным наукам и 32-е – по чтению из сорока возможных мест. Сегодня это не секрет. Дело не в том, что наши ученики не умеют считать или читать. Имея теоретические знания, они не сумели применить их на практике. Показателен такой пример: на основе графика среднего роста голландских юношей и девушек требовалось определить, в каком возрасте рост девушек превышает рост юношей. Задача сводилась к исследованию свойств функций, заданных графически, но она выходила за пределы учебной ситуации, и наши ребята растерялись. Только 45 процентов российских школьников дали правильный ответ. Поэтому на сегодняшний день актуально звучат слова главной героини фильма педагога Нади: «Я учу думать своих учеников хоть самую малость». А уж иметь свое собственное мнение, уметь аргументировать и отстаивать его современному человеку просто необходимо. Но даже этого сегодня недостаточно. Известно, что Иван Ильин говорил, что образование само по себе есть дело памяти, смекалки, практических умений без духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а развертывает плоть его, ибо дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности – технические умения, которыми люди без духа, без совести, без веры и характера начинают злоупотреблять. Затеявшие Вторую мировую войну немецкие ученые имели великолепное образование, но не обладали высокими моральными качествами, а потому ставили опыты над людьми. Учитель, наряду с семьей, родителями, СМИ, оказывает влияние на становление личности ученика, он в состоянии помочь в формировании таких позитивных качеств, как доброта, уважение к другим людям, терпимость к чужим недостаткам, честность. Это долг учителя, но выполнить его педагог может только тогда, когда сам обладает всеми этими качествами. Отсюда еще одна задача, которая стоит перед учителем, – работа над своими собственными личностными качествами. Я преподаю в школе для детей с ослабленным здоровьем, которым по медицинским показаниям рекомендовано индивидуальное надомное обучение. У меня есть ученик с ДЦП. То, что здоровому ребенку дается легко, для него становится настоящим испытанием. Я стараюсь подбирать такие приемы и формы работы, чтобы он занимался этим сам. Но иногда приходится отходить от общепринятых нормативов времени, и ребенок понимает это, ценит. Мне было очень приятно, когда однажды он встал и сказал: «Спасибо вам за понимание!» – а придя на следующий урок, спросил меня: «Как ваше здоровье, как ваше настроение?» В ответ на внимание к себе ребенок проявляет такое же внимание к учителю, учится думать не только о себе. Наверное, очень важно, чтобы мы задумывались о том, что несем в себе и что можем дать своим ученикам. Слова о высоком предназначении учителя – не пустые слова. Хотим мы того или нет, своими действиями, поступками, словами мы оказываем влияние на становление взглядов наших учеников на окружающий мир, на становление их личности.

jannalov@mail.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте